Рынок труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель курсовой работы: выявить особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, определить основные тенденции и направления совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуры и механизма функционирования;
2) выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;
3) оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;
4) исследовать роль государства на рынке труда;

Файлы: 1 файл

Курсовая (рынок труда).doc

— 484.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике вызвал коренную трансформацию всей совокупности производственных отношений, включая трудовые отношения, и новое осмысление экономических теорий, взглядов с точки зрения мирового социально-экономического развития. В особенности это касается определения понятия «рынок труда», его сущности и комплекса мер по регулированию труда. Поэтому данная тема является весьма актуальной на сегодняшний день.

Рынок труда, являясь частью общеэкономических процессов, становится активным инструментом решения актуальных социально-экономических задач. На рынке труда Республики Беларусь проявляются как общие закономерности, имеющие место в странах с развитой рыночной экономикой, так и специфические процессы и явления, характерны для стран в условиях формирования рыночной среды. В настоящее время вопросы занятости и безработицы находятся в центре внимания, о чем свидетельствует большое количество публикаций по проблемам рынка труда; снижение заработной платы, как на государственных предприятиях, так и на частных; увольнение работников. Исследование рынка труда актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.

Таким образом, цель курсовой работы: выявить особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, определить основные тенденции и направления совершенствования  государственного регулирования рынка труда.

Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач: 

1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуры и механизма функционирования;

2) выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;

3) оценить уровень номинальной и реальной заработной платы  в Республике Беларусь;

4) исследовать роль государства на рынке труда;

5) проанализировать основные направления государственного регулирования занятости, заработной платы и социальной поддержки безработных.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы белорусских и зарубежных авторов, периодические издания, статистические сборники Республики Беларусь,  законодательство Республики Беларусь.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА

 

1.1 Содержание, особенности, функции рынка труда

 

Труд – важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения. На различные виды доходов, связанных с трудом, в развитых странах приходится до 75% национального дохода. Полноценный национальный рынок труда формируется под влиянием ряда факторов, обеспечивающих единство как экономики страны в целом, так и отдельных ее подсистем. Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынку труда свойственен ряд характеристик. Рынок труда – это:

1) совокупность экономических связей между спросом и предложением  рабочей силы;

2) место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций;

3) поле взаимоотношений отдельного предприятия и его работников,  потенциальных или фактических, но заинтересованных в переходе на новое место работы в пределах организации [1, c. 30].

Формирование рынка труда в стране связано с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, т.е. некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде. Экономическими предпосылками рынка труда являются: 1) экономическая свобода, либерализация экономики, в основе которой лежит право частной собственности на средства производства; 2) свобода труда, когда каждый человек имеет возможность самостоятельно определять, чем, когда, где и в каком объеме ему трудиться. Свобода труда предполагает запрет принудительного труда; 3) свобода предпринимательской деятельности, когда у человека имеется возможность начать собственное дело, собственное производство или же принять участие в совместном с другими лицами производстве.

Социальные предпосылки рынка труда заключаются в наличии социального неравенства между людьми по уровню доходов, составу семьи, состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по умственным способностям, уровню образования, личным качествам (физическая сила, выносливость, красота и др.). Предпосылки этого типа приводят к расслоению населения, появлению богатых и бедных, а также так называемого среднего класса.

Юридические предпосылки рынка труда состоят в наличии системы законов, обеспечивающих экономические свободы и социальную защиту населения страны. К ним относятся законодательные положения о труде, собственности, правах личности, предпринимательстве, занятости населения, социальном обеспечении, социальном страховании, социальных гарантиях, социальном партнерстве и др. [2, c. 138].

Главная задача рынка труда – это обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой цели осуществляется через выполнение рынком труда ряд, функций. Основные из них:

1) согласовывание экономических интересов субъектов трудовых отношений;

2) обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса;

3) поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы;

4) содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры;

5) воздействие на условия реализации личного трудового потенциала [3, c. 82].

Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей, среди которых следует выделить:

1) неотделимость права собственности на товар (труд) от его владельца;

2) значительную продолжительность контакта продавца и покупателя (сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем);

3) действие неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста);

4) наличие большого числа институциональных структур особого рода, к которым относятся система трудового законодательства, различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т. д.;

5) высокую степень индивидуализации сделок (каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков) [1, c. 39].

 

 

1.2 Основные  элементы рынка труда

 

Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. В данном параграфе рассмотрено  строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле. По выбранному критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь  достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях. Ниже рассмотрены основные характеристики указанных компонентов.

Субъекты рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели  и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе). Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки.

Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек.

Государство как субъект рыночных отношений представлено республиканскими, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:

– социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

– законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;

– регулирование рынка труда косвенными методами;

– защита прав всех субъектов рынка труда;

Второй компонент – экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции. Более подробно действие рыночного механизма будет раскрыто далее [4, c. 5].

Безработица – необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Безработица как экономическое явление представляет собой вынужденную незанятость трудоспособного населения, отсутствие постоянного места работы. Незанятость является результатом действия объективных процессов: неравномерного развития производительных сил, противоречивого характера НТП, высоких темпов модернизации производства. Основными причинами безработицы являются: экономическая конкуренция, в частности на рынке труда; несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям, специальностям; спад производства; свертывание производства в традиционных отраслях, закрытие технически отсталых предприятий, несовпадение качества рабочей силы и требований к ней со стороны производства [5 с. 115].

Выделяют несколько видов безработицы. Фрикционная безработица представляет постоянное движение рабочей силы в поисках более подходящего места работы. Структурная безработица связана с реструктуризацией экономики и НТП, вследствие чего изменяется профессионально-квалификационная и территориальная структура спроса на рабочую силу, а для подготовки соответствующих специалистов необходимо время. Циклическая безработица обусловлена фазой спада экономического цикла, когда происходит снижение совокупного спроса на рабочую силу, что сокращает уровень занятости в экономике. Скрытая безработица представляет резервирование рабочей силы на производстве при невозможности её полного или частичного задействования, что выражается в отправлении работников в административные отпуска, перевод на работу в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации. Институциональная безработица возникает при высоких социальных выплатах безработным, наличии определённых льгот для них при исчислении подоходного налога и осуществлении социально-бытовых платежей. Технологическая безработица связана с обновлением производственного капитала, модернизацией и перевооружением производства. Формами безработицы являются молодёжная, женская, длительная безработица [5, с. 118]. Также выделяют региональную, импортируемую (приток на рынок труда иммигрантов), сезонную, конверсионную (сокращение численности армии и занятых в отраслях военно-промышленного комплекса) безработицу.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).

Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда [4, с. 9].

 

1.3 Механизм  функционирования рынка труда

 

Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда.

На рынке труда под спросом понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и времени.

Взаимодействие спроса и предложения показано на рисунке.

 

 

 

Кривая предложения труда направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.

Напротив, кривая спроса направлена вниз ввиду того, что при росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость (цена) изделий, создаваемых дополнительным трудом, и снижается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих, т.е. с ростом заработной платы (цены труда) спрос на рабочую силу падает. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд.

Информация о работе Рынок труда в Республике Беларусь