Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:28, курсовая работа
Целью данной работы является обоснование концептуальных положений белорусской модели рынка труда, учитывающих особенности современной институциональной среды.
Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
– изучить методологические основы классической теории;
– рассмотреть рынок труда в классической модели и проанализировать исторические этапы становления рынка труда;
– исследовать виды и модели рынка труда;
– систематизировать факторы, влияющие на функционирование и развитие рынка труда;
– исследовать специфику, определить тенденции белорусского рынка труда;
– систематизировать инструменты по реализации государственной политики регулирования рынка труда.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
1. Особенности теоретико-методологических подходов к вопросам формирования рынка труда в работах зарубежных экономистов…………….
1.1 Развитие классической теории ………………………………………...
5
5
1.2 Основные положения классической экономической школы.………..
6
2. Рынок труда в классической модели…………………………………………
2.1 Классическая модель в целом. Макроэкономическая роль
государства……………………………………………………………...
11
11
2.2 Рынок труда в классической модели…………………………………..
14
3. Тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе ……………………………………………………………………………....
18
3.1 Современное состояние рынка труда в Республике Беларусь ……..
28
3.2 Регулирование рынка труда в Республике Беларусь ………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...
35
Д. Рикардо первым среди классиков указал на тенденцию нормы прибыли к понижению по мере экономического развития; эта идея стала важнейшей составной частью того, что можно назвать «классической макроэкономической моделью» [27, с. 47].
Исходным постулатом классической школы является положение о том, что предложение благ порождает спрос на них. Это положение наиболее ярко было выражено в законе Ж. Б. Сея (1767- 1832 гг.). Согласно этому закону каждый производитель, продав свой товар на рынке должен сразу все полученные средства истратить на приобретение других товаров [27, с. 85]. Сей допускал возможность того, что при свободном спросе у предложении на рынке может возникнуть перепроизводство каких-либо благ, но это означало, с его точки зрения, то, что в другой отрасли возникнет недопроизводство. При этом соблюдается равновесие всей экономической системы.
Представители классической школы исходят из того, что равновесие складывается на следующих рынках: труда, благ и денег. В результате такого подхода в обществе возникают два вида рынков. Один рынок - реально существующий, на котором продастся и покупается рабочая сила, товары и услуги. Другой рынок - денежный, который только обслуживает первый рынок. Таким образом, возникло понятие классической дихотомии, то есть системы функционирования двух параллельных рынков: одного - реального, второго - денежного.
Основные положения классической модели следующие:
1 Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный, что в макроэкономике получило название принципа «классической дихотомии». Денежный сектор не оказывает влияния на реальные показатели, а лишь фиксирует отклонение номинальных показателей от реальных, что получило название принципа «нейтральности денег». Этот принцип означает, что деньги не воздействуют на ситуацию в реальном секторе и что все цены относительные. Поэтому в классической модели денежный рынок отсутствует, а реальный сектор состоит из трех рынков: рынка труда, рынка заемных средств и товарного рынка.
2 На всех реальных рынках совершенная конкуренция, что соответствовало экономической ситуации конца ХVШ и всего ХIХ века. Поэтому все экономические агенты являются «price takers».
3 Поскольку на всех этих рынках действует совершенная конкуренция, то все цены (т.е. номинальные показатели) гибкие (flexible). Это относится и к цене труда – номинальной ставке заработной платы; и к цене заемных средств – номинальной ставке процента; и к цене товаров. Гибкость цен означает, что цены меняются, адаптируясь к изменениям рыночной конъюнктуры (т.е. изменениям соотношения спроса и предложения) и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков, причем на уровне полной занятости ресурсов [7, c. 14].
4 Так как цены гибкие, то равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически, действует выведенный A.Смитом принцип «невидимой руки» («invisible hand»), принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков («market-clearing»).
5 Поскольку равновесие обеспечивается автоматически рыночным механизмом, то никакая внешняя сила, внешний агент не должны вмешиваться в процесс регулирования экономики, а тем более в функционирование самой экономики. Так обосновывался принцип государственного невмешательства в управление экономикой, который получил название «laissez faire, laissez passer», что в переводе с французского означает «пусть все делается, как делается, пусть все идет, как идет».
6 Основной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов, поэтому все ресурсы используются полностью, и экономика всегда находится в состоянии полной занятости ресурсов, т.е. наиболее эффективного и рационального их использования. (Как известно из микроэкономики, наиболее эффективное использование ресурсов из всех рыночных структур соответствует именно системе совершенной конкуренции). Поэтому объем выпуска всегда находится на своем потенциальном уровне (уровне потенциального или естественного выпуска (natural output), т.е. выпуска при полной занятости всех экономических ресурсов).
7 Ограниченность ресурсов делает главной в экономике проблему производства, т.е. проблему совокупного предложения. Поэтому классическая модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения (модель «supply-side»). Основным рынком выступает ресурсный рынок, и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению. В экономике действует так называемый «закон Сэя», предложенный известным французским экономистом начала ХIХ века Жаном-Батистом Сэем, который утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый человек одновременно является и продавцом, и покупателем; и его расходы всегда равны доходам. Так, рабочий, с одной стороны, выступает продавцом экономического ресурса, собственником которого он является, т.е. труда, а с другой - покупателем товаров и услуг, которые он приобретает на доход, полученный от продажи труда. Сумма, которую получает рабочий в виде заработной платы, равна стоимости продукции, которую он произвел. (Условие максимизации прибыли для совершенно конкурентной фирмы, как известно из микроэкономики: МС = МR (предельные издержки равны предельной выручке), т.е. W = P / MPL, где W – номинальная заработная плата, P – цена продукции, производимой фирмой и MPL – предельный продукт труда) . А его доход равен сумме расходов. Фирма также является одновременно и продавцом (товаров и услуг) и покупателем (экономических ресурсов). Доход, получаемый от продажи своей продукции, она расходует на покупку факторов производства. Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои доходы в расходы [7, c. 15].
8 Проблема ограниченности ресурсов
(увеличение количества и улучшение качества)
решается медленно. Технологический прогресс
и расширение производственных возможностей
– процесс длительный, долгосрочный. Все
цены в экономике адаптируются к изменению
соотношения между спросом и предложением
также не немедленно. Поэтому классическая
модель – это модель, описывающая долгосрочный
период (модель «long-run»).
Абсолютная гибкость цен и взаимное уравновешивание
рынков наблюдается только в долгосрочном
периоде. Рассмотрим, как взаимодействуют
рынки в классической модели.
Согласно взглядам сторонников классического направления, совокупный спрос предопределяется денежной массой, т.е. количеством денег и их покупательной способностью. Величина AS имеет фиксированный характер, предопределяемый масштабами имеющихся в обществе ресурсов. Она не зависит ни от цен, ни от спроса. Задача в том, чтобы поддержать на стабильном уровне предложение денег.
Таким образом, проблема макроэкономического равновесия является основной в современной экономической науке. Достижение пропорциональности между ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; производством и потреблением; предложением и спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками гарантирует оптимальную реализацию интересов субъектов хозяйствования во всех сферах национальной экономики.
Конечно, на практике достичь этого очень сложно, но знание теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.
Взаимодействие рынка товаров и рынка труда осуществляется через связь между объемом производства и занятостью, а также через связь между зарплатой и ценами. Рынки товаров и денег тоже взаимодействуют между собой, поскольку процентные ставки влияют на решения о расходах, а доходы и цены воздействуют на процентные ставки (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Взаимодействие рынка денег, товаров и труда
Примечание – Источник: [13, с. 36]
Обобщение, сведение воедино поведения экономических агентов на этих рынках в представлении экономистов-классиков позволяет получить цельное представление о классической макроэкономической модели.
