Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятий «конкурентоспособность» и «качество», выявление взаимосвязи и взаимозависимости между этими понятиями, а также определение места этих понятий в системе маркетинга. Также в данной курсовой работе будет проведен анализ состояния маркетинга на предприятии ОАО Воркутауголь и предложены конкретные мероприятия по улучшению работы как этого отдела, так и предприятия в целом.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1.Теоретические основы обеспечения качества и конкурентоспособности товара……………4
1.1. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга…………………………………………………………………………4
1.2. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях………………………………………………..8
Глава 2. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара за рубежом и в России……………………………………………………………...10
2.1. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара за рубежом…………………………………………………………………………..10
2.2. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара в России…………………………………………………………………………….13
Глава 3. Анализ состояния маркетинга на предприятии ОАО Воркутауголь……………………………………………………………………..17
3.1.Краткая технико-экономическая характеристика предприятия………….17
3.2.Организационная функция маркетинга……………………………………18
3.3.Аналитическая функция маркетинга………………………………………24
3.4.Товарно-производственная функция маркетинга…………………………28
3.5.Сбытовая функция маркетинга……………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………………..31
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. ОРДЖОНИКИДЗЕ
Кафедра управления предприятиями МСК
Курсовая работа
по курсу «Маркетинг»:
«Обеспечение качества и конкурентоспособности товара и маркетинг»
Выполнила
студентка группы ЭГ-08-2
Смирнова Анна
Проверила:
Чайкина Л.А.
2011 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы обеспечения качества и конкурентоспособности товара………………………………………………..…4
1.1. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга……………………………………………………
1.2. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях………………………………………………..8
Глава 2. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара за рубежом и в России…………………………………………………………….
2.1. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара за рубежом……………………………………………………………
2.2. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара в России………………………………………………………………
Глава 3. Анализ состояния маркетинга на предприятии ОАО Воркутауголь………………………………………………
3.1.Краткая технико-экономическая характеристика предприятия………….17
3.2.Организационная функция маркетинга……………………………………18
3.3.Аналитическая функция маркетинга………………………………………24
3.4.Товарно-производственная функция маркетинга…………………………28
3.5.Сбытовая функция маркетинга……………………………………………..2
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность и качество - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности.
Происходящий в России с большими трудностями переход к рыночной экономике заставляет по-новому взглянуть на проблемы качества и конкурентоспособности исходя из того, что если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции, определять конкурентоспособность ее изготовителей.
Тема данной курсовой работы является актуальной как в целом, так и для экономических условий, сложившихся в Российской Федерации в настоящее время.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятий «конкурентоспособность» и «качество», выявление взаимосвязи и взаимозависимости между этими понятиями, а также определение места этих понятий в системе маркетинга. Также в данной курсовой работе будет проведен анализ состояния маркетинга на предприятии ОАО Воркутауголь и предложены конкретные мероприятия по улучшению работы как этого отдела, так и предприятия в целом.
Глава 1.Теоретические основы обеспечения качества и конкурентоспособности товара.
1.1. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга.
Конкурентоспособность и качество - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы.
Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.
Конкурентоспособность товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи.
Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка).
В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними. Имеют место также споры относительно того, какое из двух понятий шире. Постараемся ответить на эти вопросы.
Качество, равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития, что, в частности, показано в табл.1.
Таблица 1
Историческая эволюция понятий качества
Автор формулировки | Формулировка определений качества |
Аристотель (III в. до н.э.) | Различие между предметами.
Дифференциация по признаку «хороший-плохой» |
Гегель (XIX в. н.э.) | Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество |
Китайская версия | Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньг |
Шухарт (1931 г.) | Качество имеет два аспекта: - объективные физические характеристики, - субъективная сторона: насколько вещь «хороша» |
Исикава К. (1950 г.) | Качество, которое реально удовлетворяет потребителей |
Джуран Дж.М. (1974 г.) | Пригодность для использования (соответствие назначению). Качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям |
ГОСТ 15467-79 | Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением |
Международный стандарт ИСО 8402-86 | Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности |
Вообще некорректно отождествлять «конкурентоспособность» с «уровнем качества». Согласно ГОСТУ 15.467-79, уровень качества продукции - это относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
Сравнение с базой - необходимый элемент оценки уровня качества. Выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является непростым делом. Что касается конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты.
Наконец, отметим еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью товара. Конкурентоспособность товара - важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка - его конкурентность. Качество - категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер.
Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.
В силу этого проблемы качества и конкурентоспособности в маркетинге носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на: выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции.
Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой маркетинга - от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.
1.2. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях.
В условиях перехода России к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособных товаров. В этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него - на конкурентоспособность продукции.
В условиях достаточности товаров и услуг на рынке, превышения в целом их предложения над спросом покупатель в полной мере реализует свое право выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент.
Иначе обстоит дело в условиях дефицитной экономики. Потребитель довольствуется лишь тем, что ему доступно. Требования к качеству резко снижаются. «Естественный» регулятор и критерий оценки качества - спрос и предпочтение покупателей - перестает «работать», оказывать должное воздействие на производство, поддержание минимально необходимого для реализации продукции качества ее изготовления.
В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает в конечном счете покупатель. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок.
Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость в новых подходах к проблеме качества и конкурентоспособности, требующих: все более полного учета изготовителями рыночного фактора; сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно организационно-экономическим мерам управления качествам; перехода к гибкой системе стандартизации и сертификации, позволяющей производителям оперативнее реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров; организации работы по переходу в перспективе к тотальному обеспечению качества.
В силу своей комплексности и многогранности качество - проблема, требующая на уровне промышленного предприятия, фирмы согласованных усилий всех подразделений и служб для принятия решений. Согласованность усилий - непременное условие поддержания качества продукции на требуемом уровне. Чтобы данное условие соблюдалось в полной мере, необходима четкая программа действий, в которой формулируются цели и задачи, методы и средства решения проблемы качества в течение планируемого периода, приводятся расчеты по соотношению затраты - выпуск для определения экономической эффективности всей работы по поддержанию качества и установлению предельных уровней связанных с этим затрат как в целом, так и по отдельным видам продуктов ассортимента. Наличие такой программы позволяет не только иметь полное представление о состоянии дел на предприятии в целом с решением проблемы качества и наметить соответствующие меры по ее решению, но и определить направления действий служб и подразделений в пределах их функций, области взаимодействия, требующих объединенных усилий.
Информация о работе Обеспечение качества и конкурентоспособности товара и маркетинг