Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 11:27, курсовая работа
Таким образом, цель курсовой работы: выявить особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, определить основные тенденции и направления совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуры и механизма функционирования;
2) выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;
3) оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;
4) исследовать роль государства на рынке труда;
3.5 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь
С учетом основных направлений социально-экономической политики на 2006-2010 гг. разработана Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Она основывается на положениях Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Конвенции Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» (1981 г. Ст. 155), ратифицированной Законом Республики Беларусь «О ратификации Конвенции МОТ от 1981 г. №155» (1999). Ратификация Конвенции означает признание Республикой Беларусь необходимости разработки на государственном уровне, с учетом международного опыта, национальной политики в области охраны труда и создание необходимых механизмов ее реализации как на национальном уровне, так и на уровне организаций.
Концепция государственного управления охраной труда определяет, что основными принципами государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда, установление обязанностей всех субъектов и правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровья и безопасных условий труда. К основным направлениям реализации задач государственного управления охраны труда относятся:
1) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
2) разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
3) создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;
4) разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;
5) экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
6) обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;
7) обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
8) финансовое обеспечение охраны труда;
9) создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда,международное сотрудничество в области охраны труда [26, c. 40].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рынок труда – важнейшее звено национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Труд – важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения. Углубление экономического кризиса, сокращение объемов капиталовложений отрицательно отразилось на занятости населения и значительно увеличило число безработных и работающих в режиме вынужденной неполной занятости в Республике Беларусь. Скрытая безработица и неполная занятость превратились в одну из основополагающих проблем в современном обществе. В настоящее время одной из главных задач государственного регулирования является преобразование скрытой безработицы в полную эффективную занятость.
Немаловажной задачей остается решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Согласование потребности производства в работниках с возможностью профессиональной подготовки в рамках системы профессионального образования; налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов; привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов – все эти меры во многом будут способствовать наиболее полному удовлетворению требований работодателей в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов и позволят стабилизировать ситуацию на рынке труда.
Приоритетной задачей политики в Республике Беларусь на современном этапе является также обеспечение достойного уровня заработной платы. Реформирование ситемы оплаты труда должно быть направлено на разработку гибких систем оплаты труда, в максимальной степени учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения и регулирования рынка труда. В работе статистических органов в области занятости населения не уделено внимание вопросам эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.
Подводя итог, следует сказать, что государство должно уделять особое внимание проблемам рынка труда. Ориентация государственной политики в области регулирования занятости и заработной платы, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 – Динамика экономически активного населения (в среднем за год)
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Тыс. человек | |||||
Экономически активное |
4 654,20 |
4 686,10 |
4 705,10 |
4 686,00 |
4 605,60 |
население – всего | |||||
мужчины |
2 197,90 |
2 222,50 |
2 252,30 |
2 294,00 |
2 239,30 |
женщины |
2 456,30 |
2 463,60 |
2 452,80 |
2 392,00 |
2 366,30 |
Из общей численности |
4 610,50 |
4 643,90 |
4 665,90 |
4 654,50 |
4 577,10 |
экономически активного | |||||
населения занятые – | |||||
всего | |||||
мужчины |
2 181,90 |
2 204,10 |
2 233,90 |
2 278,90 |
2 225,00 |
женщины |
2 428,60 |
2 439,80 |
2 432,00 |
2 375,60 |
2 352,10 |
Примечание – Источник: [10]
Таблица А.2 – Распределения численности занятого населения по формам собственности
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Всего занято в экономике |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам собственности: |
|||||
государственная |
49,9 |
47,3 |
44,2 |
43,4 |
42,1 |
частная |
48,5 |
51,1 |
54,0 |
54,5 |
55,5 |
смешанная с иностранным участием |
3,2 |
3,2 |
3,9 |
5,4 |
6,1 |
иностранная |
1,6 |
1,6 |
1,8 |
2,1 |
2,4 |
Примечание – Источник: [10]
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.3 – Динамика численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости
Примечание – Источник: [11, c.206]
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.4 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Численность безработных, тыс. человек |
|||||
из них: |
37,3 |
40,3 |
33,1 |
28,2 |
24,9 |
мужчины |
14,7 |
17,3 |
15,7 |
13 |
12,9 |
женщины |
22,6 |
23 |
17,4 |
15,2 |
12 |
Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения) |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
Приимечание – Источник: [10]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок Б.1 – Динамика средней заработной платы в Республике Беларусь
Примечание – Источник: Собственная разработка на основе [10]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок Б.2 – Средняя заработная плата в декабре 2013 г. по отдельным отраслям экономики (тыс. рублей)
Примечание – Источник: [10]
ПРИЛОЖЕНИЕ B
Таблица B.1 – План мероприятий по модернизации рынка труда РБ
Наименование мероприятия |
Форма исполнения |
Ответственные исполнители |
Срок реализации |
Обновление структуры рабочих мест в соответствии с задачами инновационного развития и учитывая глобализацию и интеграционные процессы в мире |
Программа развития и модернизации рабочих мест |
Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти |
2009-2015 гг. |
Обеспечение потребности инновационного развития национальной экономики квалифицированными кадрами, преодоление нехватки квалифицированной рабочей силы и невостребованности (безработицы) среди выпускников |
Программа согласования рынка образовательных услуг и рынка труда |
Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти |
2010-2020 гг |
Развитие инфраструктуры рынка труда |
Бизнес-проекты |
Министерство труда и социальной защиты РБ, Министерство экономики РБ, отраслевые министерства и ведомства, местные органы власти |
2009-2015 гг. |
Примечание: Источник: [15, с. 26]