Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.
Объект исследования - рынок труда Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 3
1. Рынок труда как объект государственного регулирования 4
2. Цели и методы государственного регулирования рынка труда 5
3. Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь 11
3.1 Состояние рынка труда Беларуси 11
3.2 Государственное регулирование занятости 15
3.3 Тенденции развития рынка труда в Беларуси 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра экономической политики

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

  по дисциплине: Микроэкономика

на тему: "Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

Содержание

Введение 3

1. Рынок труда  как объект государственного  регулирования 4

2. Цели и  методы государственного регулирования  рынка труда 5

3. Особенности  регулирования государством рынка  труда в Республике Беларусь 11

3.1 Состояние  рынка труда Беларуси 11

3.2 Государственное  регулирование занятости 15

3.3 Тенденции  развития рынка труда в Беларуси 17

Заключение 20

Список использованной литературы 21

 

Введение

Как известно, рыночная экономика  помимо финансового, товарного и  других рынков в качестве составляющего  включает и рынок труда.

Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров. Если рыночную сделку представить с  экономической точки зрения, то она  представляется в виде акта товарно-денежного  обращения. С юридической же стороны  – это действие граждан и юридических  лиц, обретающее форму договора купли-продажи.

Рынок труда – сфера  взаимоотношений продавцов рабочей  силы и покупателей-работодателей. На нём взаимодействуют те, кто  имеет желание работать (к ним  относятся как занятые, так и  безработные) и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг. Рынок труда исследователи относят к списку самых несовершенных рынков.

Данная тема занимает одно из первых мест в спектре современных экономических проблем, поскольку занятость является значительным сектором социально-экономического развития общества, сочетающим в себе социальные и экономические результаты функционирования всей экономической системы. А рынок труда, в свою очередь, – один из главных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой – через него в значительной мере осуществляется социальная функция государства.

Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда  и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его  составляющими, определение главных  тенденций и направлений развития и регулирования занятости.

Объект исследования - рынок  труда Республики Беларусь.

Предметом исследования является государственное регулирование  рынка труда. 

1. Рынок труда как объект государственного регулирования

Формой существования  товарного производства, т. е. соединение рабочей силы и средств производства в условиях товарно-денежных отношений, является рынок - систематический реальный товарно-денежный обмен. В зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений выделяют рынки потребительских товаров и услуг, средств производства, фондов (капитала), ценных бумаг, научно-технических разработок, информации, а также рынок труда (рабочей силы). Рынок труда выполняет наиболее сложные функции производственных отношений. В теоретическом и практическом плане проблемы рынка рабочей силы в нашей республике разработаны недостаточно.

Рынок труда - общественно-экономическая форма  движения трудовых ресурсов (рабочей  силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения [1, с. 411].

Рынок труда - это рынок ресурсов как товара, равновесная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Это такая экономическая  среда или пространство, на котором  в результате конкуренции между  экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается  определенный объем занятости и  уровень оплаты труда.

 

2. Цели и методы государственного регулирования рынка труда

Рынок труда можно определить как многомерную, многоуровневую систему  рыночных институтов, организаций и  учреждений государственного сектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблем воспроизводства рабочей  силы, использования труда и выполняющих  для этого многочисленные функции  как на микро-, так и на макроуровне. К решаемым проблемам относятся условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объёмы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников и многое другое. Сюда же входят и проблемы развития человеческого капитала – категории, синтезирующей в единое понятие современное понимание роли  и места человека в обществе, в повышении эффективности экономики на основе инвестиций развития способностей, углубления знаний, расширения навыков, повышения профессионально-квалификационного и культурного уровней работника. [2, c. 52-53]

Эффективно действующие  рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника  на другое место работы, где его  труд наиболее производителен. Главную  роль при этом играют методы установления заработной платы, дающие стимул к производительной работе и мобильности рабочей  силы и сводящие к минимуму инфляционное давление; меры по обеспечению занятости, которые бы одновременно облегчали  перемещение трудовых ресурсов в  целях обеспечения их максимальной продуктивности.

Если на микроуровне ряд  перечисленных проблем решается в правовом поле кадровыми службами предприятий, организаций, фирм с помощью  территориальных органов занятости (бирж труда, юридических служб, информационно-рекламных  агентств и др.), то на макроуровне  – весь комплекс этих проблем решается соответствующими государственными и  общественными структурами, союзами  предпринимателей в рамках конституционных гарантий основных прав человека, в том числе права на труд, образование.

Для эффективного функционирования рынков труда в условиях свободы  предпринимательства требуются  характерные для развитой рыночной экономики экономическая инфраструктура, предусматривающая частную собственность, конкуренцию, рынки капитала и мобильность  рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции  в регулировании рынка труда. [3, с. 444-445]

Меры государственного регулирования  рынка труда дифференцируют следующим  образом:

  • по объектам воздействия. В этой роли могут выступать население и его отдельные группы, работники и их отдельные группы, а также предприниматели и их группы. В то же время в качестве объектов регулирования рынков труда могут рассматриваться элементы организации труда, а именно оплата труда, его продолжительность, условия труда и т.д.;
  • по направленности  воздействия. К этим мерам относятся: меры, увеличивающие (уменьшающие) спрос на рынке труда; меры, воздействующие на структуру предложения труда и структуру спроса на труд; меры регулирования рынка труда, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения;
  • по форме воздействия меры регулирования рынка труда делятся на прямые и косвенные. При этом как прямое, так и косвенное влияние на рынок труда наиболее эффективно при обязательном учёте баланса интересов всех субъектов рынка;
  • по характеру воздействия на рынок труда меры регулирования разделяются на поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные, экономические, административные;
  • по уровню воздействия меры государственного регулирования рынка труда подразделяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные;
  • по источникам финансирования – госбюджет, средств внебюджетных социальных фондов и т.д. [4, с. 249-250]

Воздействие государства  на функционирование рынка труда  связано с реализацией комплекса  экономических и социальных задач. Следует учитывать, что все рынки  в экономике (товарные и ресурсные) взаимосвязаны. На функционирование рынка  труда прямо или косвенно влияют изменения, происходящие на других рынках.

Государство регулирует работу рынка труда с помощью как  административных, так и экономических  рычагов. Огромную роль играет трудовое законодательство страны, определяющее права и обязательства сторон, вступающих в трудовые отношения: работников, работодателей, профсоюзов, союзов работодателей. Законодательно устанавливаются: возраст  выхода на пенсию; минимальный уровень  заработной платы; коэффициент повышенной оплаты сверхурочных работ; нормы безопасности труда; льготы отдельным категориям работников (сокращенный рабочий  день, преимущества при увольнении, ранний выход на пенсию и т.п.); ограничения  по привлечению к труду детей, подростков, беременных женщин и т.д.

Законы страны запрещают  дискриминацию в трудовых отношениях, определяют порядок заключения коллективных договоров, регулируют деятельность профсоюзов. Государство с помощью иммиграционного  законодательства регулирует въезд в страну и использование иностранной рабочей силы, тем самым влияя на предложение труда в тех или иных сегментах национального рынка труда. 

Весьма разнообразны и  меры экономического регулирования  трудовых отношений. Они носят прямой или косвенный характер, будучи направлены как непосредственно на рынок труда, так и на другие, товарные или ресурсные рынки. 

Государство может увеличить  количество рабочих мест, используя  для этой цели средства государственного бюджета, за счёт которых содержится общественный сектор. Финансируя армию, полицию, фундаментальные научные  исследования, природоохранные мероприятия, увеличивая число чиновников, государство  создаёт рабочие места в общественном секторе.[5, с. 261-263]

Важную роль для общества в целом и системы трудовых отношений в частности играет система социальной защиты населения, которая должна предоставлять гарантии в области занятости, защищать интересы работников наёмного труда, поддерживать определённый уровень жизни населения  страны. Социальная защита населения  – это система законодательных, экономических, социальных гарантий, предоставляющая  трудоспособным гражданам равные условия  для повышения своего благосостояния за счёт личного трудового вклада, экономической самостоятельности  и предпринимательства; нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения  – преимущество в пользовании  общественными фондами потребления, прямую материальную поддержку в  виде пенсий, пособий, стипендий, других выплат.

Основные элементы механизма  социальной защиты населения:

  • минимальный потребительский бюджет;
  • минимальная заработная плата;
  • индексация доходов населения;
  • государственное регулирование цен;
  • минимальные пенсии, стипендии, пособия по безработице;
  • минимальные социальные пособия, в том числе в виде натуральных выдач и льготного предоставления социальных услуг.

В комплексе все эти  меры могут обеспечивать минимальный  гарантированный уровень потребления  товаров и услуг для всех групп  населения.

Основой построения системы  социальной защиты населения является прожиточный минимум. Его величина непостоянна и изменяется под  влиянием факторов социально-экономического развития общества.

Денежная величина прожиточного минимума – это стоимость набора товаров и услуг, признанного  минимально необходимым для удовлетворения потребности в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления, а также минимума потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментов, жилища, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре.

Минимальный потребительский  бюджет – это комплексный показатель, выражающий уровень потребления, обеспечивающий воспроизводство рабочей силы, удовлетворение в минимально допустимых размерах основных физиологических и социальных потребностях человека, который должен использоваться:

  • в качестве базы для адресной социальной политики;
  • для оценки материальных и финансовых ресурсов необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
  • для обоснования размеров минимальной заработной платы и пенсии по старости;
  • для использования в качестве одного их критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат и материальной помощи, что делает эти выплаты и помощь адресными. [6, с. 664-666]

Минимальный потребительский бюджет должен быть основой для законодательного установления минимального размера заработной платы.

Существую две точки зрения по поводу того, что должна включать в себя минимальная заработная плата (МЗП): 
1.     Обеспечивать потребности работника и его семьи. 
2.     Обеспечивать потребности работника, а для обеспечения потребностей неработающих членов его семьи должны включаться механизмы социальной защиты.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь