Оценка туристского потенциала республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение основных направлений развития туризма в Республике Беларусь с выделением приоритетных территорий, выявление их привлекательности и пути развития. Достижение поставленной цели связано с решением следующих основных задач:
1. Изучить теоретические аспекты туристского потенциала территории.
2. Дать определение туристским ресурсам и туристскому потенциалу.

Оглавление

Введение. 3
Теоретические аспекты туристского потенциала территории. 5
Оценка туристского потенциала республики Беларусь.
Анализ природно-климатических ресурсов. 9
Историко-культурные ресурсы. 12
Социально-экономический туристский потенциал. 15
Анализ состояния и тенденции развития туризма в Республике
Беларусь. 19
Предложения по развитию туризма в Республике Беларусь. 23
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_tr.docx

— 69.06 Кб (Скачать)

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный аграрный университет»

 

                                                                             Кафедра «Туризма и сервиса»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Туристское ресурсоведение»

на тему: «Оценка туристского потенциала республики Беларусь»

 

 

 

                      Выполнила:

студентка 3 курса 4 группы

Лежнёва Екатерина Игоревна

Научный руководитель:  к. э. н

доцент Михайлова Карина Юрьевна

 

 

 

Ставрополь, 2014

 

Содержание

Введение.                                                                                                                     3

  1. Теоретические аспекты туристского  потенциала территории.                    5                                                                                                                                                                 
  2. Оценка туристского потенциала республики Беларусь.                                                                                                        
    1. Анализ природно-климатических ресурсов.                                        9                     
    2. Историко-культурные ресурсы.                                                           12
    3. Социально-экономический туристский потенциал.                          15
  3. Анализ состояния и тенденции развития туризма в Республике

Беларусь.                                                                                                          19                                                                                        

  1. Предложения по развитию туризма в Республике Беларусь.                     23                            

Заключение.                                                                                                         26

Список использованной литературы.                                                                 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Представленная работа посвящена теме «Оценка туристского потенциала республики Беларусь». Это тема очень актуальна на сегодняшний день так, как туризм активно развивается во всем своем разнообразии. Туристская индустрия открывает много дверей в развитии региональной индустрии гостеприимства, в укреплении как всей республики Беларусь, так и отдельных ее регионов, так же появляется много рабочих мест. Прогрессу туристического бизнеса, помогает способствовать разнообразие возможностей отдыха в данном регионе.

Культурно-исторический потенциал любого региона выражен в его истоках. Интерес к историческим событиям, архитектуре, военным сражениям, историческим личностям – сильнейший мотив. Тем не менее, он нуждается в глубоком изучении и продвижении  на рынке туристских услуг.

Туристский потенциал Республики Беларусь сосредоточен на многообразии и красоте природы, уникальности историко-культурного наследия и включает более 15 тысяч объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, а также памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

Республика Беларусь богата своим растительным и животным миром, памятниками природы, природными лечебными ресурсами, охотничьими и рыболовными угодьями.

На мой взгляд, тема является очень важной потому, что развитие внутреннего туризма является одной из важных задач республики. Это тема меня заинтересовала с одной стороны разнообразным туристским потенциалом, а с другой стороны, ее практической важностью для развития туризма. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью данной курсовой работы является определение основных направлений развития туризма в Республике Беларусь с выделением приоритетных территорий, выявление их привлекательности и пути развития. Достижение поставленной цели связано с решением следующих основных задач:

1. Изучить теоретические аспекты туристского потенциала территории.

2. Дать определение туристским ресурсам и туристскому потенциалу.

3. Оценить туристского потенциала Республике Беларусь.

4. Определить пути развития туризма в Республике Беларусь.

Структура данной работы состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы. Общий объем работы составляет 29 страниц.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоритические аспекты туристского потенциала территории

Туризм – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В современной литературе понятие «туризма» трактуется по-разному  согласно одной из них, туризм рассматривается как путешествие в свободное время. Существует подход, который характеризует туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства или как сегмент рынка, удовлетворяющий спрос туристов на товары и услуги.

Так в настоящем Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» от 1996г. используются следующее понятия:

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянным местом жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. [1]

Оценка туристского потенциала и доступных туристских ресурсов тех или иных территорий - одна из важнейших задач для организаторов туристской деятельности. Для этого необходимо четко различать содержание этих понятий, владеть методами оценки потенциала.

Многие ученые давали свою трактовку понятия «туристский потенциал». Сам термин «потенциал» в своем этимологическом этимологическом значении происходит от латинского слова «potentia» и означает «скрытые возможности», которые в хозяйственной практике благодаря труду могут стать реальностью.

В отечественной экономической литературе этот термин в широком понимании трактуют как возможности, имеющиеся силы, запасы, средства, которые могут быть использованы, или как уровень мощности в каком-либо отношении, совокупность средств, необходимых для чего-либо. В «Большом экономическом словаре».

В развитии современных представлений о потенциале можно выделить три направления. Представители первого Д. Черников, С. Белова, Е. Фигурнов и др. утверждают, что потенциал – это совокупность необходимых для функционирования или развития системы разных видов ресурсов без учета их взаимосвязей. Определяя исследуемую категорию, необходимо принять во внимание положение академика Л.И. Абалкина о том, что понятие «потенциал» и «ресурсы» не следует противопоставлять.

Другая группа авторов, придерживающаяся второго ресурсного подхода, трактуют потенциал как совокупность ресурсов, способных производить определенное количество материальных благ, то есть учитывается взаимодействие ресурсов.

Ученые третьего направления рассматривают потенциал как способность комплексов ресурсов экономической системы выполнять поставленные перед ней задачи. Потенциал, по их мнению, - это целостное представление о единстве структуры и функций объекта, выявление их взаимосвязи.

В общих толковых, а также в энциклопедических словарях термином "потенциал" (от латинского potentia - сила) обозначаются "возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи". ( Советский энциклопедический словарь, 1989)

 Определение понятия потенциала имеет не только важное научное, но и практическое значение, поскольку представление о сущности определяет подход к его оценке, измерению и управлению. Вышесказанное справедливо и для понятия «туристский потенциал региона».

По мнению Николаенко Т. В. туристским (рекреационным) потенциалом территории понимается всю  совокупность  природных,  культурно-исторических  и  социально-экономических предпосылок для организации туристской (рекреационной) деятельности на данной территории.

А вот определение рекреационного потенциала, а точнее «рекреационного потенциала ландшафта» дано в толковом словаре по охране ландшафтов. Определение гласит: «Рекреационный потенциал ландшафта - совокупность природных и культурных условий, оказывающих положительное влияние на человеческий организм и обеспечивающих путем сочетания физических и психических факторов восстановление работоспособности человека».[16]

Одним из существенных в этом определении служит слово совокупность. Именно поэтому термин «потенциал», при всей его близости термину «ресурс», отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений [15].

Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциал достаточно четко связан с конкретной задачей, для решения которой он определяется, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определенна. Так, например, водные ресурсы территории могут использоваться и туристами, и промышленностью, и сельским хозяйством.

Описание потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагает и оценку этого потенциала в сравнении с потенциалом другого объекта.

Итак, туристский потенциал региона – это совокупность условий, способствующих развитию туризма в определенном регионе, сложившаяся под воздействием ряда определенных факторов.

Таким образом, понятие «туристский потенциал» по отношению к понятию «туристский ресурс» выступает как более широкое, в некотором смысле как собирательное.

Туристские ресурсы делятся на два вида: непосредственные и косвенные. К первым относятся природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т. д.). Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов; их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.

 Н. П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы:

1. природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и др.;

2. культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т. д.;

3. социально-экономические: транспортная доступность и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения.

Популярными являются классификации туристских ресурсов, предложенные польским экономистом М. Труаси и французским экономистом П. Дефером. В основе классификации М. Труаси лежит деление туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. М. Труаси выделяет три группы туристских ресурсов: природные туристские ресурсы, определяемые как «потенциальный туристский капитал»; туристские ресурсы, созданные трудом человека; «дополнительные» туристские ресурсы (инфраструктура, экономические удобства).

Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что  туристский потенциал – это совокупность взаимосвязанных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей. Ресурсы в свою очередь делятся на три группы: природные, культурно-исторические и социально-экономические.

 

 

 

 

Глава 2. Оценка туристскому потенциалу Республике Беларусь

2.1. Анализ природно-климатических ресурсов

Площадь территории Республики Беларусь составляет 207600 км2. Республика располагается в Восточной части Европы, граничит с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией. Численность населения на 2014 год составляет 9, 4751 млн человек. [17]

Благодаря расположению территории республики в умеренных широтах, Атлантического океана. Ледниковые возвышенности Поозерья и Белорусской гряды делают рельеф более разнообразным. Сложное взаимодействие различных атмосферных процессов определяют своеобразие режима каждого климатического элемента — температуры воздуха и почв, облачности, атмосферных осадков и так далее, более заметное влияние на климат оказывает хозяйственная деятельность человека. 

Климат Беларуси умеренно-континентальный. Он формируется под влиянием Атлантики, поэтому лето дождливое и не жаркое, а зима теплая и с частыми оттепелями, нестабильная погода в зимнее и осеннее время года. Летом температура +15 ˚С и увеличивается с северо-востока на юго-запад с 70-89 дней, а в Поозерье до 90-95 дней и в центральной части страны до 96-114 дней на Полесье. Среднесуточная температура воды прогревается до +17 ˚С и выше, а в июле составляет 22 ˚С, это говорит о том, что можно развивать купально-пляжный туризм. Зима здесь мягкая и комфортная. Температура в зимнее время от -5 ˚С до -15 ˚С, и зима тут длится от 30 дней на юго-западе, до 60 дней на северо-востоке, а в периоды антициклона с 60 до 130 дней.

Информация о работе Оценка туристского потенциала республики Беларусь