Факторы и закономерности спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:42, лекция

Краткое описание

Факторы (детерминанты) спроса – факторы, определяющие величину спроса. Основным является цена товара. Также выделяют ряд других факторов спроса, которые принято называть неценовыми.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Спрос — это  отражение потребностей  людей  в  том  или  ином  товаре,

услуге, их желание  его купить. Потребителей интересует не  товар  вообще,  а

товар  по  приемлемой  цене.  Исходя  из  этого,  следует  говорить  не   об

абсолютном,   а   о   платежеспособном   спросе.   Платежеспособный    спрос

характеризует не только желание, но и возможность  купить товар.

  Спросом называется  количество товара, которое будет  куплено за приемлемую

  цену и в  определенный промежуток времени.

  Механизм рынка  позволяет удовлетворять  только  те  потребности,  которые

выражены  через  спрос.

На величину  спроса,  его  структуру  и  динамику  влияют  многочисленные

факторы экономического, социального и технологического характера.  Спрос  на

товар, например, может  увеличиваться в результате  рекламы,  изменения  моды

или  вкусов  покупателей.  Несмотря  на  это,   необходимо   отметить,   что

покупатель в  первую очередь интересуется тем, сколько  стоит  товар,  который

он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим  доходом. Это означает,  что

спрос на определенное благо в  основном  зависит  от  цен  на  товары  и  от

дохода, выделяемого  покупателем на потребление.

В условиях рынка  динамика спроса обусловлена одновременным  и разнонаправленным воздействием большого количества факторов. Измерить влияние всех факторов на спрос невозможно, поэтому важной задачей становится выявление основных и сильнодействующих факторов. Влияние других принимается незначительным и неопределяющим или опосредованным (через действия основных). Факторы (детерминанты) спроса – факторы, определяющие величину спроса. Основным является цена товара. Также выделяют ряд других факторов спроса, которые принято называть неценовыми. 
 
К неценовым факторам спроса относятся:

  • Доходы потребителей. При увеличении доходов увеличивается спрос на товары нормальной и высшей ценовой категории и уменьшается на товары низшей категории, поскольку люди, ранее вынужденные приобретать их, получают возможность купить более качественный продукт.
  • Размеры рынка. Увеличение числа покупателей приводит к увеличению спроса, уменьшение – к его сокращению. Размеры рынка могут варьироваться из-за изменения численности населения (например, пик или спад рождаемости определяет на спрос на детские товары) или при продвижении товара на рынки других стран.
  • Инфляционные ожидания. Опасение роста инфляции приводит к увеличению потребления ряда товаров (особенно первой необходимости – соль, крупы) впрок еще до ее начала.
  • Наличие и цена заменителей. Заменители – это товары, выполняющие те же или почти те же функции; аналоги. Рост цены на один из товаров группы (например, марку одежды) приводит к тому, что часть потребителей из экономии переходит на более дешевые модели. Некоторые товары имеют также дополняющие товары – то есть удовлетворяющие аналогичные потребности. Так, дополняющими товарами для любителей активного образа жизни будут велосипед и роликовые коньки.
  • Вкусы и мода. Предпочтения потребителей могут изменяться под влиянием моды, рекламы и других факторов, вызывая соответствующие изменения спроса.
  • Сезонность. Спрос на многие товары (новогодние украшения, дубленки, садовые принадлежности, купальники) колеблется в зависимости от времени года.
 

+ учебник

 
 

Информация о работе Факторы и закономерности спроса