В формализованном виде макроэкономическую модель классической школы можно представить системой следующих уравнений:
– производственная функция
Y = Y (L),
– функция предложения труда
Ls=Ls(W),
– равновесный спрос на труд со стороны бизнеса
,
– функция сбережений
S = S(r),
– функция инвестиций
I = I(r),
– условие равновесия на рынке благ
S = I,
– формула Кембриджской школы
,
Приведенные выше уравнения в целом дают полную характеристику макроэкономических взглядов теоретиков классической школы [23, с. 343]. Однако взятые вместе эти уравнения не образуют единую систему. Первые три уравнения отражают реальные воспроизводственные потоки, а последние четыре уравнения характеризуют денежные потоки. Следовательно, система уравнений, описывающих макроэкономическую модель в целом, в соответствии с принципом классической дихотомии включает два блока уравнений, отображающих, соответственно, реальный и денежный сектор экономики.
Наряду с алгебраической трактовкой классической макроэкономической модели классической школы последняя может быть представлена в графическом виде. Ее выражают рисунки, каждый из которых в отдельности был уже нами рассмотрен в этой главе ранее (п. 2.2, 2.3, 2.4). Сведенные воедино, они дают графическую трактовку классической макроэкономической модели (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Классическая модель общего макроэкономического равновесия
Примечание – Источник: [16, c. 51]
На графике в третьем квадранте представлено равновесие на рынке труда. Равновесная занятость ( ) через производственную функцию (квадрант IV) определяет положение линии совокупного предложения (квадрант I). Функция совокупного спроса в классической теории зависит только от величины денег и выводится из количественной формулы денег. Изменение массы денег (М) оказывает влияние только на уровне цен (Р). Поэтому при увеличении денежной массы линия совокупного спроса (АD) сдвигается вправо (квадрант I). Линия совокупного предложения (АS) остается неизменной (принцип классической дихотомии). Рост цен приводит к соответствующему увеличению номинальной заработной платы (W) при неизменности уровня реальной заработной платы (квадрант II).
Таким образом, классическая модель в целом иллюстрирует механизм саморегулирования: экономика находится в состоянии равновесия, государству нет необходимости вмешиваться в народно-хозяйственную сферу, поскольку гибкость цен, номинальной заработной платы и процентной ставки обеспечивает автоматическое приведение экономической системы в равновесие.
Полная и эффективная занятость в экономике согласно классической теории достигается не усилиями государства, а такими рычагами рыночного регулирования, как колебания процентной ставки, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы – с другой. Государственное вмешательство в экономику может только помешать эффективному функционированию рынка. Стремление к накоплению и бережливости экономических агентов возводилось классиками в ранг добродетели. Государству они предписывали охранять конкурентную среду, поддерживать устойчивость покупательной способности денег, ориентироваться на бездефицитность государственного бюджета, воздерживаться от всякого рода влияний на экономическое поведение частного бизнеса [23, с. 345].
Денежно-кредитная политика государства, манипулирующая количеством денег, находящихся в обращении, в силу принципа дихотомии не способна существенно воздействовать на реальную экономику. Увеличение или уменьшение денежной массы, по решению правительства, может повлечь лишь соответствующие изменения общего уровня цен.
Затяжные кризисы в экономике невозможны, а имеют место лишь временные диспропорции, которые ликвидируются постепенно сами собой в результате действия рыночного механизма в условиях совершенной конкуренции. Классиками допускалось государственное вмешательство лишь в чрезвычайных обстоятельствах (войны, массовые эпидемии, стихийные бедствия и т.п.) в целях восстановления конкурентных отношений в экономической системе.
Классическая модель макроэкономического равновесия была подвергнута критике К. Марксом. Он исходил из того, что спады в экономике и кризисы перепроизводства неизбежны в капиталистической экономике [24, c. 417]. С развитием капитализма они не только не ослабнут, а станут еще более продолжительными и разрушительными и в конечном итоге приведут к краху саму капиталистическую систему, в основе которой лежит частная собственность на средства производства и произведенную продукцию.
Мировой экономический кризис (1929–1933) зримо показал несостоятельность классической модели о саморегулировании экономики, которая оказалась не в силах дать положительные объяснения новому состоянию рынка. Появилась необходимость в новой экономической модели, которая и была разработана английским экономистом Дж. Кейнсом.
Информация о работе Тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе