Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:28, курсовая работа
Целью данной работы является обоснование концептуальных положений белорусской модели рынка труда, учитывающих особенности современной институциональной среды.
Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
– изучить методологические основы классической теории;
– рассмотреть рынок труда в классической модели и проанализировать исторические этапы становления рынка труда;
– исследовать виды и модели рынка труда;
– систематизировать факторы, влияющие на функционирование и развитие рынка труда;
– исследовать специфику, определить тенденции белорусского рынка труда;
– систематизировать инструменты по реализации государственной политики регулирования рынка труда.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
1. Особенности теоретико-методологических подходов к вопросам формирования рынка труда в работах зарубежных экономистов…………….
1.1 Развитие классической теории ………………………………………...
5
5
1.2 Основные положения классической экономической школы.………..
6
2. Рынок труда в классической модели…………………………………………
2.1 Классическая модель в целом. Макроэкономическая роль
государства……………………………………………………………...
11
11
2.2 Рынок труда в классической модели…………………………………..
14
3. Тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе ……………………………………………………………………………....
18
3.1 Современное состояние рынка труда в Республике Беларусь ……..
28
3.2 Регулирование рынка труда в Республике Беларусь ………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...
35
В целом, можно отметить, что официальная часть текущего рынка в регионах представлена в основном внешним вторичным рынком труда, с преобладанием молодежной и женской безработицы (труд низкой квалификации). Для внешнего вторичного рынка труда характерны: стабильно высокий удельный вес женщин (2/3); высокий удельный вес лиц с общим средним и общим базовым образованием (1/2); низкий уровень пособия по безработице (10% от среднемесячной заработной платы). Для внутреннего вторичного рынка труда характерны: высокий удельный вес вакансий физического труда средней и низкой квалификации (до 80% от всех вакансий); высокая доля рабочих мест и вакансий с низкой заработной платой ( свыше 40%); высокая доля массовых рабочих профессий (до 80%) [21 c. 50].
При анализе общей безработицы необходимо
иметь в виду, что характерная для республики
структурная безработица, возникшая в
результате несоответствия структур спроса
и предложения труда в профессионально-
Анализ данного феномена показывает, что соотношение учитываемого и не учитываемого статистикой населения во многом зависит от числа учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства. Если в столице доля учащихся и студентов составляет 14,6% от трудовых ресурсов, то в областях она колеблется от 5,7% в Минской и до 9,2% в Могилевской. Это вызывает ослабление статистического контроля незанятого населения. Получается, что вовлечение молодежи в продолжение профессионально-технического и среднего специального образования является пусть не единственным, но важным социальным механизмом уменьшения контингента незарегистрированных безработных и соответственно уровня нерегистрируемой безработицы [21, c. 50].
Регистрируемая безработица, находясь под управляющим воздействием государственной службы занятости, требует совершенно определенных мер регуляции. Это - включение индивидов в рынок труда через механизм трудоустройства и механизмы профессионального обучения и переобучения, включение социально уязвимых категорий населения в рынок труда через механизмы социальной защиты, развитие гибких форм труда и рабочего времени. Что же касается нерегистрируемой безработицы, то, выходя из-под контроля органов управления, она становится стихийным феноменом, чреватым усилением «теневой экономики» и других нежелательных явлений. Регулирование этого структурного компонента возможно с помощью мотивационно-стимуляционных механизмов, формируемых усилиями службы занятости для вовлечения этой части безработных в сферу своего влияния, а также нормативно-правовых механизмов, способствующих созданию экономических, социальных и правовых условий для развития самозанятости, предпринимательства и малого бизнеса в Республике Беларусь [25, с. 231].
Анализ занятости, незанятости и безработицы в регионах и республике в целом показывает, что усилиями государственной службы занятости населения аккумулируется информация лишь о динамике официальной части текущего рынка труда. Согласно данной информации, регистрируемая безработица в Брестском регионе составляет 1%, Витебском, Гомельском, Гродненском - по 1,1%, Минском - 0,8%, Могилевском - 1%, г. Минске - 0,4%, по республике в целом - 0,9% от экономически активного населения [32, с. 138]. Информация об остальной части безработных остается вне пределов видимости государственной службы занятости. Между тем необходимо оценивать весь текущий (в его официальной и неофициальной части) рынок труда в плане спроса и предложения рабочей силы, с учетом как регистрируемой, так и нерегистрируемой безработицы, сведения о которой получаются из обследования домашних хозяйств. Сложность проблемной ситуации состоит в том, что нерегистрируемая безработица перемещается в первичный внешний рынок труда, представляет собой феномен самостоятельного трудоустройства (в том числе с использованием социальных сетей) и осуществляется в обход государственной службы занятости.
Причины такого явления кроются в самой практике регулирования трудовой занятости в Беларуси.
Для представителей вторичного внешнего рынка труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как, во-первых, это легализация их бездеятельности, во-вторых, статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот (например, в оплате коммунальных услуг). Представителям первичного внешнего рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости по следующим причинам: малый размер пособия не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается; организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд; служба занятости располагает информацией о вакансиях в основном по непрестижным рабочим местам; в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного. Это во многом объясняет увеличение в структуре зарегистрированных безработных доли лиц именно с невостребованным высшим образованием.
Итак, уровень и структура общей безработицы являются результатом политики трудовой занятости в государственном масштабе, а не работы отдельно взятого государственного ведомства (в данном случае, государственной службы занятости). Практика регулирования занятости сводится к контролю регистрируемой безработицы (официальной части текущего рынка труда), что приводит к расхождению между уровнями регистрируемой и нерегистрируемой безработицы. Административное снижение регистрируемой безработицы (на официальной части текущего рынка труда) неизбежно ведет к повышению нерегистрируемой безработицы на неофициальной части текущего рынка труда. Характер регулирования занятости, незанятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть текущего рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости и пока что недостаточно согласуется с Национальной стратегией устойчивого социальноэкономического развития Республики Беларусь, обозначившей необходимость перехода к новой экономике знаний как основе трансформационных процессов в обществе.
Таблица 3.3 - Трудоустройство граждан органами по труду, занятости и социальной защите (тысяч человек)
2012 г. |
2013 г. | |||||
I квартал |
I полугодие |
9 месяцев |
I квартал |
I полугодие |
9 месяцев | |
Обратилось по вопросу трудоустройства - всего |
58,9 |
133,1 |
202,0 |
68,4 |
149,9 |
226,3 |
из них признаны безработными |
44,1 |
82,8 |
120,5 |
49,4 |
92,9 |
135,9 |
в % от числа обратившихся |
74,8 |
62,2 |
59,6 |
72,2 |
61,9 |
60,1 |
Трудоустроено - всего |
41,2 |
96,7 |
143,8 |
42,8 |
102,1 |
151,3 |
в том числе безработных |
31,8 |
63,5 |
92,2 |
32,1 |
65,7 |
97,1 |
в % от числа трудоустроенных |
77,2 |
65,7 |
64,2 |
74,9 |
64,3 |
64,2 |
Заявленная организациями потребность в работниках (на конец периода) |
68,2 |
76,6 |
67,2 |
56,9 |
66,6 |
70,6 |
Численность безработных на одну заявленную вакансию (на конец периода), человек |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
Примечание — Источник: [29, с. 20]
В результате принимаемых Правительством Республики Беларусь мер ситуация на рынке труда остается стабильной и за 11 месяцев 2012 года характеризовалась:
– увеличением спроса на рабочую силу (на 1 декабря 2012 г. нанимателями заявлены сведения о наличии 67,5 тыс. вакантных рабочих мест, или процента к уровню 2011 года);
– уменьшением количества обращений в органы по труду, занятости и социальной защите и соответственно регистрации безработных в целом по республике (обратилось 274,5 тыс. человек, или 93,5 процента к соответствующему периоду 2011 года, зарегистрировано в качестве безработных тыс. человек, или 96,4 процента);
– уменьшением количества состоящих на учете безработных (на 1 декабря 2012 г. - 26 тыс. человек, или 87,5 процента к соответствующему периоду 2011 года).
