Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:17, реферат
Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.
Объект исследования - рынок труда Республики Беларусь.
Введение 3
1. Рынок труда как объект государственного регулирования 4
2. Цели и методы государственного регулирования рынка труда 5
3. Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь 11
3.1 Состояние рынка труда Беларуси 11
3.2 Государственное регулирование занятости 15
3.3 Тенденции развития рынка труда в Беларуси 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Минимальная заработная плата и её законодательное установление – главный инструмент социальной защиты наёмных работников на рынке труда. Работодатель, независимо от вида деятельности фирмы и формы её собственности, не имеет права оплачивать труд работника по ставке ниже минимальной заработной платы. Но чтобы МЗП выполняла свою функцию по воспроизводству рабочей силы, её величина не должна быть меньше величины минимального потребительского бюджета. При несоблюдении этого соотношения МЗП перестаёт выполнять свою социальную роль и превращается просто в расчётную величину, отправную точку для построения внутрифирменных систем оплаты труда.[7, c.189]
По мнению зарубежных специалистов,
МЗП является более продуктивным
путём борьбы с бедностью, чем
разнообразные формы
Активизация рыночных преобразований
в экономике республики относится
к 1992-1994 гг., когда началось разрушение
системы централизованного
Совершенно новым явлением
стала безработица –
С 1995 г. начался этап укрепления и формирования сильных государственных структур при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости.
За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. В статье 41 Основного Закона страны « гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда ». Статья 42 гарантирует справедливое вознаграждение за экономические результаты труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением.
В развитие положений Конституции в республике приняты Гражданский и Трудовой кодексы, установлены основные формы заработной платы и стимулирования труда, включая трехуровневую тарифную систему, и осуществлены другие преобразования.
Трудовой кодекс Республики Беларусь призван решать следующие задачи:
Важным регулирующим документом
является Декрет Президента Республики
Беларусь от 26 июля1999 г. № 29 « О дополнительных
мерах по совершенствованию трудовых
отношений, укреплению трудовой и исполнительской
дисциплины », в котором закреплен
порядок контрактной формы
Данные документы определяют правовые координаты, в которых республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка труда и занятости населения. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере обосновываются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных программах занятости населения. Система мониторинга рынка труда Республики Беларусь при Департаменте по занятости Министерства труда и социальной защиты отслеживает выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по ее регулированию.
В 1995 г. численность экономически активного населения республики составляло 4,5 млн чел., в том числе занятого в экономике – 4,4 млн чел., безработных – 114 тыс. чел. В 2004 г. численность экономически активного населения уменьшилась до 4,4 млн, в том числе занятого в экономике – до 4,3 млн чел. и безработных – до 111 тыс. В 2009 г. численность экономически активного населения республики снова достигла отметки 4,7 млн чел., в том числе занятого в экономике – 4,4 млн чел. и безработных – 40,3 тыс. чел.
Функционирование рынка
труда в 1995 – 2009 гг. происходило в
условиях реформирования экономики, совершенствования
структуры органов
Напряженность на рынке труда
после достаточно продолжительного
периода относительной
Данный процесс сопровождался достаточно интенсивным оборотом кадров в экономике республики: в 1995 г. – 1380 тыс. чел., в 2000 г. – около 1730 тыс., в 2006 г. – около 1760 тыс. чел. В2006 г. с предприятий и организаций по различным причинам было уволено 864 тыс. чел. и принято на работу 898 тысяч. Подавляющее большинство уволенных оставили рабочие места по собственному желанию и соглашению сторон, около 2,5 % высвобождено по сокращению численности или штата работников.
Ускорение движения рабочей силы, в том числе за счет высвобождения работников, сопровождалось притоком граждан в органы государственной службы занятости по вопросам трудоустройства. Численность таких граждан в совокупности с численностью безработных определяет предложение рабочей силы на официально контролируемой части рынка труда.
В структуре предложения преобладают безработные (70 – 80 %), студенты и учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время (5 – 15 %). Всего в течение 2009 г. обратились в службу занятости 322 тыс. чел., из них трудоустроено более 199 тыс., в том числе свыше 131 тыс. из числа безработных.
Спрос на рабочую силу на официальной части рынка труда может быть оценен количеством вакансий, заявленных в органы государственной службы занятости. За 2009 г. оно составило 163 тыс. чел. (в 2000 г. – 33 тыс.).
В целом можно говорить
о стабилизации спроса, но при этом
и о значительном уровне профессионально-
Однако по-прежнему острой остается проблема женской безработицы, уровень которой возрос с 60,7 в 2000 г. до 61,4 % в 2009 г.
Вместе с тем в последние годы имеет место стабилизация безработицы: если в 1995 г. – 2,9 %, то в 2009г. – 1,2 %. Под уровнем безработицы следует понимать соотношение общей численности официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (занятые плюс безработные) [3, с. 447-452]
Причины безработицы различны. Одни из них связаны с объективным процессом рационализации производства, внедрением новых трудосберегающих технологий, переходом к рыночным отношениям и новыми конкурентными критериями оценки профессионализма работников. В числе других – движение работающих по личным, субъективным мотивам (поиск лучших условий деятельности, стремление к самореализации и т.д.).
3.2 Государственное регулирование занятости
Государственное регулирование
занятости представляет собой целенаправленное
воздействие государства на процессы
формирования, распределения и использования
рабочей силы посредством нормативно-
С целью эффективного регулирования
безработицы государственная
Достижению указанных
целей и смягчению
Проблемы занятости решаются исходя прежде всего из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости. [8, c. 78]
Важным направлением деятельности
службы занятости является создание
новых рабочих мест с использованием
средств государственного фонда
содействия занятости. В значительной
мере смягчению негативных последствий
безработицы и незанятости
В результате осуществленного
государством комплекса мер улучшилась
общая конъюнктура рынка труда.
Если в 2002 г. на одно свободное рабочее
место условно приходилось трое безработных,
в2003 г. – более четырех, то в 2004 г. – только
2,4.
Проводимые в стране преобразования, ориентированные
на обеспечение устойчивого развития
экономики и рост уровня жизни населения,
требуют создания адекватных организационно-правовых
условий для перехода к активной политике
на рынке труда.
Государственная политика занятости
населения должна быть сориентирована
главным образом на формирование
рациональной структуры занятости;
повышение качества трудового потенциала,
конкурентоспособности рабочей
силы на рынке труда, действенности
механизма стимулирования создания
новых рабочих мест в прогрессивных
отраслях экономики; обеспечение равных
и благоприятных условий для
развития малого и среднего бизнеса;
усиление регулирующей роли в регламентации
предпринимательской
В прогнозных документах долгосрочного
характера (НСУР – 2020, Концепции социально-
Основные усилия в указанные
периоды необходимо направить на
формирование эффективной системы
повышения