Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрыть понятие, сущность, а также провести оценку деятельности Светлогорского целлюлозно-картонного комбината на внутреннем рынке Республики Беларусь.
При написании данной работы основными задачами являлись: раскрыть теоретические аспекты связанные с проведением маркетинговых исследований; проанализировать деятельность рассматриваемого предприятия на внутреннем рынке; на основе проведенного анализа предложить направления совершенствования деятельности Светлогорского целлюлозно-картонного комбината на внутреннем рынке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Маркетинг как комплексная система управления в организации 6
1.1. Общая теория и стратегия маркетинга 6
1.2. Сущность, принципы и методы маркетинга 9
1.3. Зарубежный опыт управления маркетинговыми исследованиями 14
2. Анализ управления маркетинговыми исследованиями в организации 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Светлогорский ЦКК» 19
2.2. Организации маркетинговых исследований в организации 26
2.3. Стратегия, планирование и контроль в маркетинговых исследованиях 28
3. Пути повышения эффективности маркетинговой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям 30
3.1. Оценка эффективности управления маркетинговыми исследованиями в организации 30
3.2. Основные направления совершенствования системы маркетинга в организации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 42
Далее проведем анализ динамики показателей деловой активности ОАО «Светлогорский ЦКК» за период 2003 – 2004 гг. результаты анализа представим в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Сведения о динамике показателей деловой активности ОАО «Гомельагрокомплект»
Показатели |
На 1.01.04 г. |
На 1.01.05 г. |
Темп роста % | |
1.средняя стоимость оборотных активов В том числе: |
1325 |
2697 |
203,5 | |
1.1.запасов и затрат |
1052 |
805 |
76,5 | |
1.2.дебиторской задолженности |
48 |
98 |
204,2 | |
Продолжение таблицы 2.2 | ||||
1.3.денежных средств |
36 |
97 |
269,4 | |
2.средняя величина |
387 |
543 |
140,3 | |
3.выручка от реализации |
3570 |
6031 |
168,9 | |
4.себестоимость реализованных товаров, услуг |
3056 |
5177 |
169,4 | |
5.оборачиваемость в днях: |
||||
5.1.оборотных активов |
134 |
161 |
120,1 | |
5.2.запасов и расходов |
124 |
56 |
45,2 | |
5.3.дебиторской задолженности |
5 |
6 |
120,0 | |
5.4.денежных средств |
4 |
6 |
150,0 | |
5.5.кредиторской задолженности |
46 |
38 |
82,6 | |
5.6.продолжительность |
129 |
62 |
||
5.7.продолжительность |
83 |
24 |
||
6.оборачиваемость в разах: 6.1.оборотных активов |
2,69 |
2,24 |
||
6.2. запасов и затрат |
2,90 |
6,43 |
||
6.3.дебиторской задолженности |
72 |
60 |
||
6.4.денежных средств |
90 |
60 |
||
6.5.кредиторской задолженности |
7,83 |
9,47 |
За 2004 год мы наблюдаем увеличение кругооборота материальных запасов (средств) предприятия. Количество оборотов за 2004 год увеличилось с 2,90 до 6,43 оборота в год. Также наблюдаем снижение скорости оборота денежных средств предприятия. Коэффициент показывает скорость оборачиваемости денежный средств.
Количество оборотов за 2004 год снизилось с 90 до 60 оборота в год.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставленного организацией. За 2004 год мы наблюдаем увеличение коммерческого кредита, предоставленного организацией.
За 2004 год мы наблюдаем снижение кругооборота дебиторской задолженности предприятия. Количество оборотов за 2004 год снизилось с 72 до 60 оборота в год.
Проведем анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ОАО «Светлогорский ЦКК» (Табл. 2.3):
Таблица 2.3
Состав, динамика и выполнение плана балансовой прибыли за отчетный год
Состав балансовой прибыли
|
2003 |
2004 | |||||
сумма, млн. руб. |
структура, % |
План |
факт | ||||
сумма, млн. руб. |
структура, % |
сумма млн. руб. |
структура, % | ||||
Балансовая прибыль |
278 |
100 |
525 |
100 |
547 |
100 | |
Прибыль от реализации продукции |
251 |
90,3 |
525 |
100 |
526 |
96,2 | |
Прибыль от прочей реализации |
11 |
254,7 |
- |
- |
-12 |
-2,2 | |
Внереализационные финансовые результаты |
16 |
-345,0 |
- |
- |
33 |
6,0 |
Как показывают данные табл. 2.3, план по балансовой прибыли перевыполнен на 4,2%. Темп ее прироста к прошлому году составил 96,8%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (96,2 %). Удельный вес внереализационных финансовых результатов в 2004 г. составил 6,0 %.
