Тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является обоснование концептуальных положений белорусской модели рынка труда, учитывающих особенности современной институциональной среды.
Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
– изучить методологические основы классической теории;
– рассмотреть рынок труда в классической модели и проанализировать исторические этапы становления рынка труда;
– исследовать виды и модели рынка труда;
– систематизировать факторы, влияющие на функционирование и развитие рынка труда;
– исследовать специфику, определить тенденции белорусского рынка труда;
– систематизировать инструменты по реализации государственной политики регулирования рынка труда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
1. Особенности теоретико-методологических подходов к вопросам формирования рынка труда в работах зарубежных экономистов…………….
1.1 Развитие классической теории ………………………………………...

5
5
1.2 Основные положения классической экономической школы.………..
6
2. Рынок труда в классической модели…………………………………………
2.1 Классическая модель в целом. Макроэкономическая роль
государства……………………………………………………………...
11

11
2.2 Рынок труда в классической модели…………………………………..
14
3. Тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе ……………………………………………………………………………....

18
3.1 Современное состояние рынка труда в Республике Беларусь ……..
28
3.2 Регулирование рынка труда в Республике Беларусь ………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...
35

Файлы: 1 файл

Классическая модель рынка труда (1).doc

— 388.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...

3

1. Особенности теоретико-методологических подходов к вопросам формирования рынка труда в работах зарубежных экономистов…………….

1.1 Развитие классической теории ………………………………………...

 

5

5

1.2 Основные положения классической  экономической школы.………..

6

2. Рынок труда в классической  модели…………………………………………

2.1 Классическая модель  в целом. Макроэкономическая роль 

       государства……………………………………………………………...

11

 

11

2.2 Рынок труда в классической модели…………………………………..

14

3. Тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе ……………………………………………………………………………....

 

18

3.1 Современное состояние рынка труда в Республике Беларусь ……..

28

3.2  Регулирование рынка труда в Республике Беларусь ………………..

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....

33

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ…………………………...

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях Республики Беларусь. Не решены еще специфические проблемы периода трансформации, переходной экономики. Однако переход к рынку, создание рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь столь продвинулось, что начинают действовать макроэкономические закономерности рыночной действительности.

Споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление.

Ситуация на рынке труда Беларуси является противоречивой. С одной стороны, многие исследователи критикуют Беларусь за недостаточную глубину рыночных реформ или же вообще за их отсутствие. Соответственно, высказываются мнения, что так называемая «белорусская экономическая модель» имеет ограниченный временной горизонт. В любой экономике рынок труда опосредует влияние проводимой макроэкономической политики на благосостояние людей, а также определяет параметры распределения доходов и пути решения проблем социальной защищенности.

Ситуацию на рынке труда Беларуси было бы целесообразно сопоставить с тем, что происходило в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). На первый взгляд белорусская модель» рынка труда по своим характеристикам близка к российской, поскольку до недавнего времени в белорусской экономике также существовали задержки и невыплаты заработной платы и неполная занятость, хотя масштаб этих явлений в последнее время значительно сократился. Улучшение ситуации правительство связывает с повышением эффективности функционирования рынка труда и экономики в целом. Однако они могут объясняться и появлением новых способов придания рынку труда определенной гибкости в условиях государственного регулирования экономики на макроуровне. Если это так, то наемные работники просто «расплачиваются» своим благосостоянием за отсутствие необходимых рыночных реформ. При этом мы исходим из предпосылки о том, что «рынок труда располагается в самом низу иерархии рынков». Иными словами, рынок труда не просто один из множества рынков: спрос на рабочую силу напрямую зависит от объема производства. Таким образом, рынок труда встроен в макроэкономическую систему и может считаться лишь относительно автономным рынком.

Основная задача - определить, насколько правительства бывших социалистических стран, включая белорусское, оказались готовы «отпустить» рынок труда в «свободное плавание», предоставив свободу найма владельцам предприятий. Следствием такой политики был резкий рост безработицы, вызвавшей шок у населения. Несомненно, правительства вынуждены было смягчить последствия сокращения занятости. Если даже предположить, что безработица остается на очень низком уровне и при этом реальная заработная плата растет, то издержками такой политики может стать рост цен. Вопросы занятости и заработной платы в любой стране являются «политизированными» в том смысле, что правительство может поддерживать социально-политическую стабильность в стране, только если граждане обеспечены работой и средствами к жизни.

Актуальность данной работы объясняется возникшим в последнее время интересом к изучению различных экономических теорий, возможностью их применения на практике.

Целью данной работы является обоснование концептуальных положений белорусской модели рынка труда, учитывающих особенности современной институциональной среды.

Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

– изучить методологические основы классической теории;

– рассмотреть рынок труда в классической модели и проанализировать исторические этапы становления рынка труда;

– исследовать виды и модели рынка труда;

– систематизировать факторы, влияющие на функционирование и развитие рынка труда;

– исследовать специфику, определить тенденции белорусского рынка труда;

– систематизировать инструменты по реализации государственной политики регулирования рынка труда.

Объектом курсовой работы является макроэкономическое равновесие. Предметом исследования – макроэкономическое равновесие на рынке труда и тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе.  Методологической основой курсовой работы являются  фундаментальные положения классической теории. При разработке и решении поставленных задач применялись методы научной абстракции; приемы системного, логического, исторического, сравнительного анализа; синтез; наблюдение; группировка; обобщение и др.

1 ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ  ПОДХОДОВ К ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ  РЫНКА ТРУДА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ  ЭКОНОМИСТОВ

 

1.1 Развитие классической  теории

 

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в  
экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей [9, c. 7]. 

