Законы спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- посмотреть как применяются законы спроса и предложения.

Оглавление

Введение 3
1. Законы спроса и предложения 5
2. Факторы влияющие на спрос и предложение 15
3. Применение законов спроса и предложения на примере рынка отдельных товаров 20
Заключение 25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теме Законы спроса и предложения 2010 год.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

     1. Эластичность спроса по цене,

     2. Эластичность спроса по доходу,

     которые являются показателями степени чувствительности спроса по отношению к изменению цен и уровня доходов и определяются следующими соотношениями:

эластичность  спроса по цене

     = изменение объема  спроса, % / изменение  цены, % 

     эластичность  спроса по доходу

     = изменение объема  спроса, % / изменение  дохода, % 

     Спрос эластичен, когда процент изменения  его величины больше, чем процент изменения цены (дохода), то есть ЕD > 1.

     Спрос неэластичным, когда процент изменения  его величины меньше, чем процент  изменения цены (дохода), то есть ЕD < 1.

     Анализ  рыночного механизма был бы односторонним  без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке  уже не со стороны покупателя, а  со стороны производителя.

     Предложение – это готовность и способность производителей предлагать к продаже определенный вид товара. [2, c.468]

     Величина  предложения – это величина товаров  и услуг, которое продавцы готовы продать в данном месте, в данное время и по данным ценам. Однако величина спроса не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющем место на рынке.

     С одной стороны, если цена в рыночной системе оценивается продавцами, как недостаточно высокая для  покрытия их издержек, величина предложения  будет заметно меньше, чем объем реального произведенного товара. Производители производят одинаковый товар в различном количестве. Однако, оказавшись на рынке, все они стремятся достичь наивысшей цены. При этом производители начнут активную продажу товаров, и в следствии этого увеличится предложение.

     Цена предложения показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться.

     В рыночной системе различают рыночное и индивидуальное предложение.

     Рыночное  предложение – агрегированная величина, которая может быть получена путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается, что все прочие факторы неизменны, в том числе и цены на ресурсы, которыми пользуются производители.

     Надо  отметить, что величина предложения  находится в тесной взаимосвязи не только от цен, но и от других параметров рыночной системы. Данная зависимость называется функцией предложения и в наиболее общем виде записывается следующим образом:

     Qs = f (P, Pr, K, T, N, B),

     где Pr – цены ресурсов; K – характер применяемой технологии; T – налоги и субсидии; N – количество продавцов; B – прочие факторы.

     Предположив, что все неценовые факторы  для рассматриваемого периода неизменны, можно перейти к функции предложения  от цены:

     Qs = Qs (P)

     Данный  график предложения называется кривой предложения (рис. 3).

     

 

Рис. 3. Кривая предложения

     Кривая  предложения показывает, какое количество изготовленной продукции готовы продать производители в данном месте и по данным ценам.

     Закон предложения – это прямая связь  между рыночной ценной и величиной  спроса.

     Данная  зависимость может быть представлена в виде таблицы, в графической интерпретации и в аналитическом виде.

     Эту зависимость, так же как и зависимость  между спросом и ценой исследовал Курно. Он писал, что «суть закона предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении».[4, с. 310]

     «В  отличие от спроса в области предложения не существует какого-то общего закона» [12, с. 23], то есть закон предложения не носит универсальный характер. Поэтому рассматривают возрастающий характер кривой предложения, наиболее часто встречающийся случай вместе с другими возможными вариантами.

     Так же как и в спросе, нужно различать  изменения предложения и изменения величины предложения.

     Изменение величины предложения наблюдается  при изменении цены данного товара, при неизменности прочих факторов рыночной системы и отражается движением вдоль кривой предложения (рис. 4).

     

 

Рис. 4. Кривая предложения (изменение величины предложения)

     Изменение предложения, наоборот, происходит при  изменении неценовых факторов. В  их влиянии так же есть закономерности: при неизменной цене данного товара и иллюстрируется путем смещения кривой вправо, при увеличении предложения или влево, при его уменьшении (рис. 5).

     

 

Рис. 5. Функция предложения (сдвиг кривых предложения) 

     Так, например, снижение стоимости ресурсов производства может повысить прибыль производства, создать стимулы к его дальнейшему развитию и предоставить новым фирмам возможность выхода на рынок со своей продукцией. Поэтому, при неизменности цены, можно ожидать увеличения выпуска товаров.

     Важным  элементом в анализе предложения является выявление характера и степени той зависимости, которая складывается между влияющими на предложение факторами и объемом данного предложения. Данную зависимость выражает категория эластичности предложения.

