Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:49, реферат
Основу правового регулирования инвестиционной деятельности составляет Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
* |
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь |
Инвестиционная деятельность
Основу правового
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
Под инвестором понимается
лицо (юридические и физические лица, иностранные
организации, не являющиеся юридическими
лицами, государство в лице уполномоченных
органов и его административно-
Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь:
определяет:
общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
направлен на:
стимулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности;
защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.
Под инвестиционной деятельностью
в соответствии с белорусским
законодательством понимаются действия
юридического или физического лица либо
государства (административно-
Инвестиции могут быть как национальными, так и иностранными.
Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде:
гарантий Правительства Республики Беларусь;
централизованных
Юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции, является коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как:
коммерческие совместные организации;
коммерческие иностранные организации.
Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.
При создании и регистрации предприятий с иностранными инвестициями помимо Инвестиционного кодекса Республики Беларусь применяются также положения законов, устанавливающие порядок создания и регистрации предприятий без иностранных инвестиций.
Национальным банком Республики Беларусь регистрируются:
банки;
небанковские кредитно-
Министерством юстиции Республики Беларусь регистрируются:
страховые организации;
страховые брокеры;
объединения страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах.
Свободные экономические зоны (СЭЗ)
Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года «О свободных экономических зонах» определяет правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.
Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
В СЭЗ могут развиваться:
производственные;
научно-технологические;
экспортные;
торговые;
туристическо-рекреационные;
страховые;
банковские;
иные виды деятельности (статья 1 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах»).
Резидент СЭЗ – зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или физическое лицо в качестве предпринимателя без образования юридического лица, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ.
В СЭЗ устанавливается льготный порядок налогообложения.
Для резидентов СЭЗ устанавливается меньшее количество налогов, а также снижаются их ставки. Так, например, прибыль, полученная резидентами СЭЗ «Гомель-Ратон» за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год.
Территория СЭЗ является частью таможенной территории Республики Беларусь. В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики СЭЗ может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны.
При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны:
не взимаются:
налоги;
таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление;
не применяются меры экономической политики.
На территории СЭЗ гарантируются:
закрепленные
не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования;
не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.
На иностранных инвесторов
в СЭЗ распространяется система
государственных гарантий охраны инвестиций,
которая предусмотрена
В настоящее время на территории
Республики Беларусь созданы и работают
следующие свободные
«Брест»;
«Витебск»;
«Гродноинвест» ;
«Гомель-Ратон»;
«Минск»;
«Могилев».
Инвестиционные возможности Республики Беларусь
В настоящее время Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса на территории республики, как на международном уровне, так и на национальном. Действуют более 60 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций, Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций и др., с 2001 года работает Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.
Основным направлением проводимой инвестиционной политики является курс на дальнейшую либерализацию условий хозяйствования, совершенствование правовых механизмов защиты инвестиций, способствующий активизации инвестиционной деятельности, который закреплен в Директиве Президента Республики Беларусь №4.
В целях либерализации условий деятельности разработан и рассматривается в Парламенте проект Закона Республики Беларусь «Об инвестициях», подготовленный с учетом международного опыта. В основу законопроекта легли принципы: верховенства права, равенства инвесторов, добросовестности и разумности осуществления инвестиций, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, неприкосновенности собственности, беспрепятственного осуществления инвесторами своих прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты, прозрачности законодательства.
Некоторые преимущества Республики Беларусь для вложения капитала:
· прямой доступ к рынку Таможенного союза и Единого экономического пространства;
· формирование Единого экономического пространства и унификация с 1 января 2012 года национальных законодательств в экономической сфере;
· выгодное экономико-географическое положение на перекрестке главных путей между ЕС и СНГ, Балтийским и Черным морями;
· развитая инфраструктура;
· политическая, социальная и экономическая стабильность, отсутствие межнациональных, религиозных конфликтов;
· благоприятные экологические условия;
· квалификационные трудовые ресурсы.
При формировании выгодных
условий для осуществления
В настоящее время вырабатывается
механизм взаимодействия в рамках ГЧП.
В стране реализуется программа
приватизации госсобственности. Национальное
законодательство предусматривает
различные формы участия
В отношении крупных
В целях выполнения задач прошлых лет, а также достижения целей новой пятилетки, созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестпроектов в свободных экономических зонах, Парке высоких технологий, специальном туристско-рекреационном парке «Августовский канал», Китайско-Белорусском индустриальном парке, средних, малых городских поселениях, сельской местности, при заключении инвестдоговора с Республикой Беларусь и др.
Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями и крупнейшими банками. Так, в Беларуси созданы и действуют совместные и иностранные предприятия с зарубежным капиталом «МАН» и «Адидас» (Германия), «Майерск Медикал» (Дания), «Данон» (Франция), «Олви» (Финляндия) и др.
Акционерами белорусских банков являются: российские Сбербанк, Внешэкономбанк и Банк ВТБ, австрийский Райффайзен Банк и др.
В целях совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций, повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления создано ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (www.investinbelarus.by). Агентство участвует в создании положительного инвестиционного имиджа страны, мониторинге и сопровождении реализации инвестпроектов и приватизации госимущества.
Кроме этого, в нашей стране
создан Консультативный совет по
иностранным инвестициям при
Совете Министров Республики Беларусь,
состоящий из представителей иностранных
компаний, госорганов, представителей
науки. Действующие при Совете постоянные
рабочие группы занимаются вопросами
совершенствования
С целью повышения инвестиционной
привлекательности и
Информация о работе Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь