Рынок труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель курсовой работы: выявить особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, определить основные тенденции и направления совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуры и механизма функционирования;
2) выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;
3) оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;
4) исследовать роль государства на рынке труда;

Файлы: 1 файл

Курсовая (рынок труда).doc

— 484.50 Кб (Скачать)

 

3.5 Основные принципы  и направления государственной  политики в области охраны  труда в Республике Беларусь

 

С учетом основных направлений социально-экономической политики на 2006-2010 гг. разработана Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Она основывается на положениях Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Конвенции Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» (1981 г. Ст. 155), ратифицированной Законом Республики Беларусь «О ратификации Конвенции МОТ от 1981 г. №155» (1999). Ратификация Конвенции означает признание Республикой Беларусь необходимости разработки на государственном уровне, с учетом международного опыта, национальной политики в области охраны труда и создание необходимых механизмов ее реализации как на национальном уровне, так и на уровне организаций.

Концепция государственного управления охраной труда определяет, что основными принципами государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда, установление обязанностей всех субъектов и правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровья и безопасных условий труда. К основным направлениям реализации задач государственного управления охраны труда относятся:

1) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

2) разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

3) создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;

4) разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;

5) экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

6) обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;

7) обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

8) финансовое обеспечение охраны труда;

9) создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда,международное сотрудничество в области охраны труда [26, c. 40].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рынок труда – важнейшее звено национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Труд – важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения.  Углубление экономического кризиса, сокращение объемов капиталовложений отрицательно отразилось на занятости населения и значительно увеличило число безработных и работающих в режиме вынужденной неполной занятости в Республике Беларусь. Скрытая безработица и неполная занятость превратились в одну из основополагающих проблем в современном обществе. В настоящее время одной из главных задач государственного регулирования является  преобразование скрытой безработицы в полную эффективную занятость. 

Немаловажной задачей остается  решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Согласование потребности производства в работниках с возможностью профессиональной подготовки в рамках системы профессионального образования; налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов; привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов – все эти меры во многом будут способствовать наиболее полному удовлетворению требований работодателей в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов и позволят стабилизировать ситуацию на рынке труда.

Приоритетной задачей политики в Республике Беларусь на современном этапе является также обеспечение достойного уровня заработной платы. Реформирование ситемы оплаты труда должно быть направлено на разработку гибких систем оплаты труда, в максимальной степени учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики.

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения и регулирования рынка труда. В работе статистических органов в области занятости населения не уделено внимание вопросам эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

Подводя итог, следует сказать, что государство должно уделять особое внимание проблемам рынка труда. Ориентация государственной политики в области регулирования занятости и заработной платы, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Рынок труда: учеб. пособие /П.Э. Шлендер [и др.]; под ред. П.Э.Шлендера. – Москва: Вузовский учебник, 2004. – 208 с.
  2. Рофе А.И. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. – Москва: КНОРУС, 2010. – 400с.
  3. Горелова Н.А. Экономика труда/Н.А. Горелова. – Санкт-Петербург: 2007. – 208c.
  4. Рынок труда и доходы населения: учеб. пособие / Н.А.Волгин [и др.]; Под ред. Н.А. Волгина. – Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005. – 280 с.
  5. Ванкевич Е.В. Рынок труда Республики Беларусь: особенности формирования и развития / Е. В. Ванкевич, А. П. Морова, И. В. Новикова; – Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2008. –  303 с.
  6. Остапенко Ю. М. Экономика труда: учебное пособие / Ю.М. Остапенко. – 2-е изд. – Москва: Инфра-М, 2007. – 272 с.
  7. Базылева М.Н., Бондарь Л.В.. Рынок труда: генезис и особенности / М.Н. Базылева, Л.В. Бондарь // Вестник БГЭУ. – 2001. – №1. - С. 79-83
  8. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебное пособие / В.М. Соколинский [и др.]; под ред. В.М. Соколинского. – Москва: КНОРУС, 2010. – 248 с.
  9. О занятости: Закон Республики Беларусь, 15 июня 2006 г., № 125-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 100-3 / Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.pravo.by/WEBNPA/text.asp?RN=H10600125. – Дата доступа: 24.01.2014.
  10. Статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php. – Дата доступа: 30.01.2014.
  11. Социально-экономическое положение Республики Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2013. – 248 с. 
  12. Крылова Е.Г. Трудовыми ресурсами надо управлять эффективно / Е.Г. Крылова // Охрана труда и социальная защита.  – 2010. - №5. – С. 9-15.
  13. Боровик Л.С. Политика рынка труда в Беларуси: состояние и перспективы / Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Мин. экономики РБ. – 2010. - №6. – С. 4-12.
  14. Соколова Г.Н. Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы //Г.Н. Соколова. – Минск: Белорус. наука, 2008. – 302 с.
  15. Рост для всех? Новые вызовы для экономики Беларуси / К. Гайдук [и др.]; под ред. К.Гайдука, И. Пелипася, А. Чубрика.  – СПб.: Невский простор, 2007. – 176 с.
  16. Захарова В. Власть меняется / В. Захарова // Бизнес-ревю, 2010. – № 2 (68). – С. 28-30.
  17. Головочев А.С. Макроэкономика: учебное пособие / А.С. Головачев, И.В. Головачева.  – 2-е стер. изд. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с.
  18. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie. – Дата доступа: 07.02.2014.
  19. Щеткина М.А. Качество жизни в центре внимания / М.А. Щеткина // Проблемы управления. – 2010. - №1 (34). – С.4-8.
  20. Бондарь А.В., Базылёва М.Н. Регулирование трудовых отношений как фактор сглаживания амплитуды экономического цикла / А.В. Бондарь, М.Н. Базылёва // Белорусский экономический журнал. – 2009. - №4. – С. 104-116.
  21. Ванкевич Е. В. Институциональное строение рынка труда в Беларуси: направления оценки и развития / Е. В. Ванкевич // Белорусский экономический журнал. - 2009. - N 4. - С. 88-103.
  22. Корж Г.Г., Попова И.Г. Мотивация труда: зарубежный и отечественный опыт / Г.Г. Корж, И.Г. Попова // Экономический бюллетень НИЭИ Мин. экономики РБ. – 2010. - №6. – С.50-57
  23. Долинина Т., Коновальчик Г. Чем плоха тарифная система? / Т. Долинина, Г. Коновальчик // Директор. – №3. – 2009. С.60-64.
  24. Приходько Е.В., Сибагатова Е.М. Некоторые методологические аспекты стимулирования повышения качества труда / Е.В. Приходько, Е.М. Сибагатова // Гуманитарные   науки. сборник   научных    трудов. Выпуск    II. Прогнозирование и моделирование развития национальной экономики и внешней   экономической   деятельности   / Институт эк-ки НАН Беларуси; Под научн. ред. М.В. Мясниковича, П.П Никитенко. – Минск, 2009. С.160-164.
  25. Приходько, В.В. Экономический анализ качества труда в торговле : текст лекции для студ. экон. спец. / В.В. Приходько. – Гомель : БТЭУ, 2010. – 36 с.
  26. Михнюк Т.Ф. Охрана труда: учебное пособие / Т.Ф.Михнюк. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 356 с.
  27. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. / Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/12462. – Дата доступа: 11.02.2014.
  28. Экономический бюллетень 2009 № 1 / Научно-исследовательский институт Министерства Экономики Республики Беларусь. – Минск, 2009. – 9 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1 – Динамика экономически активного населения (в среднем за год)

