Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- посмотреть как применяются законы спроса и предложения.
Введение 3
1. Законы спроса и предложения 5
2. Факторы влияющие на спрос и предложение 15
3. Применение законов спроса и предложения на примере рынка отдельных товаров 20
Заключение 25
Список использованной литературы
Эффект показательного потребления наблюдается в том случае, когда повышенная цена для потребителя является престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос. Например, спрос на бриллианты.
Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственного нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным. Графически рост спекулятивной составляющей спроса отражается путем смещения кривой спроса вправо.
Нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют спонтанный спрос у покупателей, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с жвачками, орешками, конфетами и т.д.
К неценовым факторам относится, прежде всего, то, что оказывает воздействие на условия производства, увеличивая или уменьшая объемы производства при сохранении неизменной цены единицы производимого блага.
Воздействие неценовых факторов принято отмечать на два типа: стимулирующее и дискриминирующее.
Отмечают наиболее значимые неценовые факторы предложения:
Величина издержек производства определяется ценой на ресурсы, которые использует фирма в производственной деятельности, включая заработную плату, проценты за кредит, стоимость сырья и прочие показатели. Чем ниже затраты производства, тем выше прибыли получит производитель и увеличится предложение товаров;
Сокращение величины налогов с компании и рост субсидий, как правило, является положительным фактором развития производства и тоже ведет к росту предложения, а рост налогов, напротив, повышает издержки и сокращает предложение.
Усовершенствование технологий приводит к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и увеличению предложения.
Как
правило, благоприятные ожидания экономических
субъектов создают
Чем больше фирм участвует на рынке определенного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложение. Монополизация отрасли даже при неизменности общего объема производственных мощностей, наоборот, может привести к сокращению рыночного предложения.
Цены на товары-конкуренты в производстве. Например, рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи «химии».
На предложение и на цену товара влияет еще один ряд факторов, который относится только к производителю. Производителю необходимо знать:
1.
знание продуктов и услуг
2. знание нужд потребителей;
3. знание конкурентной среды;
4.
знание о своих скрытых
3. Применение законов
спроса и предложения
на примере рынка отдельных
товаров.
В России, да и во всем мире идет рост спроса на мясную продукцию. Основными "двигателями" спроса на продовольствие, являются рост населения, экономический рост и урбанизация. Растущее население требуют большие продовольствия, энергии и водных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Так как спрос на мясную продукцию с каждым годом растет. а предложение ограничено, то будет рост предложения. Мясо скота можно заменить на мясо птицы, а последнее на продукты содержащие белки. Из всего выше перечисленного следует, что мясная продукция эластична, следовательно равновесная цена будет изменятся, только за счет инфляции денежной валюты или факторов влияющих как на рыночную цену, так и на величину спроса.
Разнообразие
предложения продуктов
В формировании предложения продуктов питания на региональном продовольственном рынке значительную долю занимают сельскохозяйственные продукты растительного и животного происхождения низкой степени переработки.
Я рассмотрю только формирование предложения на продукты животного происхождения. При анализе формирования предложения продуктов питания животного происхождения необходимо учесть, что часть сельскохозяйственной продукции животного происхождения, производимая в хозяйствах всех категорий, далеко не в полном объеме поступает на потребительский рынок.
В Приволжском федеральном округе производства мяса сельскохозяйственными производителями достаточно разнообразно (мясо крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, птицы) и постоянно увеличивается (табл. 1),что отвечает требованиям рынка в условиях повышении спроса на мясо.
В
регионе потребления мяса, как
личное, так и производственное (в
2006г. – 1734,2 тыс. т, в 2007 г. – 1796 тыс. т)превышает
, предложение региональных производителей,
то есть общерегиональное предложение
мяса формируется во многом за счет ввоза
из других регионов и импорта.
Таблица 1.
Производство скота и птицы на убой в убойном весе в ПФО (по всем
категориям хозяйств) [27,c.76]
в тыс.т.
Годы | Скот
и
птиц, всего |
В том числе | |||
свиньи | овцы и
козы |
Крупный рогатый скот | птица | ||
2007 | - | 510,9 | 42,7 | 567,8 | 350,9 |
2006 | 1398,9 | 467.3 | 41,4 | 570,4 | 284,8 |
2005 | 1337 | 443,4 | 37,5 | 581,5 | 267,8 |
2004 | 1376,1 | 453,6 | 40,8 | 619,1 | 246,2 |
2003 | 1368.5 | 463,6 | 37,8 | 628,5 | 223,5 |
2002 | 131,3 | 440,2 | 37,5 | 619,5 | 206,8 |
2001 | 1267,3 | 418,4 | 39.7 | 595 | 119,4 |
Довольно сложная ситуация складывается и на рынке мяса и мясопродуктов. Она характеризуется, с одной стороны, увеличением и спроса, и предложения, а с другой – дефицитом действительно качественной продукции.
Производство
отечественной продукции
В
настоящее время предложение
на региональном потребительском рынке
продовольственных товаров в значительной
степени формируется за счет импорта продуктов
питания. Доля импорта основных видов
продуктов питания животного происхождения
в товарных ресурсах страны представлена
в таблице 2.
Таблица 2.
Импорт в Россию продовольственных товаров
животного происхождения [27,c.78]
тыс. т
Продукты питания | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. в % к 2006 г. |
Мясо свежее и мороженное (без мяса птицы) | 1411,3 | 1489,4 | 105,5 |
Мясо птицы свежее и мороженное | 1282,5 | 1249,9 | 101,0 |
Рыба свежая и мороженная | 686,1 | 870,2 | 126,8 |
Изделия и консервы из мяса | 34,8 | 40,7 | 117,1 |
Молочная продукция является, для многих граждан России, не обходимы продуктом питания. Молочная продукция имеет тенденцию к росту (за исключением сухого молока). С каждым годом идет рост спроса на молоко и молочные продукты как в России, так и в регионах страны, что мы можем увидеть в третий таблице.
Таблица 3.
Реализация молока и молокопродуктов в России
и Поволжском Федеральном Округе.
тыс.т
Регион | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. |
РФ | 12 489,64 | 12 459,64 | 12 745,41 | 12 832,14 |
ПФО | 3564,02 | 3596,81 | 3778,09 | 3913,00 |
Респ. Мордовия | 164,25 | 167,91 | 186,98 | 200,26 |
Респ.Татарстан | 701.93 | 734,61 | 793,77 | 871,52 |
Респ. Удмуртия | 372,41 | 395,09 | 431,90 | 440,63 |
На рост спроса молочной продукции в первую очередь влияют такие факторы как:
а так же другие факторы.
Сравним какие факторы и в каком количестве влияют на выбор молочной продукции в России (диаграмма 1. и диаграмма 2.).
Просмотрев и проанализировав данные из диаграмм, сделаем вывод. Наиболее важным фактором, при выборе молочной продукции является цена. На втором месте, в 2007году, является качество, а в 2006году срок хранения.
Диаграмма 1.
Влияние фактор на выбор молочной продукции в 2006г. ( % )