Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрыть понятие, сущность, а также провести оценку деятельности Светлогорского целлюлозно-картонного комбината на внутреннем рынке Республики Беларусь.
При написании данной работы основными задачами являлись: раскрыть теоретические аспекты связанные с проведением маркетинговых исследований; проанализировать деятельность рассматриваемого предприятия на внутреннем рынке; на основе проведенного анализа предложить направления совершенствования деятельности Светлогорского целлюлозно-картонного комбината на внутреннем рынке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Маркетинг как комплексная система управления в организации 6
1.1. Общая теория и стратегия маркетинга 6
1.2. Сущность, принципы и методы маркетинга 9
1.3. Зарубежный опыт управления маркетинговыми исследованиями 14
2. Анализ управления маркетинговыми исследованиями в организации 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Светлогорский ЦКК» 19
2.2. Организации маркетинговых исследований в организации 26
2.3. Стратегия, планирование и контроль в маркетинговых исследованиях 28
3. Пути повышения эффективности маркетинговой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям 30
3.1. Оценка эффективности управления маркетинговыми исследованиями в организации 30
3.2. Основные направления совершенствования системы маркетинга в организации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 42
СОДЕРЖАНИЕ
В предпринимательской
В настоящее время ввиду острых
проблем стоящих перед
Приступая к маркетинговому исследованию, необходимо убедиться, что это нужно фирме для улучшения результатов предпринимательской деятельности за счет более полного удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей. Иными словами, необходимо четко определить нужды и потребности данных покупателей, установить важность решения данной проблемы в их более полном удовлетворении и сделать соответствующие предложения по обеспечению эффективной предпринимательской деятельности. На выяснение этих вопросов и направлено исследование рынка. Оно должно помочь создать производителю такой товар, который позволил бы расширить спрос и увеличить емкость рынка.
Целью данной курсовой работы является раскрыть понятие, сущность, а также провести оценку деятельности Светлогорского целлюлозно-картонного комбината на внутреннем рынке Республики Беларусь.
При написании данной работы основными
задачами являлись: раскрыть теоретические
аспекты связанные с
Объектом исследования выступал Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат, как типичный представитель целлюлозно-бумажной промышленности Республики Беларусь.
Предмет исследования – маркетинговые исследования.
Курсовая работа состоит из трех глав.
При изучении вопросов курсовой работы применялись следующие методы исследований: статистические, экономические, наблюдения, анализа и другие.
В первой главе раскрывается понятие, сущность маркетинговых исследований, рассматриваются подходы к изучению рынков, классификация рынков. Объектами рыночных исследований являются тенденции и процессы развития рынка, включающие анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски.
Во второй главе дается характеристика предприятия, также краткая характеристика выпускаемой продукции. Проведена оценка деятельности Светлогорского целлюлозно-бумажного комбината на внутреннем рынке Республики Беларусь. Дана общая характеристика рынков и прогноз динамики их развития. Приведена доля продукции предприятия на основных рынках сбыта.
В условиях рыночной экономики и острой конкуренции на рынках сбыта, с целью эффективного продвижения на рынки новых изделий и продукции, реализация которой затруднена, закономерен рост коммерческих расходов, затрат на маркетинг и рекламу. Указана структура рынка сбыта продукции Светлогорского целлюлозно-картонного комбината.
В третьей главе описываются направления совершенствования оценки деятельности Светлогорского целлюлозно-картонного комбината. В настоящее время в коммерческой службе завода реально функционирует отдел сбыта и маркетинга. Выделение отдела маркетинга и сбыта говорит о том, что предприятие ищет пути к совершенствованию своей коммерческой работы.
Перспективным направлением является
создание коммерческого офиса завода
и реорганизация структуры
Рекламная деятельность дополняется усилиями прочих средств, входящих в состав комплекса маркетинга, а именно мерами по стимулированию сбыта и пропагандой.
Отдел сбыта и маркетинга завода использует наступательное продвижение на рынки готовой продукции. Разрабатываются и осуществляются специальные программы продвижения на рынки.
Курсовая работа написана на основании использования методической литературы, периодических изданий, новой современной литературы. Особое внимание уделено книге Филипа Котлера «Основы маркетинга», в которой автор проводит ряд научных исследований по данной теме. К тому же в настоящий момент отечественные предприятия, столкнувшись с ожесточенной конкуренцией на внутреннем рынке, вынуждены заниматься данной проблемой, что в свою очередь стимулирует развитие научных исследований по данной тематике внутри Республики Беларусь. Поэтому эта тема также часто затрагивается на страницах периодических изданий, таких как «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «ЭКО» и т.д.
1. Маркетинг как комплексная система управления в организации
1.1. Общая теория и стратегия маркетинга
В основе термина "маркетинг" лежит слово "market", что означает "рынок". Поэтому часто под маркетингом понимают философию управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Маркетинг, согласно его широкому пониманию - это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. В основе этого процесса лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок.
Потребность - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет или снижает уровень своих запросов. Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе определяющих поведение потребителей на рынке. Часто говорят, что главная задача маркетинга - найти потребность и удовлетворить ее. [2]
Желание - это потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Иногда называется - конкретизированной потребностью. Например, общая потребность в еде, трансформируется в более частную потребность во фруктах, которая, в свою очередь, вылилась в конкретизированную потребность, желание, купить яблоки. Причем в разных регионах и странах общие потребности трансформируются в самые разнообразные желания, определяемые культурными, историческими, географическими и др. факторами. Ту же потребность в еде жители разных стран удовлетворяют путем потребления различных продуктов питания. Потребители, проживающие в одной стране и испытывающие одну и ту же потребность, могут ее удовлетворять путем приобретения различных товаров.
Спрос - желание, конкретная потребность, подкрепленное покупательной способностью. При заданных ресурсных возможностях люди удовлетворяют свои потребности и желания путем приобретения продуктов, которые приносят им наибольшую пользу и удовлетворение.
Продукт - все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей. Продукт - это все, что может удовлетворять какие-нибудь потребности (физические предметы, услуги, люди, организации, виды деятельности, идеи). В литературе по маркетингу, английский термин "product" зачастую переводится как товар. Однако надо помнить, что товар (goods) – это физически осязаемый продукт, к категории которого не относятся, например, услуги, идеи, организации. Учитывая, что в отечественной литературе широко используется термин “товар” в данных публикациях там, где не искажается смысл, термины “продукт” и “товар” используются как синонимы.
Обмен - акт получения от кого-то желаемого продукта путем предложения ему чего-то в замен. Для осуществления обмена необходимо, чтобы выполнялись следующие условия: сторон должно быть как минимум две; каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны; каждая сторона должна хотеть совершить обмен с другой стороной; каждая сторона должна быть свободной в выборе - вступать в обмен или нет; каждая сторона должна быть в состоянии осуществлять коммуникации и доставку своего продукта. Соблюдение этих условий делает обмен возможным, а состоится ли он или нет зависит от того, пришли ли стороны к соглашению и готовы ли они заключить сделку.
Сделка - торговая операция между двумя сторонами, включающая, по крайней мере, два субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте ее реализации. Существуют два вида сделок: денежная сделка, когда продукты обмениваются за деньги и бартерная сделка. Сделка предполагает выполнение следующих условий: наличие по крайней мере двух продуктов, представляющих интерес для взаимного обмена; согласованных условий, времени и места ее совершения. [8]
Рынок в маркетинговом понимании
- это совокупность существующих или
потенциальных продавцов и
Таким образом, потребности, выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты; осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки. Отсюда следует, что маркетинг направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей.
Другими словами, маркетинг - это такая философия управления, направления ее реализации, когда разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов, ведет к успеху организации и приносит пользу обществу. (Здесь и ниже в качестве обобщенного термина, характеризующего все формы групповой организации целенаправленной деятельности людей (отдельные предприятия, фирмы, правительственные учреждения, больницы и т.д.) используется термин "организация").
На уровне отдельных субъектов хозяйствования маркетинг определяется как цельная система, предназначенная для планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта, чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потребителей. Данное определение имеет достаточно широкий смысл, так как охватывает деятельность также и некоммерческих организаций. Таким образом, маркетинг - это деятельность организации в интересах ее клиентов.
В более узком, предпринимательском смысле, для коммерческих организаций, руководство которых в качестве главной цели их деятельности провозгласило получение прибыли, а это далеко не всегда так, под маркетингом может пониматься система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
Из вышеизложенного следует, что многообразие сфер применения маркетинга обусловливает и множество его определений.
Представляется, что в качестве
достаточно общего можно предложить
следующее определение
Таким образом, маркетинг одновременно является системой мышления и системой действий.
Можно выделить следующие основные принципы маркетинга:
Следование данному принципу предполагает хорошее знание рыночной ситуации относительно существующей и прогнозной величины спроса, деятельности на рынке конкурентов, поведения на рынке потребителей и их отношения к продуктам данной организации и ее конкурентов. При этом потребители часто не достаточно хорошо знают, что именно они хотят. Они хотят только как можно лучше решить свои проблемы. Поэтому одна из главных задач маркетинга - это понять, что желают потребители.
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия (научно-техническая, производственная, сбытовая и т.д.) основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из задач маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что действительно есть потребительский спрос. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю. При реализации концепции маркетинга акцент принятия хозяйственных решений смещен от производственных звеньев предприятия к звеньям, чувствующих пульс рынка. Служба маркетинга является мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики предприятия. Здесь на основе тщательного анализа состояния и динамики спроса и деловой конъюнктуры решается вопрос о необходимости, перспективности, прибыльности производства того или иного продукта.