Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:49, реферат

Краткое описание

Основу правового регулирования инвестиционной деятельности составляет Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Файлы: 1 файл

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь.docx

— 39.29 Кб (Скачать)

*

Инвестиционная  деятельность  в Республике Беларусь

 
 
 
 

 

 



 

 

Инвестиционная  деятельность

Основу правового регулирования  инвестиционной деятельности составляет Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.

Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах.

Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь:

определяет:

общие правовые условия  осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;

направлен на:

стимулирование  и государственную поддержку инвестиционной деятельности;

защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Под инвестиционной деятельностью  в соответствии с белорусским  законодательством понимаются действия юридического или физического лица либо государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата.

Инвестиции могут быть как национальными, так и иностранными.

Государственная поддержка  инвестиционных проектов оказывается  в виде:

гарантий Правительства  Республики Беларусь;

централизованных инвестиционных ресурсов.

Юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью  используются иностранные инвестиции, является коммерческой организацией с  иностранными инвестициями.

Все коммерческие организации  с иностранными инвестициями рассматриваются  как:

коммерческие совместные организации;

коммерческие иностранные  организации.

Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.

При создании и регистрации  предприятий с иностранными инвестициями помимо Инвестиционного кодекса  Республики Беларусь применяются также  положения законов, устанавливающие  порядок создания и регистрации  предприятий без иностранных  инвестиций.

Национальным  банком Республики Беларусь регистрируются:

банки;

небанковские кредитно-финансовые организации с иностранными инвестициями и в свободных экономических  зонах.

Министерством юстиции Республики Беларусь регистрируются:

страховые организации;

страховые брокеры;

объединения страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических  зонах.

Свободные экономические  зоны (СЭЗ)

Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года «О свободных экономических зонах» определяет правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.

Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

В СЭЗ могут развиваться:

производственные;

научно-технологические;

экспортные;

торговые;

туристическо-рекреационные;

страховые;

банковские;

иные виды деятельности (статья 1 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах»).

Резидент СЭЗ – зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или физическое лицо в качестве предпринимателя без образования юридического лица, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ.

В СЭЗ устанавливается  льготный порядок налогообложения.

Для резидентов СЭЗ устанавливается  меньшее количество налогов, а также  снижаются их ставки. Так, например, прибыль, полученная резидентами СЭЗ  «Гомель-Ратон» за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год.

Территория СЭЗ является частью таможенной территории Республики Беларусь. В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики СЭЗ может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны.

При ввозе иностранных  и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны:

не взимаются:

налоги;

таможенные платежи, за исключением  сборов за таможенное оформление;

не применяются меры экономической политики.

На территории СЭЗ гарантируются:

закрепленные законодательством  Республики Беларусь права и свободы  личности;

не допускаются дискриминация  и другие незаконные ограничения  прав субъектов хозяйствования;

не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные  по своему действию меры, за исключением  временного прекращения вывоза инвестируемой  собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности  по обязательствам.

На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система  государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством  Республики Беларусь об иностранных  инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.

В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и работают следующие свободные экономические  зоны:

«Брест»;

«Витебск»;

«Гродноинвест» ;

«Гомель-Ратон»;

«Минск»;

«Могилев».

 

Инвестиционные возможности  Республики Беларусь

В настоящее время Беларусь предлагает инвесторам благоприятные  правовые условия для ведения  бизнеса на территории республики, как на международном уровне, так  и на национальном. Действуют более 60 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций, Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций и др., с 2001 года работает Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.

Основным направлением проводимой инвестиционной политики является курс на дальнейшую либерализацию условий  хозяйствования, совершенствование  правовых механизмов защиты инвестиций, способствующий активизации инвестиционной деятельности, который закреплен  в Директиве Президента Республики Беларусь №4.

В целях либерализации  условий деятельности разработан и  рассматривается в Парламенте проект Закона Республики Беларусь «Об инвестициях», подготовленный с учетом международного опыта. В основу законопроекта легли  принципы: верховенства права, равенства  инвесторов, добросовестности и разумности осуществления инвестиций, недопустимости произвольного вмешательства в  частные дела, неприкосновенности собственности, беспрепятственного осуществления  инвесторами своих прав, обеспечения  восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты, прозрачности законодательства.

Некоторые преимущества Республики Беларусь для вложения капитала:

· прямой доступ к рынку  Таможенного союза и Единого  экономического пространства;

· формирование Единого экономического пространства и унификация с 1 января 2012 года национальных законодательств  в экономической сфере;

· выгодное экономико-географическое положение на перекрестке главных  путей между ЕС и СНГ, Балтийским и Черным морями;

· развитая инфраструктура;

· политическая, социальная и экономическая стабильность, отсутствие межнациональных, религиозных конфликтов;

· благоприятные экологические  условия;

· квалификационные трудовые ресурсы.

При формировании выгодных условий для осуществления инвестиционной деятельности государство делает ставку на такой механизм, как государственно-частное  партнерство (ГЧП). Данная форма взаимодействия между государственными органами и  бизнесом позволяет преодолеть экономическое  противоречие, когда стратегически  важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, но и  государственный бюджет не в состоянии  обеспечить их финансирование в должном  объеме. Объектами применения ГЧП  могут стать транспорт и транспортная инфраструктура, системы коммунального  хозяйства, культуры и социального  обслуживания, объекты туризма, месторождения  полезных ископаемых и др.

В настоящее время вырабатывается механизм взаимодействия в рамках ГЧП. В стране реализуется программа  приватизации госсобственности. Национальное законодательство предусматривает  различные формы участия инвестора  в приватизации: участие в процедуре  преобразования предприятия в открытое акционерное общество, приобретение акций уже созданного акционерного общества на аукционе или по конкурсу, покупка предприятия (возможность  приобретения по льготным ценам, в размере  одной базовой величины).

В отношении крупных стратегических предприятий Беларусь отказалась от быстрой продажи государственных  активов, выбрав тактику точечной приватизации. Однако некоторые сделки последних  лет имели достаточно существенные объемы и вошли в число крупнейших по слияниям и поглощениям в Европе (например, продажа государственных  долей акций в ОАО «Белтрансгаз» и СП «Мобильная цифровая сеть»).

В целях выполнения задач  прошлых лет, а также достижения целей новой пятилетки, созданы  преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестпроектов в свободных экономических зонах, Парке высоких технологий, специальном туристско-рекреационном парке «Августовский канал», Китайско-Белорусском индустриальном парке, средних, малых городских поселениях, сельской местности, при заключении инвестдоговора с Республикой Беларусь и др.

Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями  – транснациональными корпорациями и крупнейшими банками. Так, в Беларуси созданы и действуют совместные и иностранные предприятия с зарубежным капиталом «МАН» и «Адидас» (Германия), «Майерск Медикал» (Дания), «Данон» (Франция), «Олви» (Финляндия) и др.

Акционерами белорусских  банков являются: российские Сбербанк, Внешэкономбанк и Банк ВТБ, австрийский Райффайзен Банк и др.

В целях совершенствования  работы по привлечению иностранных  инвестиций, повышения эффективности  приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления создано ГУ «Национальное  агентство инвестиций и приватизации» (www.investinbelarus.by). Агентство участвует в создании положительного инвестиционного имиджа страны, мониторинге и сопровождении реализации инвестпроектов и приватизации госимущества.

Кроме этого, в нашей стране создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при  Совете Министров Республики Беларусь, состоящий из представителей иностранных  компаний, госорганов, представителей науки. Действующие при Совете постоянные рабочие группы занимаются вопросами  совершенствования инвестиционного  законодательства, налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке  и др.

С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения  позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом разработана и одобрена Нацбанком и Советом Министров Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (Постановление Совета Министров и Национального банка от 18.01.2012 №51/2).

Информация о работе Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь