Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение основных направлений развития туризма в Республике Беларусь с выделением приоритетных территорий, выявление их привлекательности и пути развития. Достижение поставленной цели связано с решением следующих основных задач:
1. Изучить теоретические аспекты туристского потенциала территории.
2. Дать определение туристским ресурсам и туристскому потенциалу.
Введение. 3
Теоретические аспекты туристского потенциала территории. 5
Оценка туристского потенциала республики Беларусь.
Анализ природно-климатических ресурсов. 9
Историко-культурные ресурсы. 12
Социально-экономический туристский потенциал. 15
Анализ состояния и тенденции развития туризма в Республике
Беларусь. 19
Предложения по развитию туризма в Республике Беларусь. 23
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28
Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.
Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.
Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.
В предстоящем пятилетии продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности.
Подведя итог, можно сказать о том, что Республика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для устойчивого развития. Об этом свидетельствуют экономические показатели в расчете на душу населения. Но для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, необходимо максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение страны, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.), относительно развитый научно-технический потенциал, многоотраслевой промышленный комплекс, мощную строительную базу, высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров.
Глава 3. Анализ состояния и тенденции развития туризма в Республике Беларусь
Республика Беларусь сравнительно молодое государство с большой историей. Она обладает большим туристическим потенциалом. На развитие туризма в стране направлена реализация Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы, Государственной программы развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011-2015 годы, Государственной программы развития белорусской части Августовского канала на 2009-2011 годы, Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы, Комплексной программы развития г.Мстиславля и Мстиславского района на 2011-2016 годы.
Но современное состояние международного туризма в Республике Беларусь говорит о том, что она еще не занимает высокого положения в экономике, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристический потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого природного и культурного наследия, республика занимает скромное место на мировом туристическом рынке и существенно отстает от соседних государств.
Следует отметить, что главная причина отставания Республики Беларусь от лидирующих стран в области международного туризма не из-за плохого качества туристских услуг, а из-за неэффективного использования. Также большим препятствием служит отсутствие рекламно-информационного поля, низкое качество услуг в отдельных регионах, несовершенство информационно-статистической базы - все это существенно ограничивает возможности анализа современного состояния туристического комплекса и выработки практических рекомендаций по повышению эффективности его функционирования и развития.
Так же отрицательно влияет и то, что высокая стоимость въездной визы и длительные процедуры, связанные с пограничными формальностями, оказывают негативное влияние на туристов. Паритетный принцип установления величины консульского сбора за выдачу въездной визы в условиях низкой туристической привлекательности Беларуси на международной арене не стимулирует расширение въездных потоков.
Геополитическое положение Беларуси в целом является выгодным и характеризуется соседством с европейским рынком, аккумулирующим 58% мирового спроса на услуги международного туризма; отсутствием ярко-выраженных социально-политических конфликтов и природных бедствий внутри страны и на сопредельных территориях.
Однако существует еще одна немало важная проблема, как придорожный сервис. Несмотря на то, что количество увеличивается, но качество остается на прежнем уровне.
Что касается природных комплексов и историко-культурного наследия Беларуси, то данные туристические ресурсы по своей ценности, запасам и другим характеристикам позволяют разработать диверсифицированный конкурентоспособный туристический продукт, включающий различные виды туров для иностранных посетителей: экологические, охотничьи, этнические, сельские, фольклорно-этнографические, программы кратковременного обслуживания транзитных и трансграничных потоков, различные виды специализированных программ (для любителей балета, спорта, учебно-образовательные программы для студентов, посещение радиационно-экологического заповедника и др.).
Беларусь имеет конкурентные преимущества в потенциале развития экологического туризма. Отдельные природные комплексы страны (национальные парки «Беловежская пуща», «Нарочанский», «Браславские озера», Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологический заповедники).
В республике также имеется более 40 предприятий, выпускающих сувенирную продукцию, однако отсутствуют единые технологические цепочки, соединяющие производителей сувенирной продукции, организаторов путешествий и иностранных туристов. Качество впечатлений иностранных посетителей во многом определяется уровнем квалификации туристических кадров. Следует отметить явный недостаток опыта привлечения и приема иностранных туристов, нехватку специалистов, владеющих иностранными языками в регионах, недостаточное знание туристических возможностей республики и конъюнктуры зарубежных рынков работниками туристических предприятий.
Также к сдерживающим факторам следует отнести острую проблему нехватки гостиниц, особенно в областных и районных центрах. Например, единовременная вместимость гостиниц в польском Августове с населением в 30 тыс. человек превышает 4 тыс. мест. Для сравнения, гостиницы всей Гродненской области могут вместить лишь 2,5 тыс. человек. Небольшой чешский городок Глубоко с населением всего в 3,5 тыс. человек насчитывает 26 гостиниц различного класса, тогда как Полоцк, Слоним, Несвиж и другие небольшие, но популярные среди туристов города Беларуси имеют в лучшем случае по одной гостинице.
Проведенное исследование предусматривало анализ статистических показателей развития въездного туризма Беларуси, построение эконометрических моделей и, в том числе, прогнозирование численности иностранных туристов, приезжающих в Беларусь.
Таблица 1 – Численность иностранных туристов, приезжающих в Беларусь
Категории |
2013 |
2013 |
2014 |
Число поездок иностранных граждан в Республики Беларусь (служебные, туризм, частные поездки) человек. |
4900000 |
5400000 |
5900000 |
Количество организованных туристов, Посетивших Республику Беларусь, человек |
145000 |
160000 |
175000 |
Экспорт туристских услуг, млн. долларов США |
190,0 |
250,0 |
360,0 |
В Республике Беларусь в настоящее время разрабатываются новые маршруты к различным достопримечательностям, в том числе затронут и санаторно-курортный туризм. Сейчас действуют 677 туристско-экскурсионных маршрутов. Также проводятся различные выставки в г.Минске. С каждым годом возрастает число туристических фирм, теперь их насчитывается 577 организаций. На территории зафиксировано 312 гостиниц различного класса. Так, для приёма туристов в республике функционируют 474 агроусадьбы, число которых значительно возросло за исследуемый период времени - почти в 14 раз.
Выездной туризм развивается лучше. В общей сложности численность туристов, организованно выезжавших из Беларуси за рубеж, составила 414,7 тыс. человек. Наиболее посещаемые места белорусскими туристами оставались: Россия, Украина, Болгария, Египет, Италия, Литва, Польша, Турция, Чешская Республика. На долю этих стран приходилось 90% от общего числа организованно выезжавших за рубеж белорусских туристов. Средняя продолжительность за рубежом составляет 9 дней.
Проводили опрос, в котором были затронуты вопросы « Что больше интересует туристов, посещающих разные станы». Больше всего белорусов интересуют нравы и традиции других стран (на это указывают 47% опрошенных), экономика и социальная жизнь (34%), зоны отдыха и туризма (30%), природа (29%). Реже проявляют интерес к истории (21%), искусству (18%), политической жизни (15%), товарам (13%) и литературе (6%).
Следует сделать вывод о том, что в настоящее время в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует значительных затрат на ее обновление, совершенствование и развитие. Динамика туристского потока Республики Беларусь показывает, что приоритетными для государства внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.
Глава 4. Предложения по развитию туристского потенциала
Из выше написанного следует, что Республика Беларусь богата своим природно-климатическим, историко-культурным и социально-экономическим потенциалами. Поэтому чтобы в Республике развивался такой кластер как туризм необходимо создать программы по его развитию и уделить большое внимание финансовому обеспечению.
На данной территории можно начать развивать такие виды туризма как: рыбалка, охота, экотуризм, агротуризм, этнический, культурно-исторический, фольклорно-этнографический, паломнический, санаторно-курортный, в некоторых районах, где позволяет создать купально-пляжный, семейный и событийный туризм.
Чтобы все эти виды туризма развивались необходимо:
Задачей развития туристско-рекреационной деятельности в Беларуси является сохранение ценных туристских и курортно-рекреационных ресурсов. Все эти пункты помогут увеличить потом как внутреннего, так и международного туризма.
Можно вплотную заняться событийным туризмом. Событийный туризм – это выставки, ярмарки, фестивали, концерты, спортивные и культурные мероприятия. В Минске проводится фестиваль средневековой традиции и культуры «Заславский Набат». На фестивале парни и девушки облачаются в средневековые костюмы. Так не давно приехали участники: Беларуси, России, Латвии, Литвы, Эстонии и Украины решили действовать вместе, а это 23 рыцарских клуба. [18]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ключевое значение в развитии туристского комплекса страны имеет активизация региональной туристской политики, учитывающей особенности рекреационного потенциала, внутреннего и внешнего спроса, приоритеты туристского освоения регионов и центров Беларуси. Несмотря на богатый туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природного наследия, современное состояние туризма в республике кризисное.
Заключение.
В заключении можно сказать, что Республика Беларусь богата огромным туристским потенциалом.
Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что туристский потенциал – это совокупность взаимосвязанных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей. Ресурсы в свою очередь делятся на три группы: природные, культурно-исторические и социально-экономические.
Туристский потенциал – это совокупность взаимосвязанных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей. Ресурсы в свою очередь делятся на три группы: природные, культурно-исторические и социально-экономические.
Республика Беларусь обладает хорошим началом для развития культурно-пляжного туризма, развитие эко-туризма, агротуризма, рыбалки и охоты. А также следует отметить то, что необходимо сделать большой уклон на организационно-правовую базу, таможенные формальности и услуги сервиса.
Для Республики Беларусь большое значение являются памятники наследия, изучение своих традиций, сохранение своего национального богатства, освоение исторического наследия способствует сохранению духовности народа. Очень важной задачей является обеспечение доступности учреждений культуры и культурных благ для всех граждан Республики Беларусь.
Республика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для устойчивого развития туризма. Об этом свидетельствуют экономические показатели в расчете на душу населения. Но для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, необходимо максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение страны, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.), относительно развитый научно-технический потенциал, многоотраслевой промышленный комплекс, мощную строительную базу, высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров.
Информация о работе Оценка туристского потенциала республики Беларусь