Теория классической школы изучала в основном экономический рост и развитие, а также исследовала природу и источники богатства наций, распределение национального продукта между собственниками факторов производства в условиях роста населения, ограниченных ресурсов и свободной конкуренции в рамках экономики свободного предпринимательства. Упор делался на накопление капитала, расширение рынков и разделение труда.

В рамках классической политической экономии впервые было дано систематическое изложение экономической теории как единой целостной научной дисциплины. Поэтому именно после возникновения классической политической экономии можно говорить об окончании этапа становления экономической теории.

Начала теории рынка труда и трудовых отношений связаны с именами родоначальников и создателей теории трудовой стоимости - У. Петти, А. Смита, Д Риккардо, Ж.Б. Сэя, К. Маркса. Научные взгляды основоположников классической политэкономии формировались во времена, когда существовала свободная конкуренция и рыночная система еще не испытывала глубоких экономических кризисов. Экономисты-классики были уверены во всесилии рыночных регуляторов и, отстаивая эту идею, полагали, что полная занятость обеспечена потому, что спрос и предложение на рынке труда всегда сбалансированы. Равновесное же состояние спроса и предложения рабочей силы в условиях рынка обеспечивается ее ценой, то есть заработной платой. Предложенная А. Смитом (1723-1790) модель рынка труда отражает взаимосвязь между спросом на работников и фондами, предназначенными для выплаты заработной платы. Так, он отмечал: «Спрос на лиц, живущих заработной платой, может возрастать пропорционально увеличению фондов, предназначенных для выплаты заработной платы». Смиту принадлежит создание и разработка трудовой теории стоимости, теории рынка труда (положения которой и ее основные идеи актуальны для современных условий), теории прожиточного минимума, занятости, безработицы. Он утверждал, что источником всякого богатства является только труд, сам являясь товаром и объектом купли-продажи. Заметив, что заработная плата меняется в зависимости от условий выполнения труда, Смит предвосхитил некоторые положения и выводы современной теории выравнивающих различий в оплате труда [9, с. 7].

 

1.2 Основные положения классической экономической школы

 

Основоположник классической школы шотландский экономист А. Смит многими рассматривается в качестве первого великого экономиста. Такого признания А. Смит удостоился из-за того, что его книга «Богатство народов» [24, c. 316] представляет собой первый в истории экономической науки труд, в котором было дано ее систематическое изложение.

По А. Смиту, богатство представляет собой стоимость материальных благ («предметов жизненной необходимости и удобства»), находящихся в руках нации (народа). Богатство состоит из продуктов труда народа данной страны и продуктов труда других народов, приобретенных в обмен на богатство нации. Цель же экономической науки состоит в изучении того, каким образом можно добиться максимального богатства нации [27, с. 26].

Среди главных факторов богатства А. Смитом выделяются следующие.

а) Разделение труда;

б) Накопление капитала;

в) Государственное вмешательство в экономику.

Первые два фактора влияют на богатство положительно, третий - отрицательно.  

Согласно взглядам А. Смита на теорию денег, они возникают в процессе обмена. Он определяет их как «великое колесо обращения». При этом он рассматривает деньги лишь как средство обмена, не учитывая их функцию средства сохранения ценности. При этом употребление денег только тогда позволяет максимально использовать размеры рынка, - и следовательно, само разделение труда только тогда позволяет увеличить богатство нации, - когда обмен товаров на деньги осуществляется «правильно».

А. Смит считал, что доходы факторов производства определяются прежде всего накопленным запасом капитала предпринимателей [27, с. 29]. Чем больше запас капитала, тем больший продукт приносят труд и земля, тем, соответственно, больше заработная плата и рента. Это связано с тем, что чем больше капитал, тем большую сумму предприниматель может выделить для оплаты деятельности этих факторов производства. Ясно, что заработная плата находится в прямой зависимости от капитального запаса. Необходимо также учесть, что нижнюю границу заработной платы формирует то, что сейчас называют прожиточным минимумом, - средства, необходимые для удовлетворения физиологических потребностей рабочего и неработающих членов его семьи. Прибыль, с другой стороны, находится в обратной зависимости от запаса капитала.  

Капитал по Смиту - это запас благ или денег, от использования которых их владелец рассчитывает получить доход.

А. Смит выделяет два важнейших фактора накопления капитала. Первый фактор - бережливость. «Бережливость, а не трудолюбие является непосредственной причиной возрастания капитала» [24, с. 320]. Таким образом, вслед за А. Тюрго А. Смит полагает, что бережливость автоматически приводит к инвестициям и, тем самым, способствует экономическому росту. Тем самым можно говорить о концепции роста Тюрго - Смита. Второй  фактор - доля работников, занятых производительным трудом.

Последователь А.Смита Давид Рикардо для объяснения механизма установления цены блага на рынке выдвигает то, что можно назвать теорией наибольших затрат: меновая ценность всех благ (промышленных изделий, сельскохозяйственных продуктов) определяется наибольшим количеством труда, которое затрачивается фирмами, работающими в наименее благоприятных условиях, т. е. несущих в процессе производства наибольшие издержки [27, с. 45]. Спрос настолько велик, что заставляет прибегать к услугам предприятий, имеющих более высокие производственные издержки, которые должны быть оплачены потребителем, чтобы капиталисты, владеющие такими «предельными» предприятиями, могли получить нормальную прибыль. Фирма, действующая в наихудших условиях, может быть вытеснена с рынка, если количество благ, поставляемое производителями, находящимися в более благоприятном положении, покрывает весь спрос общества на данное благо.

Информация о работе Тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе