Рынок труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель курсовой работы: выявить особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, определить основные тенденции и направления совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
1) раскрыть сущность понятия рынок труда, его структуры и механизма функционирования;
2) выявить специфику динамики уровня и структуры занятости и безработицы населения в РБ;
3) оценить уровень номинальной и реальной заработной платы в Республике Беларусь;
4) исследовать роль государства на рынке труда;

Файлы: 1 файл

Курсовая (рынок труда).doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Пересечение кривых спроса и предложения на рис.1 демонстрирует, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, – это и есть равновесная цена труда (или заработная плата) –  цена труда, при которой объем спроса рабочей силы равен объему ее предложения. При этом уровне цены труда достигается полная (для данного уровня равновесия) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка [6, c. 52].

 

1.4 Рынок  труда в классической и неоклассической  моделях и теория неоклассического  синтеза

 

Рассматривая занятость как основной элемент рынка труда, можно выделить ряд подходов к анализу его функционирования, присущих основным направлениям экономической теории.

Родоначальник классической школы А. Смит и его последователи (А. Маршалл и др.) считали, что цена, спрос и предложение – элементы механизма саморегуляции рынка труда, которая может быть нарушена только войнами и политическими взрывами. Важнейший момент классической теории – пояснение о том, что совокупный спрос всегда достаточен для реализации всего объема выпуска продукции. Численность занятых определяется соотношением спроса и предложения рабочей силы. Благодаря гибкости цены труда – реальной заработной платы – рынок труда всегда возвращается к состоянию равновесия. По мнению представителей классической школы, безработица носит исключительно добровольный характер, так как работники делают свободный выбор между занятостью по более низкой реальной ставке оплаты и безработицей. Заработная плата выступает в виде процента на вложенный человеческий капитал. Предприниматель получает доход от инвестиций физического капитала. Отсюда – бесконфликтность и справедливость распределения доходов между агентами производства [7, c. 79].

В конце XIX – начале XX в. сформировалось и теоретически оформилось неоклассическое направление, ярчайшим представителем которого является А. Маршалл.  В соответствии с неоклассической теорией (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл, позднее — Д. Гилдер, А. Лаффер и др.) рынок труда является фундаментально равновесным, обеспечивающим баланс спроса и предложения труда, когда основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы (заработная плата). Они признавали наличие длительной, устойчивой безработицы, однако причины ее видели  в действии внерыночных факторов, препятствующих механизму рыночной самонастройки, прежде всего снижающих гибкость ставки заработной платы (долгосрочность трудовых договоров, деятельность профсоюзов, государственное регулирование) [1, c. 109].

В конце 20-х – начале 30-х гг. страны с развитой рыночной экономикой поразил экономический кризис, который продемонстрировал, что выводы классической теории о принципиальной невозможности длительной безработицы противоречат действительности. Дж. Кейнс дал объяснение экономических проблем, отличное от классической теории. Основные идеи кейнсианства могут быть сформулированы следующим образом. Во-первых, рыночная экономика не содержит инструментов саморегулирования. При достигнутом равновесии совокупного спроса и предложения возможен значительный уровень безработицы и инфляции, что обусловлено отсутствием синхронности в процессе принятия решений относительно сбережений и инвестиций. В частности, сбережения слабо зависят от процентной ставки, а основным их фактором выступает национальный доход. На инвестиции ставка процента также не оказывает определяющего влияния, в вопросах инвестирования большое значение имеет ожидаемая норма прибыли. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы являются неэластичными, что объясняется несовершенной конкуренцией на рынках; наличием монополий, существованием профсоюзов.  Во-вторых, в рыночной экономике желательно достижение полной занятости, что не тождественно 100 %-ному вовлечению в производство всего трудоспособного населения. Полной занятости сопутствует безработица в своей фрикционной и структурной формах. Достижение полной занятости не возможно без государственного регулирования величины совокупных расходов. Рынок также не в состоянии обеспечить достижение потенциального валового национального продукта. В этом процессе также необходимо участие государства  [7, c. 81].

Теория неоклассического синтеза (термин введен П. Самуэльсоном) представляет собой синтез неоклассических и кейнсианских идей. Исходя из этой теории, в условиях экономического спада восстановление полной занятости не может быть достигнуто автоматически. Однако, после того как оно будет обеспечено мерами государственного регулирования, вновь вступят в силу постулаты неоклассической теории занятости. Иначе говоря, если неоклассическая концепция утверждает, что рынок труда фундаментально равновесен и лишь действие внерыночных факторов способствует его самонастройке, а кейнсианская – делает заключение о фундаментальном неравновесии рынка труда, вытекающем из присущих ему свойств, то неоклассический синтез предполагает, что кейнсианская модель верна в краткосрочном периоде, а неоклассическая – в долгосрочном [8, c. 18].

 

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы. Однако задачи построения инновационной экономики и глобализация, сопровождающиеся повышением требований к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик. В связи с этим актуализировалась необходимость систематизации свойств сложившейся модели рынка труда в Беларуси с целью определения новых ориентиров его развития, соответствующих инновационной экономике и глобализации мирового хозяйства.

 

2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь

 

В  соответствии с законом РБ от  15 июня 2006 г. № 125-З, занятость – это деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности). Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору; являющиеся членами (участниками) юридических лиц;  зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;  выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям; обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования; занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок [9, c. 2].

В январе-августе 2013 года в экономике республики было занято 4 529,7 тыс. человек, что на 1,1% меньше, чем в соответствующем периоде 2012 года. В целом динамика занятости населения за период с 2008 по 2013 годы существенно не изменилась (Приложение А, таблица А.1). В течение последних 5 лет наблюдается уменьшение доли занятого в государственном секторе экономики населения, увеличения численности занятых на предприятиях с частной, смешанной формой собственности и иностранной формой собственности (Приложение А, таблица А.2). Организациями  в  августе 2013  г.  было  принято  на  работу 101,1  тыс. человек,  в  том  числе  на  дополнительно введенные  рабочие  места – 4,8  тыс.  человек,  или 4,7% от  общей  численности принятых.  Уволено  по  различным  причинам 114,1  тыс.  человек [11, c. 125].

В целом уровень занятости в Республике Беларусь достаточно высок и составляет около 78% трудовых ресурсов страны. Однако стоит учитывать, что под влиянием мирового финансового кризиса и снижения спроса на продукцию белорусских предпринимателей многие наниматели были вынуждены использовать как инструмент поддержания занятости населения гибкие формы занятости: сокращение свободных рабочих мест и вакантных должностей, сокращение продолжительности рабочей недели, практику предоставления работникам административных отпусков с частичным сохранением (без сохранения) заработной. Это позволило нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы, кадровый потенциал, а также предотвратить массовую безработицу в стране [12, c. 11].

В январе-августе 2013 г. 57,5  тыс.  работников  организаций (1,7% среднемесячной  численности)  работали  в  режиме  вынужденной  неполной занятости (в  январе-августе 2012 г. – 72,4  тыс.  человек,  или 2,1%).  В  январе-августе 2013 г.  по  сравнению  с  январем-августом 2012  г.  численность работников,  переведенных  на  работу  с  неполной  рабочей  неделей (днем)  по инициативе нанимателя, уменьшилась в 1,9 раза и составила 12,8 тыс. человек. Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя,  уменьшилась  на 7,7%  и  составила 44,7  тыс.  человек. Отпуска  без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в августе 2013 г. были предоставлены 1,5  тыс. человек, или 12,9% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска. Следует отметить тенденцию к снижению численности работавших в режиме  вынужденной неполной занятости.(Приложение А, табл.А. 3) [11, c. 125].

По  данным  Министерства  труда  и  социальной  защиты  Республики Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и  социальной  защите, на  конец  сентября 2013  г.  составила 20,9  тыс. человек, что на 20,2% меньше, чем на конец сентября 2012 г. и на 4,2% меньше, чем на конец августа 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2013 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец сентября 2012 г. – 0,6%) [11, c. 126].

Однако следует отметить, что в Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых, низкое пособие по безработице (средний  размер  пособия  на  одного  безработного  в  сентябре 2013 г. составил 123,2  тыс.  рублей, или 11,9%  от  бюджета прожиточного минимума  в среднем на душу населения). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособия, причем их удельный вес практически не изменился даже ввиду сокращения общей численности безработных [15, c. 94].

Таким образом, нужно отметить, что сегодня уровень занятости населения в Беларуси  остается высоким, сохраняется положительная динамика занятости. Растёт удельный вес занятых в негосударственном секторе экономики. Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштабов неформальной и неполной занятости.  

 

2.2 Динамика  и структура номинальной и  реальной заработной платы в  Республике Беларусь

 

Заработная плата является одним из показателей обеспечения достойного уровня жизни граждан. Начиная с 1996 года, как результат замедления инфляционных процессов и улучшения финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь, начался рост номинальной и реальной заработной платы. В таблице (Приложение Б, рис. Б.1) представлена динамика среднемесячной заработной платы за период с 2008 по 2012 гг. в номинальном выражении в белорусских рублях и в пересчете на доллары США.

В настоящее время (январь-декабрь 2013 г.) номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь составила 5 139,4 тыс. рублей, в том числе в декабре – 5 854,7 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с ноябрем 2013 г. на 9,5%, или на 505,9 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-декабре 2013 г. по сравнению с январем-декабрем 2012 г. увеличилась на 15,8%, в декабре 2013 г. по сравнению с ноябрем 2013 г. – на 6,9%.

В декабре 2013 г. в промышленности средняя заработная плата составила 6 390,4 тыс. рублей, в строительстве – 7 476,7 тыс., на транспорте и в связи – 6 469,8 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 4 009,7 тыс., в образовании – 3 927,3 тыс., в том числе учителей – 4 377,8  тыс., профессорско-преподавательского состава  – 7 413,6  тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в декабре 2013 г. сложилась в размере 4 408,9 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения – 4 563,4 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 7 188,6 тыс. рублей, среднего медицинского персонала – 4 375,4 тыс. рублей [11, c. 131].

В настоящее время имеет место отраслевая диспропорциональность заработной платы, что свидетельствует об определенном несовершенстве ее регулирования. Наиболее высокий уровень заработной платы характерен для отраслей экономики, обеспечивающих процесс обращения денег и товаров, а также отраслей, в которых господствуют естественные монополисты. Речь идет о финансовой сфере, кредите и страховании, управлении, науке и научном обслуживании, геологии и разведке недр, информационно-вычислительном обслуживании, строительстве. Характеристики параметров средней заработной платы по отраслям (Приложение Б, рис. Б.2). Данные свидетельствуют о том, что заработная плата выше среднего уровня наблюдалась в промышленности, науке и научном обслуживании, па транспорте и в связи, строительстве, информационно-вычислительном обслуживании; ниже среднего уровня – и сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, ЖКХ, здравоохранении, образовании, культуре и искусстве. 

Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2013 г. № 1076 «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» установлены в размере 1660000 руб. (месячная), 9890 руб. (часовая). Размеры МЗП  устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, соотношения между ее размерами и социальными нормативами. Нужно отметить, что  начиная с 2004 г., восстановлена реальная связь между минимальной заработной платой и БПМ. Это означает, что требования МОТ относительно «Удовлетворительных условий жизни» выполнены [18].

Информация о работе Рынок труда в Республике Беларусь