Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:52, курсовая работа
В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное
обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением
«продавец- покупатель», которое в превращенной форме, свойственной
обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и
потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом
и предложением.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I:ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА 4
1,1: ВИДЫ СПРОСА И ЭЛЕМЕНТЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ. 5
1,2:ВЕЛИЧИНА СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА. 6
1,3:ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 10
Глава II:ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 14
2,1:ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 15
2,2:ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 18
2,3:РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА. 20
Глава III: ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ
ТРУДА В РОССИИ. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 27
определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет
купить тем меньше товара, чем больше его цена, и наоборот. Конечно,
реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь
дополнительные средства, приобрети взамен данного товара иной, заменяющий
его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания
объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности
покупателя ограничены определенным пределом.
Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривых
спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между
величиной спроса
и ценой, то есть шкалу спроса.
[pic]
Кривые D-D' на графике показывают:
при повышении цен
потребность людей сокращается, и наоборот, когда цена снижается, спрос на
продукты увеличивается.
Кривые спроса позволяют установить не только объем спроса,
соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительность
величины спроса к изменению цены на товар.
Смещение кривых спроса происходит под влиянием изменений доходов
людей. Когда доход возрастает, спрос на большинство товаров увеличивается,
и наоборот, при уменьшении дохода спрос снижается. Эти товары экономисты
называют нормальными. Но есть и товары-исключения, на которые с
возрастанием дохода спрос падает, а с уменьшением - растет.
Среди товаров низшей категории есть такте удивительные товары,
величина спроса на которые растет с увеличением цены (т.е. кривая спроса
является растущей). Спрос на многие товары в экономике зависит от ситуации
на рынке других товаров. Например, если цена на зеленый салат возрастет, а
на капусту останется без изменения, потребители перейдут на салаты из
свежей капусты и, соответственно, кривая спроса на нее сдвинется вправо.
Такие салаты, как салат и капуста, называются заменителями. Есть и такие
товары, на которые спрос растет одновременно, например, если снизится цена
на лыжи, по всей вероятности, возрастет спрос на спортивную зимнюю одежду.
Такие товары называют дополняющими.
Итак, сдвиг кривой спроса может произойти в результате:
1. изменения вкусов потребителей;
2. изменения вкусов потребителей;
3. изменения ситуации (спроса, предложения, цены) на рынке
заменителей или дополняющих товаров.
Теоретически вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся
закону спроса, величина спроса на которые возрастает при увеличении цены.
Их называют товарами Гиффена. Предпринималось много попыток обнаружить
такие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цен на товар
увеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражает
высокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие
не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято
считать товарами Гиффена. Здесь вновь сказывается условность предпосылок,
заложенных в основу закона спроса.
Закон спроса и закон
рецептов построения кривых спроса и предложения. Однако они играют огромную
роль в раскрытии природы, толковании рыночных процессов и объяснения
поведения продавцов
и покупателей на рынке.
1,3:ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
Эластичность-это мера
или предложения) на изменения другой (цены).
Закон спроса гласит, что величина спроса на товар находится в обратной
зависимости от изменения цены на него. Насколько же велика эта зависимость?
Оценить ее позволяет показатель, который называется эластичностью спроса по
цене. Если величина спроса сильно реагирует на изменения цены, то говорят о
высокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется при
изменении цены, то говорят о низкой эластичности. Мерой такого изменения
служит коэффициент эластичности спроса(К).
К=Рост объема спроса (в%)/Снижение цен (в%)
При эластичности спроса, равной единице, изменение цены, скажем, на 5%
вызывает изменение спроса на те же 5%.
Если эластичность спроса
быстрее, чем цена, мы говорим, что спрос на данный товар эластичен. Если же
показатель эластичности меньше единицы, т.е. величина спроса меняется
медленнее, чем цена, мы говорим, что спрос на товар неэластичен. При этом
надо помнить, что при разной исходной цене на один и тот же товар
показатель эластичности спроса чаще всего будет разным.
К товарам с эластичным спросом обычно относят:
1. предметы роскоши;
2. товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета;
3. легкозаменяемые предметы;
Товары с неэластичным спросом включают:
1. предметы первой необходимости;
2. товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета;
3. труднозаменяемые товары;
С эластичностью спроса
изменить цену на свой товар. Если фирма повышает цену на свой продукт, ей
хочется, чтобы спрос на него был как можно менее эластичным. Для этого
необходимо, чтобы продукт стал для потребителя незаменимым, и,
следовательно, надо воспитывать у покупателя «преданность» к изделиям
данной фирмы, ее торговой марке. Но если фирма хочет заработать на снижении
цены, ей выгодна
высокая эластичность спроса на ее
товары.
Исследования показывают, что спрос на большую часть
сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В
силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря
хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно
снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку
(доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер
спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть
нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров
зависит от ограничения
фермерского производства.
Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее
период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила
заключается в том, что многие потребители - это люди привычки. Если цена на
продукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробовать другие
продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины
повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но
через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу,
на которые у них теперь "появился вкус". Другое объяснение этого правила
связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что
"краткосрочный"
спрос на бензин менее
спрос (0,7). Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане
большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания
бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами. В
предпринятом недавно прикладном исследовании, посвященном системе
пригородного железнодорожного сообщения г.Филадельфии, утверждается, что
"долгосрочная" эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в 3
раза превышает его "краткосрочную" эластичность. Точнее, краткосрочная
реакция пассажиров (определяемая непосредственно в момент изменения целы
билета) неэластична и равна 0,68. Наоборот, долгосрочная реакция
(определяемая за четырехлетний период) эластична и равна 1,84. Более
высокая долгосрочная эластичность объясняется тем, что при наличии
достаточного количества времени потенциальные пассажиры железнодорожного
транспорта получают возможность принять необходимые решения относительно
покупки автомобиля или изменения местонахождения дома и работы. Во всяком
случае, такое различие эластичности привело автора к выводу о том, что
система пригородного сообщения, обслуживающая около 100 тыс. Пассажиров,
могла бы немедленно увеличить ежедневную выручку на 8 тыс. дол., повысив
цену билета на 0,25 дол., или примерно на 9%. Почему? Потому что
краткосрочный спрос неэластичен. Однако в долгосрочной перспективе те же 9%
роста цены приведут, согласно оценке, к уменьшению общей выручки более чем
на 19 тыс. дол, в
день, поскольку спрос эластичен.
Общий вывод гласит, что повышение цены, выгодное в краткосрочном
аспекте, чревато
финансовыми затруднениями в
долгосрочной перспективе .
Глава II:ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Предложение- это совокупность товаров, находящихся на рынке или
способных быть доставленными туда, это сумма товаров, которые продавцы
готовы продать при разной динамике рыночной цены. Другими словами,
предложение представляет собой рыночные фонды, то есть ту совокупность
товаров, которая поступает для окончательной реализации.
Предложение предопределяется
Информация о работе Спрос и предложение товаров. Закон спроса и предложения