Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:28, курсовая работа
Целью данной работы является обоснование концептуальных положений белорусской модели рынка труда, учитывающих особенности современной институциональной среды.
Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
– изучить методологические основы классической теории;
– рассмотреть рынок труда в классической модели и проанализировать исторические этапы становления рынка труда;
– исследовать виды и модели рынка труда;
– систематизировать факторы, влияющие на функционирование и развитие рынка труда;
– исследовать специфику, определить тенденции белорусского рынка труда;
– систематизировать инструменты по реализации государственной политики регулирования рынка труда.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
1. Особенности теоретико-методологических подходов к вопросам формирования рынка труда в работах зарубежных экономистов…………….
1.1 Развитие классической теории ………………………………………...
5
5
1.2 Основные положения классической экономической школы.………..
6
2. Рынок труда в классической модели…………………………………………
2.1 Классическая модель в целом. Макроэкономическая роль
государства……………………………………………………………...
11
11
2.2 Рынок труда в классической модели…………………………………..
14
3. Тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе ……………………………………………………………………………....
18
3.1 Современное состояние рынка труда в Республике Беларусь ……..
28
3.2 Регулирование рынка труда в Республике Беларусь ………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...
35
Существенными факторами, влияющими на дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, являются несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, диспропорция в подготовке кадров по уровням образования, профессиям и специальностям [3, c. 25].
С одной стороны, система образования не в полной мере обеспечивает заявки нанимателей на подготовку кадров, с другой стороны, наниматели не могут определить и представить в учреждения образования сведения о перспективной потребности в кадрах.
При росте потребности в рабочих кадрах объемы подготовки по рабочим профессиям снижаются.
Многие проблемы рынка труда сконцентрированы на конкретных предприятиях (наличие избыточной численности работников, низкий уровень оплаты труда, значительное количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, устаревшая система нормирования и организации труда).
Необходимо активизировать работу по организации профессионального обучения кадров непосредственно на производстве.
Проблему нехватки квалифицированных кадров обострил отток рабочей силы в сопредельные страны.
По данным Министерства внутренних дел, в январе-сентябре 2012 г. за пределы Республики Беларусь по заключенным трудовым договорам выехало 5779 граждан (в январе-сентябре 2011 г. - 4565 человек).
Согласно оценкам специалистов объемы внешней трудовой миграции граждан за пределы Республики Беларусь составляют около 100-120 тыс. человек. Косвенно это подтверждается данными статистики. Так, списочная численность работников организаций в январе-ноябре 2012 г. снизилась на 80 тыс. человек и составила 3372 тыс. человек, или 97,7 процента от показателя за аналогичный период 2011 года. Численность занятых в экономике за январь-ноябрь 2012 г. составила 4570 тыс. человек (при прогнозе на 2011 год - 4580-4670 тыс. человек).
По-прежнему актуальны проблемы трудоустройства инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, граждан предпенсионного возраста, молодежи, не имеющей профессионального образования, граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
В 2013 году рынок труда будет формироваться в условиях структурной перестройки экономики. На его состояние будут оказывать влияние следующие основные факторы:
– сокращение численности трудовых ресурсов;
– осуществление модернизации экономики в целях повышения ее конкурентоспособности, оптимизация численности работающих;
– наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций при ее дефиците на отдельных региональных рынках труда;
– дисбаланс между спросом и предложением
рабочих мест по профессионально-
– сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - инвалидов, молодежи, женщин, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, а также имеющих длительный (более года) перерыв в работе;
– наличие отдельных проблемных регионов в сфере занятости населения (сельская местность, малые города, города с монопроизводственной структурой экономики) [17].
Техническое переоснащение ряда производств, ликвидация нерентабельных, убыточных организаций, структурная перестройка экономики, рост производительности труда будут сопровождаться выходом на рынок труда свободной рабочей силы, ее перетоком из традиционных в новые сектора экономики, сокращением численности занятых в экономике.
Рынок труда будет пополняться за счет лиц, уволенных по причинам текучести кадров, лиц, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, лиц, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, а также лиц, ранее занятых в домашнем хозяйстве и длительно не работающих.
