Оценка деятельности Светлогорского целлюлозно-картонного комбината на внутреннем рынке Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрыть понятие, сущность, а также провести оценку деятельности Светлогорского целлюлозно-картонного комбината на внутреннем рынке Республики Беларусь.
При написании данной работы основными задачами являлись: раскрыть теоретические аспекты связанные с проведением маркетинговых исследований; проанализировать деятельность рассматриваемого предприятия на внутреннем рынке; на основе проведенного анализа предложить направления совершенствования деятельности Светлогорского целлюлозно-картонного комбината на внутреннем рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Маркетинг как комплексная система управления в организации 6
1.1. Общая теория и стратегия маркетинга 6
1.2. Сущность, принципы и методы маркетинга 9
1.3. Зарубежный опыт управления маркетинговыми исследованиями 14
2. Анализ управления маркетинговыми исследованиями в организации 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Светлогорский ЦКК» 19
2.2. Организации маркетинговых исследований в организации 26
2.3. Стратегия, планирование и контроль в маркетинговых исследованиях 28
3. Пути повышения эффективности маркетинговой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям 30
3.1. Оценка эффективности управления маркетинговыми исследованиями в организации 30
3.2. Основные направления совершенствования системы маркетинга в организации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

маркетинговые исследования 111.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

Однако на практике очень часто  не представляется возможным или целесообразным проведение сплошного исследования всей совокупности. Для этого могут быть следующие причины:

  • невозможность установления контакта с некоторыми элементами совокупности;
  • неоправданно большие расходы на проведение сплошного исследования или наличие финансовых ограничений, не позволяющих проведение сплошного исследования;
  • сжатые сроки, отведенные для исследования, обусловленные утратой со временем актуальности информации или другими причинами и не позволяющие осуществить сбор, систематизацию и анализ обширных данных для всей совокупности.

Поэтому большие и  разбросанные совокупности часто изучаются  с помощью выборки, под которой, как известно, понимается часть совокупности, призванная олицетворять совокупность в целом.

Точность, с которой  выборка отражает совокупность в целом, зависит от структуры и размера выборки.

Различают два подхода  к структуре выборки — вероятностный  и детерминированный.

Вероятностный подход к  структуре выборки предполагает, что любой элемент совокупности может быть выбран с определенной (не нулевой) вероятностью. Существуют различные виды выборок, основанных на теории вероятностей (типическая, гнездовая и др.). Наиболее простой и распространенной на практике является простая случайная выборка, при которой каждый элемент совокупности имеет равную вероятность выбора для исследования.

 

 

 

 

3. Пути повышения эффективности  маркетинговой деятельности в  условиях перехода к рыночным  отношениям

    1. Оценка эффективности управления маркетинговыми исследованиями в организации

 

В 2005 г. маркетинговая ситуация на рынке гофротары Республики Беларусь сохранила свои основные тенденции развития. Если объединить их в крупные блоки, тезисно ее можно охарактеризовать следующими направлениями:

Макроэкономическая компонента

Рост ВВП в Республике на 6,8% в  год произошел, в том числе, за счет прироста в отраслях, традиционно являющихся заказчиками упаковки из гофрокартона. Следовательно, произошел рост потребления этой продукции.

Нужно отметить, что в составе  прироста ВВП доля отраслей, потребляющих гофроупаковку (пищевая, табачная, алкогольная,  бытовая техника и т.д.) составила, по данным Министерства статистики и анализа,  35%  от общего.

За последние три года, по данным экспертов журнала «Технологии  упаковки и переработки» (г.Минск), рост производства всех видов упаковки составил 6% в год.

Управление маркетинга ОАО «Светлогорский ЦКК» проводило такие исследования собственными силами.

Если говорить о рынке производителя, то в 2005 г. наметилась, и в следующем году будет укрепляться, тенденция прироста внутреннего рынка гофроупаковки за счет следующих факторов:

1) Появление новых производителей. В подавляющем большинстве это  представители частного бизнеса,  который испытывает большой интерес  к этому сектору экономики.  Высокая скорость возврата инвестиций, низкий ценовой порог вхождения в отрасль, наличие свободных сегментов рынка обуславливают процесс возникновения новых предприятий по переработке гофрокартона в гофроящики. Есть единичные примеры установки у таких производителей гофроагрегатов («Глобалпак», «Бумтара», г. Минск). 

2) Усиление влияния на белорусском  рынке игроков из других стран.  Так, по собственным данным, ЗАО  «Готек» увеличил экспорт в  Беларусь в 2005 г. в 1,3 раза по сравнению с 2004 г. (учитывая упаковку из кашированного гофрокартона). Отчасти это объясняется тем, что российские экспортеры захватывают нишу марок гофрокартона Т-23 – Т-25, которую не имеет возможности охватить наше предприятие.  Белорусскому заказчику почти во всех случаях предоставляется отсрочка платежа, что значительно повышает конкурентоспособность предложения российской гофроупаковки.

3) Прирост продукции Светлогорского  ЦКК, как основного производителя, на внутренний рынок на 6%. В натуральном выражении это составит 4,9 млн.м2. Прогнозируется качественное изменение объемов, заявленных в этот прирост. Поскольку на данный момент продукцией Светлогорского ЦКК уже на 90% охвачен сегмент крупных белорусских заказчиков, мы будем вынуждены менять подходы к размерам заказов и качеству их выполнения.

В 2005 г. предприятиями концерна «Беллесбумпром» произведено 194,3 млн. м2 тары картонной транспортной. Из них на внутренний рынок реализовано: Светлогорским ЦКК -  82 млн.м2.

Остальные предприятия концерна  30 млн. м2.

Прочие производители  – 36 млн. м2.

Импорт – 13,2 млн. м2.

Итого емкость рынка Республики Беларусь составила: 161,2 млн. м2 тары  транспортной из гофрокартона.

Технологическая компонента.

54,3% гофротары, проданной в 2005 г на белорусский рынок Светлогорским ЦКК, составляли гофроящики. Однако это не означает, что такова их доля потребления у конечного потребителя. Более 6 млн.м2 проданного в Беларусь гофрокартона является сырьем для дальнейшей переработки.

Имеющийся парк технологического оборудования позволяет поддерживать высокий уровень производства сложных изделий: сборных лотков, сложных ящиков. Однако процесс оснащения новой техникой также проводят и конкуренты. Так, ООО «ТрейдПак» (г. Минск), начавшее свою деятельность в 2003 г.,  производит высококачественную высечку с нанесением четырехцветной печати и высоко зарекомендовало себя у заказчика.

На рынке гофроупаковки направление  к усложнению конструкции гофроящиков и требований к повышению их марочности будет в ближайшее время прогрессировать. Усилится конкуренция на тех направлениях продаж, где основную массу заказов составят низкие марки гофрокартона ( Т-21 – Т-22) и простые традиционные конструкции гофроупаковки.

При условии заключения контрактов на поставку чистоцеллюлозного сырья из России, возрастет качество продукции конкурентов. Такая деятельность заключает в себе две угрозы: уменьшение внутреннего рынка гофрокартона производства Светлогорского ЦКК и отвлечение на себя конкурентами заказов высокой марочности по гофроящикам.

Дилерами по продажам фильтровальных картонов в Республике Беларусь являются:

  1. ООО «Белтерги»;
  2. ЗАО «Бланж»;
  3. УП «Белоптимаресурс».

В табл. 3.1. показана  динамика продаж фильтровальных картонов этими предприятиями.

Таблица 3.1.

Динамика продаж фильтровальных картонов дилерами ОАО «СЦКК» в Республике Беларусь, тн.

Год

2002 г

2003 г.

2004 г

Прирост в натуральном выражении

Прирост, %

Оптовые покупатели

66,698

172,204

144,222

-27,908

-16,2

Остальные

192,49

261,426

285,748

+24,322

+9,3

Всего по РБ

259,19

433,63

429,97

-3,66

-0,84


 

Доля реализации на Беларусь через  оптовое звено в 2004году по сравнению с 2003 годом значительно снизилась с 41% до 33%. Объемы через оптовую сеть снизились на 16%.  Работа с прямыми потребителями возросла на 9%. В целом объем потребления фильтровального картона в Республике Беларусь снизился незначительно - на 0,8%, что в натуральном выражении составляет 3,66 тн. Наиболее ярко динамику изменения оюъемов закупок демонстрирует рис.

 

Рис. 3.1. Динамика изменения продаж дилерами фильтровальных картонов.

 

Если в 90-х годах лидеры по закупкам продукции комбината являлись конечными потребителями (например, в 1998 году – ОАО «Атлант», г. Минск (7408 т. м2), то в 2002-2004 г.г. на лидирующих позициях закрепились российские посреднические фирмы. В 2002 году ООО «Контур-2» увеличил объемы до 7730 т. м2 и вышло на 1-ое место, в 2003 и 2004 г.г. лидерство приняла Смоленская фирма «Видис»  (4561  и 7225 тн.  соответственно).

Нужно отметить, что посреднические фирмы не отличаются тем постоянством, которое демонстрируют такие потребители, как «Коммунарка», «Спартак», РУП ПО «Химволокно» г. Светлогорск..  Это непостоянство объясняется не только уходом посредников, но и частым их переименованием, слиянием, дроблением.

К тому же немалую роль в изменение  структуры сбыта сыграло и  изменение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Для этого проанализируем конкурентоспособность продукции ОАО «Светлогорский ЦКК»

Качественные критерии оценки конкурентоспособности, представленные в табл. 3.2 отражают главные преимущества предприятия, позволяющие выделить его из общего ряда, и тем самым привлечь потребителя.

Перечень предприятий участвующих  в сравнительном анализе подобран таким образом, чтобы их можно  было сопоставить по объемам и  ассортименту выпускаемой продукции.

Основными конкурентами являются следующие  предприятия:

  1. ОАО ПЭФ «Союз» (г. Москва)  - 45 000 тыс. м2;
  2. ОАО «Рубежанский КТК» (г. Рубежное, Украина) - около 100 000 тыс. м2;
  3. ОАО «Светлогорский ЦКК»  - 149 000 тыс. м2;
  4. ЗАО «Картонтара» (г. Майкоп)  - 89 000 тыс. м2;
  5. ЗАО «ГОТЕК»  (г. Железногорск) - 90 000 тыс. м2.

 

Таблица 3.2.

Анализ конкурентов

Преимущества

Конкуренты

ОАО ПЭФ "Союз", г. Москва

ОАО "Рубежанский КТК"

ОАО "СЦКК"

ЗАО "Картон- тара", г. Майкоп

ЗАО «Готек»

1

2

3

4

5

6

1. Наличие прогрессивного оборудования

+

+

+

   

2. 100% сырья из целлюлозы

+

       

3. Возможность нанесения

4-х цветной печати

+

+

+

+

+

4. Уровень обслуживания заказчиков

         

5. Изготовление тары сложной  конструкции

   

+

   

6. Спрос на продукцию за рубежом

   

+

   

7. Наличие собственного сырья

   

+

   

8. Объем производства

 

+

+

+

+

9. Наличие наиболее совершенной  службы контроля качества

       

+

10. Наиболее удачное расположение  по отношению к потребителям

+

+

+

+

+


 

 

В табл. 3.2 знаком «+» отмечены имеющиеся преимущества анализируемого предприятия и предприятия конкурентов. ОАО «СЦКК» занимает лидирующее положение среди конкуретов, так как оно обладает наибольшим числом преимуществ. Из таблицы видно, что основными конкурентами по анализируемым преимуществам являются ОАО ПЭФ "Союз", г. Москва, ОАО "Рубежанский КТК", ЗАО «Готек».

 Для роста конкурентоспособности ОАО «Светлогорский ЦКК»целесообразно проведение технических (инвестиции в новую технику) и  организационных мероприятий, направленные на внедрение менеджмента качества и совершенствование работы с  потребителем.

 

 

 

    1. Основные направления совершенствования системы маркетинга в организации

 

 

На основе исследований проведенных  в главе 2 подведем итог: на рынке  РБ ОАО «СЦКК» занимает лидирующее положение, но основным недостатком  является низкое качество продукции. Таким  образом, для устранения этого недостатка и более успешной деятельности предприятия, а также для поддержания с последующим увеличением доли рынка,  предложим комплекс мероприятий по расширению  присутствия СЦКК на рынке РБ. С этой целью разработаем перечень мероприятий по основным продуктовым группам представленных в табл. 3.2.1. – 3.2.2.

 

 

 

 

 

Таблица 3.2.1.

План мероприятий по продуктовой  линии гофрокартон на 2004 год

Раздел

Наименование мероприятия

Срок

Исполнитель

Затраты, $

1

2

3

4

5

Товар

1.Изучение системы обработки новых заказов на передовых предприятиях Беларуси

2 квартал

Управление Маркетинга

400

2.Изучение претензий по организации  прохождения заказа, систематизация претензий, подготовка предложений по их устранению.

Постоянно

ФКБТ, Управление маркетинга, управление качеством

600

 

3.Изучение новых видов продукции  по результатам поездок на передовые  предприятия отрасли, посещению выставок.

Подготовка предложений

Постоянно

ФКБТ,  Управление маркетинга, техническое  управление

 

Цена

1.Изучение системы скидок на родственных предприятиях. Подготовка предложений.

2 квартал

ПЭО, управление маркетинга

 

Распре-деление

1.Анализы дилерской активности по основным видам товарной продукции.

2.Подготовка отчетов

Полугодие

Управление  маркетинга, управление реализации

 

3.Анализ спроса на доставку продукции транспортом изготовителя.

2 квартал

ПЭО, управление маркетинга.

 

4.Анализ окупаемости затрат  на организацию доставки, Предложения.

2 квартал

ПЭО, управление маркетинга

 

Продви-жение

1. Издание  полиграфических рекламных листовок и папок.

2 квартал

Зам. ген. директора по коммерческим вопросам

1000

2. Реклама в СМИ согласно утвержденного  плана рекламной компании

2 квартал

Управление маркетинга

1000

3. Организация разработки и изготовления  модульной конструкции разборного выставочного стенда.

Февраль- декабрь

Управление маркетинга

1500

4. Участие в выставках упаковочной тематики согласно утвержденного плана выставочных мероприятий.

Постоянно

Управление маркетинга

8500

Прямой марке-тинг

1. Проработка платежеспособного спроса РБ с выездом на предприятия

Постоянно

 

600

Информация о работе Оценка деятельности Светлогорского целлюлозно-картонного комбината на внутреннем рынке Республики Беларусь