Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 00:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является - рассмотрение эластичности спроса по различным категориям и анализ ее использования в рыночной стратегии. Это позволяет оценить влияние различных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
СОДЕРЖАНИЕ
В современной рыночной экономике спрос и предложение играют важную роль в процессе общения покупателя и продавца. Также как и эластичность спроса, с помощью которой можно изучить процесс адаптации рынка к изменениям его факторов. Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки.
Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности актуально для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Целью курсовой работы является - рассмотрение эластичности спроса по различным категориям и анализ ее использования в рыночной стратегии. Это позволяет оценить влияние различных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
При написании работы использовались различные графики, таблицы, формулы. При рассмотрении конкретных задач, анализе графиков, рассмотрены механизмы взаимодействия эластичности спроса и предложения, условия изменения цен в различных условиях. В данной работе были изучены различные свойства и варианты эластичности, и их взаимодействия в различных ценовых факторах.
Методологическую основу курсовой работы составляют монографии и научные исследования русских и зарубежных авторов, таких как Булатов А. С., Камаев В. Д., Любимов Л.Л., Анохин Н.А. Мэнкью Н. Грегори.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассмотрены понятия спроса и его эластичности, варианты эластичности, виды и особенности, что представляется очень важным для дальнейшего раскрытия темы.
Вторая глава посвящена практическому применению эластичности в рыночной экономике.
В
заключении работы сделаны выводы о
необходимости и важности изучения
данной темы.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение – уровень развития технологии в данной отрасли.
Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.
В данной курсовой работе рассматриваются спрос, эластичность спроса, кривые спроса, цена и объем предложения на рынке их эластичность, а также рыночный механизм спроса и предложения и регулирование цены. Цены «пола» и «потолка».
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.
С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Целью
данной курсовой работы является изучение
спроса и предложения, а также
их эластичности.
Каждый человек нуждается в тех или иных благах. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.
Так что же такое спрос? И чем он отличается от мечты?
Этот термин, а точнее его полный вариант – «платежеспособный спрос» ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус. И сделал он это для того, чтобы провести тонкую грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести. Но еще раньше Мальтуса это различие очень хорошо описал Адам Смит: «Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека».
Позже Мальтус довел эту мысль до кристальной ясности. Его выводы позволяют нам сформулировать одно из важнейших правил экономической жизни:
«Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров».
Таким образом, спрос характеризует состояние рынка, а точнее, связь массы товаров, которую люди готовы купить, с величиной цен, по которой они могут совершать покупку. Проще говоря, спрос – это желание и возможность потребителя приобрести товар в определенном месте в определенный час и по определенной цене.
Спрос на рынке на какие-либо товары может измениться. Эти изменения можно рассмотреть на кривой спроса. Она описывает картину спроса на данном товарном рынке, т.е. зависимость между ценой товара и объемами его покупок, возможности при различных уровнях цен. Рассмотрим взаимосвязь цены и объема проданных товаров на примере мороженого. Для этого нужно начертить шкалу спроса, а затем по ней и сам график.
Шкала спроса:
P | Q |
11 | 20 |
9 | 30 |
5 | 60 |
3 | 85 |
где
Р – цена товара, а Q – его количество
Рис.1 Кривая спроса
Кривая спроса позволяет ответить на 2 вопроса:
Каждая тока на кривой – величина спроса на данный товар при определенном уровне его цены. Например, точка с координатами (60;5) обозначает, что при цене 5 руб. покупатели готовы приобрести 60 порций мороженого.
Кривая спроса описывает все варианты величин спроса, которые возможны на рынке в данный момент времени.
Кривая спроса может смещаться вправо или влево, если на нее влияют неценовые факторы, а если изменяется цена, то смещение цены происходит вдоль кривых спроса.
Спрос на товары может изменяться. На это влияют некоторые факторы1:
Если происходит любое из этих событий, кривая спроса изменится таким образом, что величина спроса на товар при существующих ценах будет ниже или выше, чем предполагалась первоначально.
Рис.1.1.
Кривая спроса
Если
спрос увеличится, то кривая спроса
сдвинется вправо, если спрос уменьшится,
то кривая двинется вправо.
Рис.1.2.
Кривая спроса
На большинстве товарных рынков связь между ценой и величиной спроса складываются так, что более высокой цене соответствует меньшее число покупок. Это подтверждается личным опытом любого человека, посещающего магазины.
Определяется закон спроса так: между уровнем цены (Р) товара и величиной спроса на него (Д) существует обратная зависимость.
Закон спроса имеет общепринятое графическое изображение:
Рис. 1.3 Закон спроса
Согласно закону спроса, при прочих равных условиях по низким ценам товаров купят больше, чем по высоким. Это происходит по двум причинам: