Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курсовая работа
Главная цель работы – дать оценку конкурентным возможностям предприятия и исследовать деятельность ООО «СК» по повышению конкурентоспособности продукции, выявить основные проблемы функционирования предприятия в данной области.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
обоснование комплексного подхода к обеспечению конкурентоспособности товара;
анализ производственно-хозяйственной деятельности ООО «СК»;
разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие конкурентоспособности фирмы
1.2. Механизм обеспечения конкурентоспособности фирмы
1.3. Основные направления достижения конкурентных преимуществ
2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СК»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Динамика основных технико-экономических показателей ООО «СК»
2.3. Анализ показателей производства и реализации продукции
2.4. Анализ эффективности использования ресурсов предприятия
2.5. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия
3. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ООО «СК»
3.1. Характеристика конкурентов
3.2. Оценка конкурентоспособности предприятия
3.3. Исследование конкурентоспособности продукции
3.4. Разработка стратегии обеспечения конкурентных возможностей предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данные таблицы 6 свидетельствуют о возрастании стоимости основных производственных средств за 2007-2011 гг. на 1530,2 тыс. руб. или на 18%.
За период 2007-2011 гг. структура основных фондов предприятия претерпела незначительные изменения. Наибольшим приростом охарактеризовались другие виды основных средств – 4,82%, также можно отметить снижение доли сооружений в общей стоимости основных фондов на 7,84% или на 147,6 тыс. руб.
В 2007-2011 гг. снижается доля пассивной части фондов - зданий и сооружений (на 6,41% по сравнению с 2011 годом) и увеличивается доля активной части основных средств, что оценивается положительно в работе организации, поскольку качественные и количественные изменения в составе основных производственных средств должны осуществляться в направлении роста активной части средств труда. В этих целях в организации необходимо осуществлять мероприятия, обеспечивающие технические, организационные и экономические преобразования.
Обобщающими показателями эффективности использования основных фондов являются фондоотдача и фондоемкость. Показатель фондоотдачи характеризует выпуск продукции на единицу стоимости основных фондов, фондоемкость - это показатель, обратный предыдущему.
Оценка эффективности использования основных производственных средств ООО «СК» в работе осуществляется путем сравнения показателей фондоотдачи и фондоемкости, представленных в табл. 7.
Из таблицы 7 видно, что фондоотдача за рассматриваемый период возросла на 156,19%, а фондоемкость снизилась на 61%, что свидетельствует об эффективном использовании основных производственных фондов на предприятии. Фондоотдача в 2008 году несколько снизилась на 0,23 руб./руб. по сравнению с 2007 годом, что обусловлено падением объема реализованной продукции предприятия. В 2011 году стоимость основных средств несколько увеличилась, однако резко возрос объем реализованной продукции, в связи с чем фондоотдача возросла и составила 5,73 руб./руб.
Таблица 7
Показатели эффективности использования основных средств
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Откло- нение 2011/2007 |
Темп роста, % 2011/2007 |
Объем реализованной продукции за минусом НДС, тыс. р. |
18983 |
17650,6 |
17445,5 |
23237 |
57395 |
38412 |
302,35 |
Среднегодовая стоимость средств, тыс. р. |
8493,8 |
8567,1 |
8721,14 |
9706 |
10024 |
1530,2 |
118,02 |
Среднегодовая численность, чел. |
206 |
186 |
168 |
176 |
182 |
-24 |
88,35 |
Фондоотдача, руб./руб. |
2,23 |
2,06 |
2,00 |
2,39 |
5,73 |
3,49 |
256,19 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,45 |
0,49 |
0,50 |
0,42 |
0,17 |
-0,27 |
39,03 |
Фондовооруженность, тыс. р./чел. |
41,23 |
46,06 |
51,91 |
55,15 |
55,08 |
13,84 |
133,58 |
Показатель фондовооруженность работников ООО «СК» увеличился на 33,58%, что связано в первую очередь с увеличением стоимости основных средств и уменьшением численности персонала и свидетельствует об увеличении обеспеченности работников предприятия средствами труда.
В целом же можно говорить о позитивной тенденции использования средств труда в ООО «СК», наметившейся в 2011 году, в политике использования производственного потенциала предприятия.
Себестоимость строительной продукции – один из факторов, определяющих рентабельность производства, поэтому на анализе себестоимости остановимся более подробно. Под себестоимостью строительно-монтажных работ понимаются денежные затраты строительной организации на производство работ и сдачу заказчикам объектов и комплексов работ.
В рамках данного анализа проводится оценка себестоимости продукции в целом и по элементам затрат, выявление динамики данного показателя, определение влияния изменения каждой статьи затрат на общее изменение себестоимости продукции методом долевого участия, а также определение предельного уровня затрат.
В таблице 8 проведем анализ себестоимости продукции строительного предприятия по элементам затрат.
Таблица 8
Анализ себестоимости работ по элементам затрат
Элементы затрат |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение 2011/2007 | ||||||
тыс. р. |
уд. вес, %
|
тыс. р. |
уд. вес, %
|
тыс. р. |
уд. вес, %
|
тыс. р. |
уд. вес, %
|
тыс. р. |
уд. вес, %
|
тыс.р. |
темп роста % | |
Материальные затраты |
7872,3 |
58,15 |
8127,5 |
57,54 |
9776 |
63,31 |
11993 |
57,25 |
40265 |
73,29 |
32392,7 |
15,14 |
Расходы на оплату труда |
3438,7 |
25,40 |
3541,8 |
25,07 |
3752 |
24,30 |
61808 |
295,05 |
8219 |
14,96 |
4780,3 |
-10,44 |
Социальные отчисления |
1323,7 |
9,78 |
1427,3 |
10,10 |
1394 |
9,03 |
2274 |
10,86 |
3024 |
5,50 |
1700,3 |
-4,27 |
Амортизация |
226 |
1,67 |
178,5 |
1,26 |
130 |
0,84 |
185 |
0,88 |
155 |
0,28 |
-71 |
-1,39 |
Прочие затраты |
677 |
5,00 |
850,7 |
6,02 |
389 |
2,52 |
316 |
1,51 |
3273 |
5,96 |
2596 |
0,96 |
Итого затрат на производство |
13537,7 |
100 |
14125,8 |
100 |
15441 |
100 |
20948 |
100 |
54936 |
100 |
41398,3 |
- |
Структура элементов затрат, подчеркивает, что производство продукции предприятия является материалоемким.
Доля материальных затрат в общем объеме затрат предприятия за 2007-2011 гг. составляет более 50%, в 2011 году она увеличилась до 73,29%, что оценивается отрицательно в работе ООО «СК». Основную долю в материальных затратах (более 90%) занимают затраты на сырье и материалы, топливо и электроэнергию.
Как показывают данные таблицы 8, производство на предприятии является достаточно трудоемким, в последнее время наметилась тенденция к росту доли затрат на оплату труда, что впрочем объясняется изменением политики в области заработной платы: предприятие не считает для себя возможным в настоящее время увеличивать заработную плату работникам предприятия. За рассматриваемый период совместная доля расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды снизилась с 35,18% до 20,47%, т.е. на 14,71%. Наблюдается невысокая тенденция к росту прочих затрат, которые состоят в строительной организации из представительских и командировочных расходов (около 40%), налогов (около 35%) и услуг сторонних организаций.
Увеличение в 2011 году доли затрат на материалы по сравнению с другими годами объясняется удорожанием стоимости строительных материалов; и в связи с этим на предприятии должны быть проведены мероприятия по экономному использованию материальных ресурсов.
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль товарной (реализованной) продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.
Далее определим уровень затрат, т.е. затрат на 1 рубль реализованной продукции (табл. 9).
Таблица 9
Определение уровня затрат на рубль реализованной продукции
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Полная себестоимость работ, тыс.р. |
15538 |
16078 |
17612 |
20948 |
54936 |
Стоимость выполненных работ, тыс.р. |
18983 |
17650,6 |
17445,5 |
23237 |
57395 |
Затраты на 1 рубль выполненных работ, р. |
0,82 |
0,91 |
1,01 |
0,90 |
0,96 |
Табличные данные свидетельствуют, что удельный вес себестоимости в объеме работ в 2008 году по сравнению с 2007 годом возрос 9 коп., в 2009 году - на 10 копеек. В 2010 году уровень затрат несколько снизился, а в 2011 году возрос до уровня 96 коп. на рубль реализованной продукции. Как мы видим, в течение рассматриваемого периода 2007-2011 гг. наблюдается тенденция к увеличению затрат на 1 рубль реализованной продукции, что оценивается негативно в работе организации.
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от вне реализационных операций.
Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». На основе этого отчета составлена таблица 10.
Анализ финансовых результатов деятельности ООО «СК» за 2007–2011 годы (тыс. руб.)
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
18983 |
17650,6 |
17455 |
23237 |
57395 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
15538 |
16077,9 |
17612,4 |
20948 |
54936 |
Прибыль (убыток) от реализации |
3345 |
1572,7 |
-156,9 |
2289 |
2459 |
Прочие операционные доходы |
170,8 |
296,6 |
304,4 |
298 |
403 |
Прочие операционные расходы |
260,1 |
469,9 |
344,2 |
269 |
588 |
Прочие внереализационные доходы |
38,8 |
78,4 |
120,6 |
47 |
231 |
Прочие внереализационные расходы |
0,1 |
132,2 |
81 |
866 |
1728 |
Балансовая прибыль (убыток) |
3294,4 |
1324,1 |
-170,5 |
1489 |
777 |
Чистая прибыль |
2391,9 |
821 |
-142,2 |
923 |
187 |
Данные таблицы 10 показывают, что прибыль от реализации уменьшилась в 2009 году на 3552,9 тыс. р., т.е. организация в этом году получила убыток в размере 156,9 тыс. руб. Однако в 2010 году организация улучшила свои финансовые результате в виде положительного значения прибыли от реализации продукции в размере 2289 тыс. руб., а в 2011 году – 2459 тыс. руб. Таким образом, мы наблюдаем относительное улучшение финансовых результатов деятельности к 2011 году, но нельзя сказать об устойчивом состоянии предприятия. Балансовая прибыль за рассматриваемый период снизилась на 2517,4 тыс. руб. с уровня 3294,4 тыс. руб. в 2007 году до 777 тыс. руб. в 2011 году. Чистая прибыль также имеет тенденцию к уменьшению.
Показатели рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Расчет показателей рентабельности произведен в таблице 11. Анализируя данные таблицы, мы наблюдаем снижение всех показателей рентабельности в 20010 году, рассчитанных по прибыли от реализации, в динамике, что связано, прежде всего с тем, что организация получала убытки от хозяйственной деятельности.
Расчет показателей рентабельности, %
Наименование коэффициента |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Откло- нение 2011/2007 |
Рентабельность продукции |
17,89 |
8,91 |
-0,90 |
9,85 |
4,28 |
-13,61 |
Рентабельность основной деятельности |
17,35 |
7,50 |
-0,98 |
6,41 |
1,35 |
-16,00 |
Рентабельность основного капитала |
19,25 |
7,50 |
-0,94 |
7,78 |
3,37 |
-15,88 |
Рентабельность собственного капитала |
56,94 |
24,39 |
-4,26 |
40,29 |
19,64 |
-37,30 |
Рентабельность оборотного капитала |
25,15 |
9,54 |
-1,21 |
10,06 |
4,19 |
-20,96 |
Информация о работе Оценка конкурентных сил предприятия ООО «СК»