 

2008

2009

2010

2011

2012

Тыс. человек

Экономически активное

4 654,20

4 686,10

4 705,10

4 686,00

4 605,60

население – всего

   мужчины

2 197,90

2 222,50

2 252,30

2 294,00

2 239,30

   женщины

2 456,30

2 463,60

2 452,80

2 392,00

2 366,30

Из общей численности

4 610,50

4 643,90

4 665,90

4 654,50

4 577,10

экономически активного

населения занятые –

всего

   мужчины

2 181,90

2 204,10

2 233,90

2 278,90

2 225,00

   женщины

2 428,60

2 439,80

2 432,00

2 375,60

2 352,10


 

Примечание – Источник: [10]

 

 

 

Таблица А.2 – Распределения численности занятого населения по формам собственности

 

2008

2009

2010

2011

2012

Всего занято в экономике

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

         

государственная

49,9

47,3

44,2 

43,4

42,1

частная

48,5

51,1

54,0 

54,5

55,5

смешанная с иностранным участием

3,2

3,2

3,9 

5,4

6,1

иностранная

1,6

1,6

1,8 

2,1

2,4


 

Примечание – Источник: [10]

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.3 – Динамика численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости

Примечание – Источник: [11, c.206]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.4 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите

 

2008

2009

2010

2011

2012

Численность безработных, тыс. человек

         

из них:

37,3

40,3

33,1

28,2

24,9

мужчины

14,7

17,3

15,7 

13

12,9

женщины

22,6

23

17,4 

15,2

12

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

0,8

0,9

0,7 

0,6

0,5


 

Приимечание – Источник: [10]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рисунок Б.1 – Динамика средней заработной платы в Республике Беларусь

Примечание – Источник: Собственная разработка на основе [10]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рисунок Б.2 – Средняя заработная плата в декабре 2013 г. по отдельным отраслям экономики (тыс. рублей)

Примечание – Источник: [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ B

Таблица B.1 – План мероприятий по модернизации рынка труда РБ

Наименование мероприятия

Форма исполнения

Ответственные исполнители

Срок реализации

Обновление структуры рабочих мест в соответствии с задачами инновационного развития и учитывая глобализацию и интеграционные процессы в мире

Программа развития и модернизации рабочих мест

Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2009-2015 гг.

Обеспечение потребности инновационного развития национальной экономики квалифицированными кадрами, преодоление нехватки квалифицированной рабочей силы и невостребованности (безработицы) среди выпускников

Программа согласования рынка образовательных услуг и рынка труда

Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2010-2020 гг

Развитие инфраструктуры рынка труда

Бизнес-проекты

Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти

2009-2015 гг.


Примечание: Источник: [15, с. 26]

 

 


Информация о работе Рынок труда в Республике Беларусь