Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В работе указано актуальное состояние (за последние полгода) белорусского рынка труда и меры, принимаемые по его усовершенствованию. Однако уровень развитости рынка значительно отличается от современных требований. Поэтому в ближайшем будущем нужно стремиться к усовершенствованию рынка труда в Беларуси.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
1. Теория человеческого капитала
1.1. Теория человеческого капитала и ее истоки…………………….5
1.2. Особенности человеческих ресурсов и оценка профессиональной полезности работника………………………………………………….8
1.3. Эффективность вложения в человеческий капитал…………….10
2. Рынок труда: понятие, типология и структура
2.1. Структура и основные характеристики рынка труда…………..14
2.2. Механизм функционирования рынка труда…………………….19
3. Рынок труда в РБ
3.1. Состояние рынка труда в РБ на современном этапе……………22
3.2. Особенности государственного регулирования рынка труда в Беларуси……………………..…………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение……………………

Файлы: 1 файл

теория человеческого капитала.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

   Увеличился  спрос на рабочую силу: на 1.10.2007 в  органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 55,8 тыс. вакансий, что составило  106,5 %  к уровню 2006 года. Если в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,1 раза,  то на 1.10.2007   количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

   Постепенно  снижается женская и молодежная безработица. В составе безработных  удельный вес женщин уменьшился с 65,7 процента на 1.10.2006  до 64,4 процента на 1.10.2007. Доля  молодежи в возрасте 16 – 29 лет за этот период уменьшилась  с 45,4 процента до 43,2 процента.

   Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению снизился с 1,3 процента на 1.10.2006 до 1,0 процента  на 1.10.2007.[17]

   В Республике Беларусь принята Программа  возрождения и развития села на 2005-2010 годы, предусматривающая организационное  переустройство села, реализацию комплекса  мер по решению проблемы сельской занятости, в том числе по созданию новых рабочих мест и стимулированию притока рабочей силы в сельскую местность. 

   Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработана и реализуется  Отраслевая программа по выполнению Государственной программы возрождения  и развития села на 2005-2010 годы, целью которой является создание условий и предпосылок для сохранения управляемой ситуации на рынке рабочей силы в сельской местности, минимизация и смягчение социальных последствий для населения в результате проводимых на селе преобразований. Предусмотренные Отраслевой программой меры направлены на эффективное использование трудовых ресурсов на селе, обеспечение социальной защиты безработных сельских жителей, усиление государственной поддержки сельских семей, воспитывающих детей, оказание жителям села государственной адресной социальной помощи.

   Так, особое внимание в 2006 году  уделялось стабилизации ситуации на рынке труда в малых, средних городах, поселках и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. По каждому из 42 регионов, включенных в областные и Государственную программы,  реализовывался конкретный комплекс мер, разработанных с учетом специфики территории и направленных на обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы.

   В  Государственную программу включены мероприятия по обеспечению занятости в 22 малых  и средних  городах  и  регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. Кроме того, в областные  программы занятости  населения включены еще 20 регионов, требующих первостепенного решения проблем обеспечения  занятости проживающего в них населения.

   За 2006 год  республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание   в малых и средних городских поселениях   новых рабочих мест, на которые трудоустроено 8440 человек (113,5 процента к годовому заданию).

   Реализация  мер по обеспечению занятости  в 42 регионах, включенных в Государственную  и областные программы занятости  населения, позволила улучшить ситуацию на рынках труда в 38 и стабилизировать ее в 4 малых и средних городских поселениях.

   В последующие годы будет продолжена работа по решению проблем региональных рынков труда и созданию в этих целях рабочих мест.

   Следует отметить, что в Республике Беларусь Государственная и региональные программы занятости населения разрабатываются ежегодно, начиная с 1992 года. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуацию на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы на рынке труда решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.

   Следует также отметить, что на белорусском рынке труда некоторых профессий наблюдается как избыточное предложение, так и острый дефицит специалистов (Приложение Б). Это может быть вызвано различными факторами, такими, как низкий уровень заработной платы или непрестижность профессии.

   Еще можно сказать, что в Республике Беларусь наблюдается относительно устойчивый и стабильный уровень численности экономически активного населения (Приложение В), а также в нашей стране наблюдаются положительные тенденции в развитии частного сектора и занятости людей в частной форме собственности (Приложение Г). Лидирующее место на рынке труда по числу занятых занимает сфера промышленности. Относительно большие доли также занимают сфера образования и сельского хозяйства (Приложение Д). 
 
 

3.2 Особенности государственного регулирования рынка труда в Беларуси 

   Применительно к сегодняшним белорусским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

   Достижение  оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть белорусской экономики и регулирования рынка труда в целом.

   Для решения всех этих задач государство  должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда.

   Очень важно избежать такого положения, при  котором возобновление

экономического  роста будет происходить при высокой и застойной безработице.

   Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением

занятости требуется:

   1. Появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;

   2. Привлечение внутренних и иностранных  инвестиций;

   3. Обеспечение условий для материальной  заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

   Так в нашей стране на государственном  уровне разработано и принято множество различного рода Положений, Законов, Постановлений и других нормативных актов, относящихся к вопросам регулирования занятости населения. Таких, как Постановления СМ Республики Беларусь № 1334 от 12.10.2006 г. «Об утверждении Положения о порядке организации профессиональной погдотовки, переподготовки и повышения квалификации безработных» и № 1681 от 19.12.2006 г. «Об утверждения Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из вооруженных сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь» и д.р. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» (в ред. 01.11.2007 г.):

   Государственная политика в области регулирования рынка труда основывается на следующих принципах:

   - обеспечение равных возможностей  всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях;

   - ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

   - обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсации безработным;

   - поддержание трудовой инициативы  граждан, содействие и поощрение  в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

   - координация деятельности в области  занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

   - участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;

   - международное сотрудничество в  решении проблем занятости населения (ст. 10).

   Кроме того, в соответствии со ст. 10, государство гарантирует гражданам Республики Беларусь:

   1. бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку;

   2. бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включая профессиональную ориентацию;

   3. возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

   4. получение бесплатной информации  о наличии свободных рабочих  мест (вакансий);

   5. судебную защиту трудовых и  других прав граждан в сфере занятости;

   6. предоставление подходящей работы  на период не менее трех  лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений;

   7. свободу выбора рода занятий  и работы;

   8. компенсацию в соответствии с  законодательством материальных  затрат в связи с направлением на работу в другую местность.

   Государство путем создания дополнительных рабочих  мест (в том числе специализированных), специализированных предприятий, организацией обучения по специальным программам и другими мерами обеспечивает дополнительные гарантии занятости гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, молодежи до 18 лет, инвалидам, гражданам, выехавшим из зон радиоактивного загрязнения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, лицам предпенсионного возраста, воинам-интернационалистам, уволенным в запас в связи с окончанием срочной службы или с сокращением военнослужащих, лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда.

   Государство обеспечивает гарантии предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений путем направления их на работу в соответствии с заключенными между указанными учебными заведениями и нанимателями договорами (заявками), создания дополнительных рабочих мест и других мер.

   Местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с действующим законодательством за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот и других источников устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу указанных категорий граждан.

   Местные исполнительные и распорядительные органы за счет собственных средств могут предоставлять дополнительные гарантии гражданам, занятым на предприятиях, подлежащих ликвидации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

   Видное  место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа

труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и

предпринимателями при совершении сделки купли-продажи  труда. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданами время поиска места работы.

   Основными функциями биржи труда являются:

   - учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве;

   - контроль за установлением права на получения пособия по безработицы и его утратой;

Информация о работе Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь