Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 17:16, реферат

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним, почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а, следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Спрос и предложение, их эластичность
1. 1. Спрос, кривая спроса, закон спроса
1. 2. Факторы спроса
1. 3. Эластичность спроса по цене
1. 4. Предложение, закон предложения, кривая предложения
1. 5. Эластичность предложения, факторы
2. Основы функционирования рынка…
2. 1. Рыночное равновесие цен спроса и предложения
2. 2. Модели макроэкономического равновесия
2. 3. Равновесная цена
2. 4. Виды цен, структура цен
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

     1. Спрос и предложение, их эластичность…………………………………...5

           1. 1. Спрос, кривая спроса, закон  спроса…………………………………5

           1. 2. Факторы спроса………………………………………………………7

           1. 3. Эластичность спроса по цене………………………………………..8

           1. 4. Предложение, закон предложения,  кривая предложения………...10

           1. 5. Эластичность предложения, факторы……………………………..12

     2. Основы функционирования рынка……………………………………….13

      2. 1. Рыночное равновесие цен спроса и предложения…………………13

      2. 2. Модели макроэкономического равновесия………………………..14

      2. 3. Равновесная цена…………………………………………………….15

      2. 4. Виды цен, структура цен……………………………………………19

    Заключение …………………………………………………………………...25

    Список использованной литературы ……………………………………….27

 

ВВЕДЕНИЕ

     В данной курсовой работе рассматриваются  кривые спроса и предложения и  направление их изменения. Однако нас  интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним, почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а, следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

     Эластичность - одна из самых важных категорий  экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

     Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том  на какую величину изменится объем  спроса и предложения при изменении цены.

     Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

     В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить  влияние перечисленных показателей  на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

     Для фирмы при планировании объема и  структуры производства чрезвычайно  важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

     С повышением цен на продукцию фирмы  можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при  этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

     Однако  нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса при  повышении (понижении) цены продукции  на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая  цену, рассчитывает на рост выручки  от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

     Поэтому для фирмы важно определить, какое  в количественном отношении воздействие  на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Спрос и предложение, их эластичность

1.1. Спрос, кривая спроса, закон спроса

     Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).

     Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность  потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени, т. е. спрос - форма выражения потребности.

     Важно заметить, что спрос характеризует  не просто желание покупателя иметь  этот товар, но и его способность  заплатить за этот товар (т. е. возможность  купить товар). Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.

Объем спроса на какой-либо товар или услугу - это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного  периода времени.

     Цена  спроса на какой-либо товар или услугу - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

     Спрос – это качество товара и платежных услуг определенного вида, которые покупатель может и хочет купить при определенном уровне цен.

   Свойства  спроса:

  1. Снижение цен ведет к возрастанию спроса и наоборот. Спрос  может  быть  платежеспособным, т.е. обеспечиваться  денежными свойствами для  приобретения  товаров  и услуг.
  2. Рынок не реагирует на потребность покупателя, необеспеченную платежеспособность.

   В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает  покупаемые блага с теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между  потребностями и спросом такая  же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос - это планы или намерения покупателя относительно покупки товара.

   Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

    Кривая спроса - показывает, что цена и количество покупаемого товара находится  в обратно пропорциональной зависимости  и поэтому кривая спроса убывает.

     Рыночный  спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D (от англ. demand - спрос).

     Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса.

     Закон спроса: чем выше цена товара, тем  меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.

В частности  закон спроса выражает:

- обратную  зависимость между ценой и  покупаемым количеством товаров;

- постепенное  убывание спроса на данный  товар или услугу.

     Согласно  закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньше количество товаров или услуг будет куплено потребителями. По рис.1 видно, что если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т. е. очевидна нехватка каких-либо товаров или услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т. е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.

   Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую ползу, выгоду, удовлетворение. 

   1.2. Факторы спроса

   Спрос обладает ценовыми и неценовыми факторами. Под воздействием ценовых факторов, (цена) величина спроса (Q) движется вдоль кривой спроса.

Все факторы  кроме цены называются неценовыми.

  Неценовые факторы сдвигают кривую спроса ДД вверх и вниз.

1. если  спрос растет, то кривая ДД  смещается  вверх в положение Д1Д1

2. если  спрос падает,  то вниз в  положение Д2Д2 

Вне ценовые факторы:

1. Наличие  взаимодополняющих товаров,

2. Наличие  или отсутствие товаров субститутов,

3. Доходы  потребителей,

4. Изменение  в полезности товара,

5. Предпочтение  потребителей связанные с возрастом  и модой,

6. Изменение  числа покупателей на рынке,

7. Ожидание  инфляции. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Эластичность спроса

     Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов  изменится одна переменная экономическая  величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

     Показатель  ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак “минус” опускается).

     * Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

     * Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

     * При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Информация о работе Спрос и предложение