Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:20, курсовая работа
В работе указано актуальное состояние (за последние полгода) белорусского рынка труда и меры, принимаемые по его усовершенствованию. Однако уровень развитости рынка значительно отличается от современных требований. Поэтому в ближайшем будущем нужно стремиться к усовершенствованию рынка труда в Беларуси.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Теория человеческого капитала
1.1. Теория человеческого капитала и ее истоки…………………….5
1.2. Особенности человеческих ресурсов и оценка профессиональной полезности работника………………………………………………….8
1.3. Эффективность вложения в человеческий капитал…………….10
2. Рынок труда: понятие, типология и структура
2.1. Структура и основные характеристики рынка труда…………..14
2.2. Механизм функционирования рынка труда…………………….19
3. Рынок труда в РБ
3.1. Состояние рынка труда в РБ на современном этапе……………22
3.2. Особенности государственного регулирования рынка труда в Беларуси……………………..…………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение……………………
Увеличился спрос на рабочую силу: на 1.10.2007 в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 55,8 тыс. вакансий, что составило 106,5 % к уровню 2006 года. Если в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,1 раза, то на 1.10.2007 количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
Постепенно снижается женская и молодежная безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 65,7 процента на 1.10.2006 до 64,4 процента на 1.10.2007. Доля молодежи в возрасте 16 – 29 лет за этот период уменьшилась с 45,4 процента до 43,2 процента.
Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению снизился с 1,3 процента на 1.10.2006 до 1,0 процента на 1.10.2007.[17]
В
Республике Беларусь принята Программа
возрождения и развития села на 2005-2010
годы, предусматривающая
Министерством
труда и социальной защиты Республики
Беларусь разработана и реализуется
Отраслевая программа по выполнению
Государственной программы
Так, особое внимание в 2006 году уделялось стабилизации ситуации на рынке труда в малых, средних городах, поселках и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. По каждому из 42 регионов, включенных в областные и Государственную программы, реализовывался конкретный комплекс мер, разработанных с учетом специфики территории и направленных на обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы.
В Государственную программу включены мероприятия по обеспечению занятости в 22 малых и средних городах и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. Кроме того, в областные программы занятости населения включены еще 20 регионов, требующих первостепенного решения проблем обеспечения занятости проживающего в них населения.
За 2006 год республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание в малых и средних городских поселениях новых рабочих мест, на которые трудоустроено 8440 человек (113,5 процента к годовому заданию).
Реализация
мер по обеспечению занятости
в 42 регионах, включенных в Государственную
и областные программы
В последующие годы будет продолжена работа по решению проблем региональных рынков труда и созданию в этих целях рабочих мест.
Следует отметить, что в Республике Беларусь Государственная и региональные программы занятости населения разрабатываются ежегодно, начиная с 1992 года. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуацию на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы на рынке труда решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.
Следует также отметить, что на белорусском рынке труда некоторых профессий наблюдается как избыточное предложение, так и острый дефицит специалистов (Приложение Б). Это может быть вызвано различными факторами, такими, как низкий уровень заработной платы или непрестижность профессии.
Еще
можно сказать, что в Республике
Беларусь наблюдается относительно устойчивый
и стабильный уровень численности экономически
активного населения (Приложение В), а
также в нашей стране наблюдаются положительные
тенденции в развитии частного сектора
и занятости людей в частной форме собственности
(Приложение Г). Лидирующее место на рынке
труда по числу занятых занимает сфера
промышленности. Относительно большие
доли также занимают сфера образования
и сельского хозяйства (Приложение Д).
3.2
Особенности государственного
регулирования рынка
труда в Беларуси
Применительно
к сегодняшним белорусским
Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть белорусской экономики и регулирования рынка труда в целом.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда.
Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление
экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением
занятости требуется:
1.
Появление рыночно
2.
Привлечение внутренних и
3.
Обеспечение условий для
Так в нашей стране на государственном уровне разработано и принято множество различного рода Положений, Законов, Постановлений и других нормативных актов, относящихся к вопросам регулирования занятости населения. Таких, как Постановления СМ Республики Беларусь № 1334 от 12.10.2006 г. «Об утверждении Положения о порядке организации профессиональной погдотовки, переподготовки и повышения квалификации безработных» и № 1681 от 19.12.2006 г. «Об утверждения Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из вооруженных сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь» и д.р. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» (в ред. 01.11.2007 г.):
Государственная политика в области регулирования рынка труда основывается на следующих принципах:
-
обеспечение равных
- ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
- обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсации безработным;
-
поддержание трудовой
-
координация деятельности в
- участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;
-
международное сотрудничество
Кроме того, в соответствии со ст. 10, государство гарантирует гражданам Республики Беларусь:
1. бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку;
2. бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включая профессиональную ориентацию;
3. возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
4.
получение бесплатной
5. судебную защиту трудовых и других прав граждан в сфере занятости;
6.
предоставление подходящей
7. свободу выбора рода занятий и работы;
8.
компенсацию в соответствии с
законодательством
Государство путем создания дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных), специализированных предприятий, организацией обучения по специальным программам и другими мерами обеспечивает дополнительные гарантии занятости гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, молодежи до 18 лет, инвалидам, гражданам, выехавшим из зон радиоактивного загрязнения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, лицам предпенсионного возраста, воинам-интернационалистам, уволенным в запас в связи с окончанием срочной службы или с сокращением военнослужащих, лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда.
Государство обеспечивает гарантии предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений путем направления их на работу в соответствии с заключенными между указанными учебными заведениями и нанимателями договорами (заявками), создания дополнительных рабочих мест и других мер.
Местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с действующим законодательством за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот и других источников устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу указанных категорий граждан.
Местные исполнительные и распорядительные органы за счет собственных средств могут предоставлять дополнительные гарантии гражданам, занятым на предприятиях, подлежащих ликвидации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа
труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и
предпринимателями при совершении сделки купли-продажи труда. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданами время поиска места работы.
Основными
функциями биржи труда
- учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве;
- контроль за установлением права на получения пособия по безработицы и его утратой;