Законы спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

Оглавление

Введение
1. Содержание законов спроса и предложения 5
2. Факторы определяющие спрос и предложение 10
3. Значение законов спроса и предложения для современной экономики
России 18
Заключение 22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 140.83 Кб (Скачать)

     «Цена пола» – установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

     Цены пола и потолка могут  быть установлены государством, регулирующим ценообразование на  рынке. Например, государство при  осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

     Примером цены пола может служить  запрет на торговлю товарами  по ценам ниже их себестоимости.

     С ценами потолка, регулируемыми  государством, мы сталкиваемся чаще. В России в качестве цен  потолка можно рассматривать  устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с целью недопущения их резкого роста, возникновению социальных волнений и т.п.

     Цены потолка занижены по сравнению  с равновесной ценой и препятствуют  повышению рыночной цены до  уровня равновесия. Заниженные цены  обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.

     Например, рассмотрим рынок сельскохозяйственной  продукции в России. Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.

     Так или иначе, но фирмы,  вступающие в дело, должны считаться  с уровнем цены, сложившимся на  основе взаимодействия спроса  и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведет за собой наложение санкций и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены с начала этого года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента1.

     Таким образом, ФАС предъявила  претензии компаниям, обеспечивающим  более половины российской нефтепереработки.

     ФАС уже несколько месяцев  ведет мониторинг ситуации на  рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Помимо установления минимальных и максимальных цен государство стимулирует спрос посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, что правительство РФ будет субсидировать ставки по автокредитам. Субсидии будут предоставляться по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и при этом они должны быть российского производства. Размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ2.

     Следующей особенностью рынков  в России является то, что многие  из них представляют собой  механизмы несовершенной конкуренции,  в частности монополии и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей – это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.

     Олигополистическая ситуация на  рынке, когда присутствует ярко  выраженный лидер, позволяет компании  диктовать собственные условия  в отношении цен на продукт,  и в отношении номенклатуры. Пользуясь  протекционистскими мерами государства  (например, повышение импортных пошлин  на ввоз иностранных автомобилей в 2 раза), предприятие может управлять ценой, завышая и занижая ее, в то время как иностранные конкуренты вынуждены поднимать цены.

     Равновесие спроса на рынке  товаров в России сильно зависит  от социальной составляющей экономики  – это заработная плата, уровень  безработицы. Особенность российской экономики в том, что основной источник доходов российских граждан – это заработная плата.

     С 2000г. по 2010г. виден рост  номинальной, а впоследствии и  реальной заработной платы. Рост покупательной способности приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы начинает падать, растет безработица.

     Следующей особенностью формирования  рыночного равновесия является  то, что в России большую долю  на рынке товаров занимают  импортные товары. Отечественная продукция на сегодняшний день неконкурентоспособна с иностранными фирмами. Если после распада СССР, российские фирмы были неконкурентоспособны практически на всех рынках, то сейчас это касается в первую очередь рынков наукоемкой продукции (оборудование, электроника). В отсутствии собственного производителя, государство вынуждено снижать таможенные пошлин для ввоза иностранной высокотехнологичной продукции. По данным таможенной службы, по итогам 2007 и 2008 года импорт наукоемкой продукции превышает 50%. Поэтому относительно низкие цены на заменяемые товары иностранных фирм ведут к тому, что цены на наши товары также начинают снижаться и многие предприятия в силу высокой себестоимости несут убытки.

Хотя модель равновесия спроса и предложения  довольно абстрактна, но она позволяет вывить и понять основные тенденции на рынке, вывить факторы, которые влияют на эти тенденции, дает возможность прогнозировать развитие рынка в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

     Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

     Также, в заключении необходимо отметить, что важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.                        

     Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы 

        1. Курс экономической  теории: учебник – 5е дополн. и  переработ. Издан – Киров: "АСА",2003
        2. Экономическая теория: учебник для вузов/ А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В, Клочков и др.; Под ред. И.П. Николаевой/ Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т. – М.: Финстатинформ, 1997. – 399с

6. Демин  И.А. «Информационная теория экономики,  макромодель», Палев, Москва 1995 г.

7. Мельник  Л.Г. «Словарь: Экономика и информация: экономика информации и информация  в экономике», Москва 2006 г.

8. Петрова  Е.А. «Современный информационный  рынок, микроэкономический анализ»,  Гешос АРВ, Москва 2004 г.

 9. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2 изд.- М. Изд. Норма, 2003.-  Гл.3. С.80-96.

10. Гальперин  В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.  Микроэкономика: в 2-х т. СПб:  Экономическая школа, 2000. Изд. 2-е  испр.  С. 6-14. (В дальнейшем Гальперин В.М. Микроэкономика).

11. Пиндайк Р.  С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. – Гл.2.С. 27-65.

  12. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок:  микроэкономическая модель. Гл.2.С. 31-49.

  13. Макконнелл  К., Брю С. Экономикс. T.I. Гл.4. С. 61-73.

  14. Розанова Н., Шаститко А. Спрос  и предложение. Модель частичного  равновесия. М.: Анкил, 1995. С. 8-18, 28-36, 39-52.

  15.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.  Гл.З. С. 40-55.

   16. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика. T.I. С. 21-35. 

17. Журнал международного права и международных отношений 2007 — № 3

Информация о работе Законы спроса и предложения