Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа
Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.
Введение
1. Содержание законов спроса и предложения 5
2. Факторы определяющие спрос и предложение 10
3. Значение законов спроса и предложения для современной экономики
России 18
Заключение 22
Список использованной литературы
«Цена пола» – установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.
Цены пола и потолка могут
быть установлены государством,
регулирующим ценообразование
Примером цены пола может
С ценами потолка,
Цены потолка занижены по
Например, рассмотрим рынок
Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведет за собой наложение санкций и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены с начала этого года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента1.
Таким образом, ФАС предъявила
претензии компаниям,
ФАС уже несколько месяцев ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Помимо установления минимальных и максимальных цен государство стимулирует спрос посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, что правительство РФ будет субсидировать ставки по автокредитам. Субсидии будут предоставляться по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и при этом они должны быть российского производства. Размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ2.
Следующей особенностью рынков
в России является то, что многие
из них представляют собой
механизмы несовершенной
Олигополистическая ситуация
Равновесие спроса на рынке
товаров в России сильно
С 2000г. по 2010г. виден рост номинальной, а впоследствии и реальной заработной платы. Рост покупательной способности приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы начинает падать, растет безработица.
Следующей особенностью
Хотя модель
равновесия спроса и предложения
довольно абстрактна, но она позволяет
вывить и понять основные тенденции на
рынке, вывить факторы, которые влияют
на эти тенденции, дает возможность прогнозировать
развитие рынка в будущем.
Заключение
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Также,
в заключении необходимо отметить, что
важнейшими категориями микроэкономического
анализа являются спрос и предложение,
которые подчинены действию определенных
законов. Согласно закону спроса потребители
готовы приобрести по низкой цене большее
количество товара, чем по высокой; между
ценой и величиной спроса существует обратная
зависимость. Закон предложения в условиях
рынка предусматривает прямую зависимость
между ценой и объемом предлагаемого к
продаже товара: по более высокой цене
производитель готов выпускать и продавать
большее количество товара, чем по низкой.
Рынок
сводит продавцов и покупателей; равновесная
цена и объем продаж устанавливаются в
точке, где намерения продавцов и покупателей
совпадают. Изменения в спросе или предложении,
вызванные действием неценовых факторов
(изменением потребительских предпочтений,
ростом денежных доходов, введением дополнительных
налогов и проч.), приводят в действие рыночные
силы, благодаря которым равновесие на
рынке устанавливается в новой точке.
Список используемой
литературы
6. Демин
И.А. «Информационная теория
7. Мельник
Л.Г. «Словарь: Экономика и информация:
экономика информации и
8. Петрова
Е.А. «Современный
9. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2 изд.- М. Изд. Норма, 2003.- Гл.3. С.80-96.
10. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. СПб: Экономическая школа, 2000. Изд. 2-е испр. С. 6-14. (В дальнейшем Гальперин В.М. Микроэкономика).
11. Пиндайк Р.
С., Рубинфельд Д. Л.
12. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. Гл.2.С. 31-49.
13. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. T.I. Гл.4. С. 61-73.
14.
Розанова Н., Шаститко А. Спрос
и предложение. Модель
15.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл.З. С. 40-55.
16. Хайман
Д.Н. Современная микроэкономика. T.I. С.
21-35.
17. Журнал международного права и международных отношений 2007 — № 3