Удельный вес прибыли от реализации
продукции в общей сумме
Проанализируем прибыль от реализации продукции на ОАО «Светлогорский ЦКК» за период с 2003г. по 2004г.
Таблица 2.4
Прибыль от реализации продукции ОАО «Светлогорский ЦКК» за 2003 – 2004 гг., млн.руб.
Показатели |
2003 г.. |
2004г. |
отклонение |
Темп роста,% |
2003-2004.г. |
2003 к 2004.г. | |||
1. выручка от реализации |
3570 |
6031 |
2461 |
168,9 |
2. полная себестоимость |
3319 |
5505 |
2186 |
165,9 |
В том числе: |
||||
Себестоимость реализации |
3056 |
5177 |
2121 |
169,4 |
Коммерческие расходы |
263 |
328 |
65 |
139,0 |
3. прибыль от реализации |
251 |
526 |
6 |
209,6 |
Прибыль от реализации продукции ОАО «Светлогорский ЦКК» в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 275 млн. руб. это произошло за счет увеличения выручки на 2461 млн. рублей. В то же время происходит увеличение полной себестоимости на 2186 млн. рублей, за счет увеличения себестоимости реализации продукции на 2121 млн. рублей, и за счет роста коммерческих расходов на 65 млн. рублей.
Сравнение итогов изменения объема реализации, исчисленного в оптовых ценах и по полной себестоимости отчетного года с предыдущим показало, что прибыль от реализации продукции увеличилась на 109,6% (526/251*100%).
Далее в таблице 2.5 рассмотрим сведения о динамике рентабельности ОАО «Светлогорский ЦКК».
Таблица 2.5
Сведения о динамике рентабельности ОАО «Светлогорский ЦКК»
Показатели |
2003 год |
2004 год |
Темп роста |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
4542 |
6069 |
133,6 |
2. средняя величина источников собственных средств, млн. руб. |
4108 |
5106 |
124,3 |
3. средняя стоимость |
3358 |
4080 |
121,5 |
4. средняя стоимость оборотных активов, млн. руб. |
1184 |
1990 |
168,1 |
5. выручка от реализации товаров, |
3570 |
6031 |
168,9 |
6. прибыль от реализации товаров, |
251 |
526 |
209,6 |
7. прибыль за отчетный период, млн. руб. |
278 |
547 |
196,8 |
8. нераспределенная прибыль, млн. руб. |
177 |
506 |
285,9 |
9. показатели рентабельности: |
|||
9.1. рентабельность продаж,% |
7,0 |
8,7 |
124,3 |
9.2. рентабельность совокупных |
|||
9.2.1. по прибыли за отчетный период,% |
6,1 |
9,0 |
147,5 |
9.2.2. по нераспределенной прибыли,% |
3,9 |
8,3 |
212,8 |
9.3. рентабельность источников |
4,3 |
9,9 |
230,2 |
9.4. рентабельность внеоборотных активов: |
|||
9.4.1. по прибыли за отчетный период,% |
8,3 |
13,4 |
161,4 |
9.4.2. по нераспределенной прибыли,% |
5,3 |
12,4 |
234,0 |
9.5. рентабельность оборотных |
|||
9.5.1. по прибыли за отчетный период,% |
23,5 |
27,5 |
117,0 |
9.5.2. по нераспределенной прибыли,% |
14,9 |
25,4 |
170,5 |
Рентабельность продаж ОАО «Светлогорский ЦКК» за 2003 – 2004 гг. увеличилась на 24,3%, и составила в 2004 году 8,7%. Рентабельность источников собственных средств увеличилась на 130,2%, внеоборотных активов по прибыли за отчетный период на 61,4%, а по нераспределенной прибыли на 134,0%. Рентабельность оборотных активов по прибыли за отчетный период и по нераспределенной прибыли также увеличилась, соответственно на 117,0% и 170,5%. В целом это говорит, о хорошем финансовом состоянии ОАО «Светлогорский ЦКК» и его прибыльности.