Обеспечивается выполнение показателя прогноза социальноэкономического развития Республики Беларусь на 2012 год – уровень регистрируемой безработицы на 1 декабря 2012 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения при прогнозе на конец 2011 года до 1,5 процента [19, c. 4]
Напряженность на рынке труда республики снизилась с 0,5 безработного на вакансию на начало года до 0,4 безработного на вакансию на 1 декабря 2012 г.
Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 78,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (на 1 декабря 2011 г. - 79,4 процента), из них около 10 процентов вакансий - неквалифицированный труд.
Спрос на работников формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (заявлено 16,4 тыс. вакансий, или 23,2 процента от общего их числа), строительство (13,4 тыс. вакансий, или 19 процентов), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8 тыс. вакансий, или 11,3 процента), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (7,3 тыс. вакансий, или 103,0 процента), транспорт и связь (6,4 тыс. вакансий, или 9,1 процента), здравоохранение и предоставление социальных услуг (4,3 тыс. вакансий, или 6,1 процента).
Сложившаяся динамика спроса на рабочую силу способствовала снижению средней продолжительности безработицы до 3,7 месяца. Период трудоустройства безработных составил 1,4 месяца.
В составе безработных каждый четвертый относится к категории граждан, неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды, лица, впервые ищущие работу в возрасте до 21 года, освободившиеся из мест лишения свободы, и другие).
Более 50 процентов состоящих на учете безработных имеют общее базовое и общее среднее образование. Около 10 процентов не имеют профессии (специальности).
Актуальной остается проблема женской безработицы, несмотря на ее снижение.
Вместе с тем среди безработных в январе-сентябре 2012 г. мужчин зарегистрировано больше, чем женщин, - 64,6 процента от общей численности зарегистрированных безработных. Их доля в численности состоящих на учете на 1 октября 2012 г. составила 50,2 процента (на 1 октября 2011 г. – 46,4 процента).
Таким образом, среднестатистическим безработным является мужчина в возрасте 38 лет, имеющий общее среднее образование (в январе-июне 2011 г. - женщина в возрасте 34,1 года).
В рамках реализации мероприятий по обеспечению содействия занятости населения в январе-ноябре 2012 г.:
– трудоустроено на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 183,1 тыс. человек, из них 120,7 тыс. - безработных (соответственно 97,3 и 96,3 процента от ожидаемого результата), в том числе 1143 человека - на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд;
– оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма путем предоставления субсидий 2,8 тыс. безработных (96,2 процента);
– организовано обучение 14,7 тыс. граждан (96,6 процента);
– в оплачиваемых общественных работах приняли участие 76,8 тыс. человек, в том числе 39,1 тыс. безработных (соответственно 100,2 и 99,3 процента).
За 9 месяцев 2012 года оказана социальная поддержка 65,4 тыс. безработных.
Вместе с тем на рынке труда наблюдается ряд негативных явлений.
Вынужденная неполная занятость в январе-ноябре 2012 г. составила 85,5 тыс. человек, или 2,5 процента от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатель увеличился на 2,9 процента (в январе-ноябре 2011 г. - 83,1 тыс. человек, или 2,2 процента).
Сохраняется тенденция превышения увольнения работников над приемом. В январе-ноябре 2012 г. прием работников восполнил их выбытие на 95,9 процента (в январе-ноябре 2011 г. - на 93,4 процента). На работу принято на 35,1 тыс. человек меньше, чем уволено (принято 821,2 тыс. человек, уволено 856,3 тыс. человек).
Несмотря на относительно низкий уровень безработицы в республике, на отдельных региональных рынках труда наблюдается более высокая напряженность, чем в целом по республике, характеризующаяся превышением количества безработных над числом свободных рабочих мест, тенденцией женской безработицы.
Сохраняется несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному составу, территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. В то же время значительное количество вакантных рабочих мест остается невостребованным и непривлекательным для потенциальных работников. Существует конкуренция прежде всего за высокооплачиваемые рабочие места.
Информация о работе Тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе