Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:20, курсовая работа
В работе указано актуальное состояние (за последние полгода) белорусского рынка труда и меры, принимаемые по его усовершенствованию. Однако уровень развитости рынка значительно отличается от современных требований. Поэтому в ближайшем будущем нужно стремиться к усовершенствованию рынка труда в Беларуси.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Теория человеческого капитала
1.1. Теория человеческого капитала и ее истоки…………………….5
1.2. Особенности человеческих ресурсов и оценка профессиональной полезности работника………………………………………………….8
1.3. Эффективность вложения в человеческий капитал…………….10
2. Рынок труда: понятие, типология и структура
2.1. Структура и основные характеристики рынка труда…………..14
2.2. Механизм функционирования рынка труда…………………….19
3. Рынок труда в РБ
3.1. Состояние рынка труда в РБ на современном этапе……………22
3.2. Особенности государственного регулирования рынка труда в Беларуси……………………..…………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение……………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО Белорусский
Государственный Экономический
Университет
Кафедра экономической
теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Теория человеческого капитала. Особенности
функционирования рынка труда в Республике
Беларусь»
Студент
ФХЗ, ХЗ курс, ХЗ-ХЗ Х.З.
Студент
Руководитель
канд. экон. наук,
доцент Х.З. Препод
Минск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………
1. Теория человеческого капитала
1.1. Теория человеческого капитала и ее истоки…………………….5
1.2. Особенности человеческих ресурсов и оценка профессиональной полезности работника………………………………………………….8
1.3. Эффективность вложения в человеческий капитал…………….10
2. Рынок труда: понятие, типология и структура
2.1. Структура и основные характеристики рынка труда…………..14
2.2. Механизм функционирования рынка труда…………………….19
3.1. Состояние рынка труда в РБ на современном этапе……………22
3.2. Особенности
государственного регулирования рынка
труда в Беларуси……………………..………………………………
Заключение……………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………
Введение
Оптимизация занятости стала социальным ориентиром и средством развития человеческих ресурсов мирового сообщества, что зафиксировано в международных трудовых нормах - в конвенциях и рекомендациях. В них отмечается, что полная и эффективная занятость - результат проведения определенной социально-экономической политики и, в частности, активных и пассивных мер регулирования рынка труда. От конкретных условий каждой страны зависит их содержание и соотношение, которые, в свою очередь, влияют на их эффективность. Акцент на пассивных мерах поддержки безработных (с помощью пособий) и запаздывание с реализацией активных программ, направленных на подготовку и переподготовку нужных рынку труда кадров, ведут к обесцениванию человеческого капитала, а несоответствие физического и человеческого капитала мешает нормальному ходу всего общественно-производственного процесса и грозит социальной нестабильностью. Отсюда - внимание к проблемам кадров и их подготовки.
Сфера
труда – важная и многоплановая
область экономической и
Для наиболее полного, разностороннего анализа и рассмотрения поставленных проблем были использованы разноплановые источники разных авторов и изданий.
При
рассмотрении данного вопроса следует
детально разобраться в том, что
именно представляет собой человеческий
капитал и рынок труда. Следует рассмотреть
его основные характеристики, структуру
и механизм функционирования. А также
разобраться в актуальности данной проблемы
в общем, и в Республике Беларусь в частности.
1.
Теория человеческого
капитала
1.1.
Теория человеческого
капитала и ее истоки
Методологической основой признания решающей роли кадрового потенциала является теория человеческого капитала, которая получила широкое распространение в США, а затем и во всем мире с начала 60-х годов ХХ в. Поистине взрывное повышение интереса к теме человеческого капитала было обусловлено признанием высокой его отдачи, о чем свидетельствовали впечатляющие успехи советской науки и техники в послевоенные десятилетия, эффективная реализация в Западной Европе "плана Маршалла", динамичный прогресс новых индустриальных стран и, наконец, развитие самих США. Стало очевидно: зависимость экономического роста от состояния образования (различных его видов и уровней) носит не конъюнктурный, а устойчивый характер.
Теория человеческого капитала рассматривает образование и квалификацию как основу экономического роста и признает за их обладателями право на получение адекватных доходов. Быстрый научный прогресс в данной области, отмеченный, в частности, двумя Нобелевскими премиями - Г.Беккера и Т.У.Шульца, во многом можно объяснить тем, что идеи теоретиков человеческого капитала легли на благодатную почву, подготовленную их предшественниками.
Вопрос о вкладе образования и квалификации в экономический рост и о влиянии на величину доходов их обладателей классическая политэкономия решала в рамках трудовой теории стоимости. Задолго до К.Маркса А.Смит отмечал, что "один час занятия таким ремеслом, обучение которому потребовало 10 лет труда, может содержать в себе больше труда, чем работа в течение месяца в каком-нибудь обычном занятии, не требующем обучения".
Среди факторов, влияющих на дифференциацию заработной платы работников, А.Смит выделял легкость (и дешевизну) или трудность (и дороговизну) изучения данной профессии, а также степень доверия к работнику и меру его ответственности.
Современная теория человеческого капитала решает вопрос о вкладе образования и квалификации в экономический рост и его влиянии на величину оплаты работника в русле неоклассического направления. Оно, как известно, отпочковалось от классической политэкономии. При этом последовательность "труд - стоимость - меновая стоимость - цена" приняла существенно иной вид: "потребление - потребительная стоимость - полезность - ценность - цена".
Представители неоклассического направления использовали для объяснения ценообразования различные теории: предельной полезности, спроса и предложения, издержек производства. Первым наиболее известным опытом синтезирования этих подходов стала теория трех факторов производства Ж.Б.Сэя. По Сэю, в создании стоимости равноправно участвуют труд, земля и капитал, а услуги каждого из них оплачиваются соответственно заработной платой, рентой и прибылью.
Это
направление экономической
Среди факторов, повлиявших на ослабление рыночных позиций труда со стороны его предложения, выделим лишь два - отсутствие "рынка капитала для труда" и неотделимость самого работника от услуг своего труда. Именно А.Маршалл сконцентрировал внимание на проблеме рынка образовательных услуг в связи с инвестированием в человеческий капитал. Ему принадлежит утверждение, что "самый ценный капитал - это тот, который вложен в человеческие существа".
Во многом благодаря К.Марксу известна формула В.Петти: "Труд отец богатства, земля - его мать". Для автора "Капитала" было важным оценить вклад своего предшественника в трудовую теорию стоимости и выяснить, сколь последовательно он реализовал ее принципы. Однако в истории экономической мысли В.Петти известен и как родоначальник "политической арифметики". Первая попытка подсчитать "ценность населения" принадлежит именно ему. "...Вместо того, чтобы употреблять только слова в сравнительной или превосходной степени, - писал он, - и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер...".
Возникновение теории человеческого капитала в начале 60-х годов ХХ в. на фоне научно-технической революции и усиления значимости "человеческого фактора" было подготовлено предшествующим развитием экономической теории как в методологическом, так и в расчетно-аналитическом аспектах. Простая мысль о вложениях в человека и об их отдаче в весьма похожем на ее последующие вариации виде (концепция "органического капитала", "экономии человека", "хозяйственной стоимости человека" и т.п.) неоднократно высказывалась как на Западе, так и у нас еще до ее оформления в теорию человеческого капитала. Использование же регрессивного анализа для определения степени влияния на рост заработной платы таких факторов, как образование, производственный опыт, природные способности и других обстоятельств подобного рода, было делом техники.
Первой реакцией российской научной общественности на появление этой теории были публикации в 60-х годах перевода книги Ф.Махлупа, монографии В.И. Марцинкевича и совместной работы А.И.Анчишкина и Ю.В.Яременко.
Качественный перелом в отношении к теории человеческого капитала произошел в нашей стране в начале 90-х годов: один за другим стали выходить в свет русские переводы западных учебников экономики, работ Г.Беккера, О.Нордхога, Дж.Псахаропулоса и др. Что касается отечественных авторов, то большая часть их работ была посвящена адаптации теории человеческого капитала к российской действительности.
Представляется,
что использование теории человеческого
капитала возможно у нас в том же ключе,
в каком это происходило и происходит
на Западе. Речь идет о ее применении в
области технико-экономического обоснования
направлений инвестиций, осуществляемых
государством, компаниями и работниками,
а также при подсчетах вклада в экономический
рост образования и оценке его эффективности.
Это означает, что не экономике придается
"человеческое измерение", а наоборот
- к человеку применяется экономическое
измерение.[6]
1.2.
Особенности человеческих
ресурсов и оценка профессиональной
полезности работника
Человеческие ресурсы в известной степени аналогичны природным и физическому капиталу. Ведь младенец, как и природные ресурсы, не приносит эффекта. Только после того как ребенок вырастет и пройдет "обработку" (в данном случае - обучение), он приобретет качество капитала и в этом состоянии способен приносить прибыль.
Единицу "человеческого капитала" представляет не сам работник, а его знания, навыки и умения. Другое дело, что этот капитал вне его носителя - человека, не существует. И в этом принципиальное отличие человеческого капитала от физического - от машин и оборудования. Можно сказать, что по своей экономической сущности человеческий капитал ближе к нематериальным основным фондам предприятия, в частности, ценностям информационного характера: например, к программным продуктам (которые нуждаются в материальном носителе).
Инвестиции в человеческий капитал могут быть прямыми и сопряженными. К прямым инвестициям следует относить затраты на образование и профессиональную подготовку работников, а к сопряженным - затраты на медицинское обслуживание и уход за детьми, на их воспитание, иными словами, связанные с воспроизводством материальных носителей человеческого капитала. Прямые вложения в человеческий капитал увеличивают его объем; сопряженные - продлевают срок его "эксплуатации", улучшают условия его функционирования, повышают отдачу, сокращая заболеваемость и смертность.
Объем прямых инвестиций в человеческий капитал в развитых странах достигает весьма значительных размеров и постоянно растет. Так, в 1995 г. американские компании тратили в среднем 5-7% фонда заработной платы на обучение своих сотрудников, считая что это одно из самых выгодных вложений капитала.
Правда, общее правило о зависимости человеческого капитала и получаемой отдачи от размеров инвестиций - не без исключений. История сохранила имена великих ученых-самоучек, среди которых достаточно упомянуть Томаса Альва Эдисона, Майкла Фарадея, Ивана Петровича Кулибина и других, инвестиции в которых были практически равны нулю, что не помешало им стать носителями человеческого капитала огромной значимости.
Приведенные примеры отнюдь не отрицают целесообразности инвестиций в человеческий капитал, но они помогают понять существенную разницу между эффективностью инвестиций в физический и человеческий капиталы. Она заключается в следующем: в случае с физическим капиталом одинаковые инвестиции при прочих равных условиях приносят равный доход. Если, например, приобретаются два однотипных станка по 5 тыс. долл. каждый, и они будут использоваться в сходных условиях, то можно рассчитывать на одинаковую производительность и одинаковый доход. О человеческом капитале этого сказать нельзя - два человека, получившие одно и то же образование в одном учебном заведении (инвестиции равные) и назначенные на одинаковые должности, могут работать с разной отдачей. Она будет определяться их личными качествами и не в последнюю очередь природными способностями.[9]