2.2. Организации маркетинговых исследований в организации
Маркетинговые исследования на ОАО «Светлогорский ЦКК» проводятся управлением маркетинга в соответствии с СТП 7.2.1 – 01 – 2003. как правило периодичность маркетинговых исследований составляет 1 год, что связано с необходимостью обосновывать соответствующий раздел Бизнес-плана ОАО «Светлогорский ЦКК» на следующий год.
Маркетинговые исследования рынка - это процесс сбора информации, отобранной по определенным принципам и критериям, ее систематизация и анализ с целью получения целостного представления о текущем и перспективном положении спроса, предложения, уровня цен, качества продукции, аналогичной выпускаемой на предприятии.
Исследования рынка являются частью
осуществления комплекса маркет
Результаты маркетинговых
е – исследования внешней среды;
i – исследования внутренней среды.
В табл. 2.6 представлены направления маркетинговых исследований, реализуемых на предприятии.
Таблица 2.6
Направления маркетинговых исследований на ОАО «Светлогорский ЦКК»
Исследования внешней среды (е) |
Исследования внутренней среды (i) |
е.1 Анализ цен конкурентов -производителей на белорусском рынке |
i.1 Анализ продаж продукции |
е.2 Анализ цен конкурентов -производителей на российском рынке |
i.2 Анализ структуры продаж |
е.3 Анализ цен на сырье российского производства |
i.3 Анализ дилерской и |
е.4 Обзоры технических и экономических новшеств на отечественном и зарубежном рынке |
i.4 Динамика структуры и |
е.5 Анализ рынка отрасли на основе INTERNET |
i.5 Специально заказываемые |
е.6 Анализ рынка отрасли на основе посещения отраслевых выставок |
- |
е.7 Специально заказываемые исследования |
- |
На рис. 2.1 представлена структурная схема исследования рынка используемая на ОАО «Светлогорский ЦКК».
Рис. 2.1. Структурная схема исследования рынка ОАО «Светлогорский ЦКК»
Данные исследований используются при формировании ценовой и ассортиментной политики, при заключении контрактов на поставку сырья и продажу готовой продукции.
2.3. Стратегия, планирование и контроль в маркетинговых исследованиях
Планирование и организация сбора первичной информации по праву считается самым трудоемким этапом процесса проведения маркетингового исследования.
Процедура составления плана выборки включает последовательное решение трех следующих задач:
1. Определение объекта исследования.
2. Определение структуры выборки.
3. Определение объема выборки.
Четкое определение объекта исследования — необходимое условие успешного его проведения. В зависимости от полноты информации, которой располагает исследователь на первом этапе исследования (выявление проблем и формулирование целей исследования), определение объекта исследования может быть выполнено с различной степенью конкретизации. На следующем этапе исследования (отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации) определение объекта исследования может быть уточнено. Однако далеко не всегда полнота и достоверность информации, которой обладает исследователь на указанных выше этапах исследования, позволяет ему достаточно четко определить объект исследования. Поэтому нередко третий этап исследования (планирование и организация сбора первичной информации) начинается с определения или уточнения объекта исследования. В некоторых случаях, и, прежде всего, когда объектом исследования являются конечные потребители или каналы сбыта, и оно проводится впервые, точное определение объекта исследования может потребовать проведения специального исследования. Например, если объектом исследования является целевой рынок фирмы, то его определение может потребовать проведения исследовательских работ по сегментированию рынка и отбору целевых сегментов.
Как правило, объект маркетингового исследования представляет собой совокупность объектов наблюдения, в качестве которых могут выступать потребители, сотрудники компании, посредники и т.д. Если эта совокупность настолько малочисленна, что исследовательская группа располагает необходимыми трудовыми, финансовыми и временными возможностями для установления контакта с каждым из ее элементов, то вполне реально проведение сплошного исследования всей совокупности. В этом случае, определив объект исследования, можно приступать к следующей процедуре (выбору метода сбора данных, орудия исследования и способа связи с аудиторией).