Законы спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

Оглавление

Введение
1. Содержание законов спроса и предложения 5
2. Факторы определяющие спрос и предложение 10
3. Значение законов спроса и предложения для современной экономики
России 18
Заключение 22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 140.83 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский(Приволжский) федеральный университет»

Институт  экономики и финансов  

Кафедра Антикризисного управления и оценочной  деятельности 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине "Микроэкономика"         

Тема: "Законы спроса и предложения" 
 

   Автор  курсовой работы                                                               Алиев А.Б.

   Группа                                                                                                       216

   Научный  руководитель                                                                                 

                                                     "__" ____________ 2011 г. 
 
 

Казань 2011

     Содержание

Введение

1. Содержание  законов спроса и предложения                                                           5

2. Факторы определяющие  спрос и предложение                                                     10

3. Значение законов  спроса и предложения для современной  экономики 

России                                                                                                                            18

Заключение                                                                                                                   22

Список использованной литературы                                                                          24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     Необходимо признать, что выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и в практическом применении на практике.

      В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности  перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

      Все это требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной  экономики выживет лишь тот,  кто наиболее грамотно и компетентно  определит требования рынка, создаст  и организует производство продукции,  пользующейся спросом, обеспечит  высоким доходом высококвалифицированных  работников.

      Изучение же спроса и предложения  на рынке сейчас становится  первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и предложения и способность моментально реагировать на малейшие их изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важно не только произвести какую-либо продукцию, а также и сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и предложение, а также  как они изменяются с течением времени.

      Целью настоящей работы является  теоретический и, по возможности,  практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Содержание законов спроса и  предложения 

     Любойарынок представляетасферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынкеаформирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которыхатребуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом. Спрос платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Рынок и еще раз рынок.

     Экономисты моделируют спрос, т. е. представляют его в виде модели. Спроса рассматриваетсяакак функция множества переменных, главная изакоторых — рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены. Чемавыше ценаатовара, тем меньшее его количество людиахотят купить, и наоборот, чем нижеацена, тем большеаобъем спросаана него. Подобную зависимость экономисты называютазакономаспроса. Закон спроса — при прочих равныхаусловиях, чем нижеацена, темабольше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, темавеличина спросааменьше. Таким образом, между ценойаиавеличинойаспроса существуетаобратнаяазависимость.

     Связь между ценой и объемом спросаана любой товар можно проиллюстрировать сапомощью кривой спроса. Кривая спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями нааэтот товар.

     Кривая спроса (D)аявляется нисходящей, убывающей.аПодобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса, поскольку график показывает обратную зависимость между ценойатовара X (Рх) и величиной спросаана данный товар                               (Qx). На рисунке ниже падениеацены с Р1 до Р2 ведет к ростуаобъема спроса с Q1 до Q2.

     Рис. 1.1. Кривая спроса

    

     Доасих порамы рассматривали проблему с позицииаодного единственного потребителя. Однако вареальной действительности спрос на любой гипотетический товар X предъявляют не один, а несколько потребителей. В связи с этим возникает необходимость определения двух новых понятий — «индивидуальный спрос» и «спрос рыночный». Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спросамы рассматривали выше). Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуальногоаспроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. Ааграфически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса.

     Рис. 1.2. Индивидуальный и рыночный  спрос 

     Аналогично закону спроса в экономике действует и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (p). Закон предложения – это реакция величины предложения    наадинамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, – уменьшение величины предложения.

     Графически закон предложения выглядит следующим образом:

     Рис. 1.3. Кривая предложения 

     Более точно этаакривая предложения выглядит следующим образом:

     Рис. 2.2. Кривая предложения 

     Кривая строится приаусловии неизменности факторов, влияющих на величину предложения, таких, какацены нааресурсы, технология производства, налоги и дотации, ценыана другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке и др. Изменение ввпредложении выражается впсмещении всей кривой. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения – влево.

     Каждой точкеана кривой соответствует комбинация «цена-количество товаров»: болееавысокому предложению соответствует возросшаяацена и большее количество поставок и продажатоваров; положение в начальных точкахана кривой – снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках.

     Кривая предложения находит множество применений: онааотражает предложение приасоответствующих ценах потребительских товаров и услуг, труда, земли, капитала, инвестиций, денег и т.д.

     Важно отметить, что всеаточки на кривой предложения показывают изменение цен и количества товарована рынке иииллюстрируют движение вдоль неподвижной кривой предложения.

     Следует строго различать «само предложение» и «величину предложения»: закон предложения характеризует прямое влияниеацены именно на величину предложения, т.е. Qs=f(P).

      
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Факторы определяющие спрос и  предложение  

     Рассматривая  категорию «спрос», мы акцентировали  внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние на спрос (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.

     В  том случае когда под влиянием  изменения какого-то фактора величины  спроса меняются при каждой  данной цене, происходит смещение  всей кривой спроса вправо  или влево параллельно самой  себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

Информация о работе Законы спроса и предложения