     «Эластичность предложения от цены есть процентное изменение предлагаемого количества в результате однопроцентного увеличения цены» [7, с. 307].

     По  своей природе понятие «эластичность  предложения» отражает реакцию производителя  на изменение ситуации на рынке. По неоклассической теории, изменение рыночной ситуации рассматривается только с позиции изменения главного влияющего фактора – цены.

     Показатель  эластичности предложения по цене измеряется с помощью данного соотношения:  

     Эластичность  предложения =

     = Изменение объема  предложения, %/ Изменение цены, % 

     Предложение называется эластичным, когда процент  изменения его величины больше, чем процент изменения цены, то есть Еs > 1, то предложение эластично.

     Предложение называется неэластичным, когда процент  изменения его величины меньше, чем процент изменения цены, то есть Еs < 1, то предложение неэластично.

 

    2. Факторы влияющие  на спрос и предложение. 

     Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов.

     Графически  это отражается смещением кривой спроса вправо, если спрос растет или влево, если спрос падает (рис. 6).

      

     

 

Рис. 6. Функция спроса (сдвиг кривой спроса) 

    Спрос меняется под воздействием неценовых факторов на потребителя. Среди наиболее значимых неценовых факторов спроса экономисты выделяют:

     1. Вкусы и предпочтения потребителей

     2. Доходы потребителей

     3. Число потребителей

     4. Цены на другие товары

     5. Экономические ожидания потребителей.

     Общее изменение кривой спроса на реальном рынке определяется общим воздействием ценовых и неценовых факторов.

      На  самом деле на спрос и предложение  влияют множество различных факторов и не всегда мы можем учесть все эти факторы, так как со временем факторы влияющие, например, на спрос могут измениться таким образом.

      При формирования спроса на какой-либо товар  у потребителя в первую очередь  действует ценовой фактор. В зависимости, какой реальный доход имеет человек (сколько он может приобрести товаров). Если реальных доход мал, то потребитель будет смотреть на цену товара, а если реальный доход будет высок, то потребитель при выборе будет ориентироваться на:

      1. качество;

      2. удобство;

      3. комплектность;

      4. обслуживание товара;

      и другие факторы.

      Для того что бы производитель успешно  реализовывал свою продукцию и не ушел с рынка, он  старается быть открытым для восприятия новых идей, по поводу модернизации или производству сопутствующих товаров, а так же поставщиков сырья и поставщиков их продукции на рынок, и конкурентов.

     В зависимости от того, какие факторы  побуждают человека к покупке, выделяют два специфических типа рыночного спроса:

  • функциональный спрос, характеризующийся только потребительскими качествами, присущими данному благу;
  • нефункциональный спрос, который возникает у потребителя не из-за потребительских характеристик товара, а под влиянием других факторов.

     Нефункциональный  спрос делится на:

     Спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара:

  • Эффект массового потребления (или эффект вагона);
  • Эффект сноба;
  • Эффект Веблена (или эффект показательного потребления).

     Спекулятивный спрос;

     Нерациональный  спрос.

     Наиболее  значительная часть нефункционального  спроса связана с экзогенными  воздействиями на полезность. Это  означает, что полезность товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли этот товар другие люди, или вследствие того, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами.

     Эффект  массового потребления (или  эффект вагона)

     Под эффектом массового потребления понимается та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар.

     Эффект  отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться. Эффект присоединения к большинству часто возникает у детей с игрушками, и создание такого эффекта – главная цель в маркетинге и рекламе игрушек. Чем больше смещается кривая индивидуального спроса (d) под воздействием увеличения рыночного спроса (D), тем выше данный эффект. Например, если нам отовсюду будут говорить, что сейчас в моде носить джинсы вместе с юбкой, то большая часть девушек будет носить юбку вместе с джинсами.

     Эффект  сноба

     Характеризует величину, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар, то есть вследствие увеличения рыночного спроса. Этот эффект выражает стремление людей к уникальности, стремление отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Редкие образцы произведений искусства, специально спроектированные спортивные автомобили, модная одежда, созданная в единственном экземпляре, являются примерами снобистских товаров. Чем большее количество людей приобретает данный товар, чем выше его рыночный спрос, тем меньше ценность данного товара для сноба и соответственно тем ниже его индивидуальный спрос.

     Эффект  Веблена (или эффект показательного потребления)

     Отражает такое, так называемое, парадоксальное явление - увеличение спроса на некоторые товары из-за того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Данное явление было впервые обосновано американским экономистом норвежского происхождения Торстеном Вебленом в его знаменитой книге «Потребление праздного класса».

Информация о работе Законы спроса и предложения