Согласно прогнозным расчетам в 2013 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около 215 тыс. Безработных [*Сайт**].
Общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, в 2011 году составит около 250 тыс. человек.
Ожидается сохранение регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах с незначительным повышением ее фактического уровня, который не превысит 1,5 процента к экономически активной части населения.
3.2 Регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Главными элементами этого механизма являются совокупный спрос как синоним общей потребности экономики в наемной рабочей силе и совокупное предложение, охватывающее всю рабочую силу из числа экономически активного населения. В сфере рынка труда не только переплетаются интересы работника и работодателя, но и как в зеркале отражаются все социальноэкономические явления, происходящие в обществе. От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка труда зависит спрос на рабочую силу и ее предложение, а соответственно - уровень и структура занятости, незанятости и безработицы. Основное различие региональных рынков труда в Беларуси - не между собой, а между ними и рынком труда г. Минска. В результате того, что управление в течение десятилетий было приспособлено к требованиям командно-административной системы, ее организационно-правовому и экономическому механизму, регионы (области) Республики Беларусь социально как бы «на одно лицо», а экономически сохраняют отраслевую окраску и находятся в экономической и политической зависимости от центральных органов власти.
Между тем переход к рыночной экономике в корне изменяет положение регионов в политической, социальной и экономической системе государства. Происходят две важные трансформации: во- первых, демократизация системы способствует развитию самостоятельности регионов; во-вторых, рыночные отношения вызывают к жизни высокую социальную активность населения регионов. Все вместе взятое, в том числе природные ресурсы, производственная и социальная инфраструктура, дают толчок территориальным системам к саморазвитию. Сегодня можно наблюдать процессы регионального развития как в экономике, так и в социальной сфере, происходящие в различных территориальных системах государства.
Согласно концепции, заявленной в «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», конечной целью развития должен выступать не сам по себе экономический рост, темпы и размеры накопления, а человек, обеспечение его материальных и духовных потребностей. Главной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др. [17, с. 28].
Выбор в пользу социально ориентированной экономики порождает ряд проблем, главные из которых: проблема баланса социального и экономического компонентов, так как издержки, сопровождающие внедрение неэкономических ценностей в обществе, предполагают потерю эффективности производства; проблема «оборотной стороны» экономических преобразований в виде возможных негативных социальных последствий; проблема учета экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ; проблема приведения в равновесие структур спроса и предложения рабочей силы на рынке труда [19, c. 17].
Главная характеристика официальной части открытого рынка труда состоит в возможности его достоверной количественной оценки посредством сбора обширной статистической информации. В развитии официальной части белорусского рынка труда можно выделить четыре этапа.
Первый этап (1991 - 1996 гг.) - характеризуется переходом от административно-командного к экономическому механизму рынка использования трудовых ресурсов и становлением спросоограниченного рынка труда. Характерные тенденции этого периода - возникновение и рост уровня безработицы, увеличение масштабов высвобождения избыточной рабочей силы, рост обращений в службу занятости (т.е. предложения труда) и общее нарастание напряженности на рынке труда. Вместе с тем на этом этапе начали выполняться важные функции рынка труда: перелив и размещение рабочей силы по критерию эффективности (что выражалось в освобождении предприятий от избыточной занятости); стремление к повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, поскольку в условиях рыночных отношений наиболее уязвимыми становятся лица с ограниченной конкурентоспособностью. Об этом свидетельствует динамика структуры безработицы, в которой расширяется доля молодежи, лиц со средним и общим базовым образованием, выпускников, женщин (стабильно более 2/3). Отметим, что все страны с переходной экономикой испытали сходные тенденции. Нуждается в комментарии показатель роста общей безработицы на этом этапе, воспринимаемый как отрицательное явление. Представляется, что данный показатель начинал означать реальное состояние рынка труда и реальный объем работы государственной службы занятости [4, с. 59].
Второй этап (1996 - 2000 гг.) - характеризуется усилением государственного регулирования рынка труда, где приоритет отдавался экстенсивным факторам экономического роста и контролю за количественными параметрами. Официально контролируемым все больше становится вторичный внешний рынок труда, связанный с неквалифицированной рабочей силой, а первичный внешний рынок труда перемещается за пределы видимости государственной службы занятости. Основным источником пополнения числа безработных становятся уволившиеся по собственному желанию и так называемые прочие, доля которых достигает 1/2 всех безработных. Объяснений данному обстоятельству несколько. Во-первых, в условиях наращивания ВВП за счет экстенсивного использования рабочей силы снижается реальная заработная плата, что несомненно инициирует увольнения (до 90% уволившихся определяют это как основную причину увольнения). Во-вторых, за этой причиной могло стоять завуалированное высвобождение «по соглашению сторон», когда работника пассивно вынуждают к уходу с предприятия. Обратим внимание на то, что сведения о вакансиях содержат информацию в основном о рабочих местах с низкой заработной платой и являются непривлекательными для потенциальных работников, что затрудняет их заполнение. Достигнутый на этом этапе (2000 г.) уровень регистрируемой безработицы - 2,1%, когда на 1 заявленную вакансию приходилось 2,9 зарегистрированных безработных в республике, отражал достаточно высокую напряженность на официальной части открытого рынка труда [7, с. 108].
Третий этап (2001 - 2005 гг.). Картина на официальной части открытого рынка не отражала всех проблем в области занятости и безработицы. Уровень регистрируемой безработицы снижается к концу 2005 г. в 1,5 раза (от 2,1 до 1,5% от экономически активного населения) по сравнению с 2000 г. Этому сопутствует уменьшение в 1,3 раза численности зарегистрированных безработных (от 96 до 76,5 тыс. человек) и снижение напряженности на официальной части открытого рынка труда (на 1 заявленную вакансию приходилось 1,9 зарегистрированных безработных). На этом этапе продолжается формирование неофициальной части открытого рынка труда, во многом связанной с самостоятельным трудоустройством временно незанятого населения, помимо государственной службы занятости населения [7, с. 109].
Четвертый этап (2006 - 2010 гг.). Уровень регистрируемой безработицы продолжает неуклонно снижаться, достигнув к концу 2009 г. 0,9% к экономически активному населению. Этот процесс сопровождается дальнейшим уменьшением численности зарегистрированных безработных почти вдвое (с 76,5 до 42,2 тыс. человек) и снижением напряженности на официальной части открытого рынка труда (на 1 заявленную вакансию приходилось 1,2 зарегистрированных безработных) [28, с. 41]. В 1,5 раза сократились сроки поиска работы и трудоустройства, уменьшилась средняя продолжительность безработицы. Однако трудоустройство осуществляется не на новые рабочие места, а на существующие, что объясняет статичный характер структуры занятости в республике без качественных изменений в структуре спроса. Очевидно, что в ходе четвертого этапа происходит стабилизация ситуации, свидетельствующая об окончательном оформлении официальной части открытого рынка труда, представляющей собой типичный вторичный сегмент этого рынка.
В целом, по основным параметрам текущий рынок труда республики - это вторичный рынок, на котором концентрируются женщины, молодежь, лица без специального образования. Анализ динамики рынка с 2001 по 2009 г. свидетельствует о том, что он эволюционирует в направлении типичного вторичного внешнего рынка труда, с некоторым уменьшением доли женщин, выпускников, лиц с невостребованным высшим и средним специальным образованием.
Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере в 2011–2015 гг. является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
Исходя их поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения [17]:
– создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
– стимулирование роста занятости в сфере услуг;
– создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
– повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
– формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
– создание системы социального страхования населения от безработицы.
Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 % к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 % от общей численности занятых в экономике [19, c. 4].
При этом основная цель – не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Важнейшими принципами государственного регулирования занятости являются:
– равные стартовые возможности для всех граждан страны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;
– обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;
– обеспечение трудовой мобильности;
– государственные гарантии рабочим и безработным, социальная защита;
– единонаправленность и координация политики занятости с экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей с органами государственного управления;
– сочетание мероприятий местных органов власти в области занятости с централизованными мероприятиями;
Информация о работе Тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе