Обеспечение качества и конкурентоспособности товара и маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятий «конкурентоспособность» и «качество», выявление взаимосвязи и взаимозависимости между этими понятиями, а также определение места этих понятий в системе маркетинга. Также в данной курсовой работе будет проведен анализ состояния маркетинга на предприятии ОАО Воркутауголь и предложены конкретные мероприятия по улучшению работы как этого отдела, так и предприятия в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1.Теоретические основы обеспечения качества и конкурентоспособности товара……………4
1.1. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга…………………………………………………………………………4
1.2. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях………………………………………………..8
Глава 2. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара за рубежом и в России……………………………………………………………...10
2.1. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара за рубежом…………………………………………………………………………..10
2.2. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара в России…………………………………………………………………………….13
Глава 3. Анализ состояния маркетинга на предприятии ОАО Воркутауголь……………………………………………………………………..17
3.1.Краткая технико-экономическая характеристика предприятия………….17
3.2.Организационная функция маркетинга……………………………………18
3.3.Аналитическая функция маркетинга………………………………………24
3.4.Товарно-производственная функция маркетинга…………………………28
3.5.Сбытовая функция маркетинга……………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая по маркетингу.doc

— 182.00 Кб (Скачать)


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. ОРДЖОНИКИДЗЕ

 

 

 

Кафедра управления предприятиями МСК

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу «Маркетинг»:

«Обеспечение качества и конкурентоспособности товара и маркетинг»

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы ЭГ-08-2

Смирнова Анна

Проверила:

Чайкина Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 год


Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1.Теоретические основы обеспечения качества и конкурентоспособности товара………………………………………………..…4

1.1. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга…………………………………………………………………………4

1.2. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях………………………………………………..8

Глава 2. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара  за рубежом и в России……………………………………………………………...10

2.1. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара  за рубежом…………………………………………………………………………..10

2.2. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара  в России…………………………………………………………………………….13

Глава 3. Анализ состояния маркетинга на предприятии ОАО Воркутауголь……………………………………………………………………..17

3.1.Краткая технико-экономическая характеристика предприятия………….17

3.2.Организационная функция маркетинга……………………………………18

3.3.Аналитическая функция маркетинга………………………………………24

3.4.Товарно-производственная функция маркетинга…………………………28

3.5.Сбытовая функция маркетинга……………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………………30

Список используемой литературы……………………………………………..31


Введение

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность и качество - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности.

Происходящий в России с большими трудностями переход к рыночной экономике заставляет по-новому взглянуть на проблемы качества и конкурентоспособности исходя из того, что если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции, определять конкурентоспособность ее изготовителей.

Тема данной курсовой работы является актуальной как в целом, так и для экономических условий, сложившихся в Российской Федерации в настоящее время.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятий «конкурентоспособность» и «качество», выявление взаимосвязи и взаимозависимости между этими понятиями, а также определение места этих понятий в системе маркетинга. Также в данной курсовой работе будет проведен анализ состояния маркетинга на предприятии ОАО Воркутауголь и  предложены конкретные мероприятия по улучшению работы как этого отдела, так и предприятия в целом.


Глава 1.Теоретические основы обеспечения качества и конкурентоспособности товара.

1.1. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга.

Конкурентоспособность и качество - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы.

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.

Конкурентоспособность товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка).

В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними. Имеют место также споры относительно того, какое из двух понятий шире. Постараемся ответить на эти вопросы.

Качество, равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития, что, в частности, показано в табл.1.

Таблица 1

Историческая эволюция понятий качества

Автор формулировки

Формулировка определений качества

Аристотель (III в. до н.э.)

Различие между предметами.

 

Дифференциация по признаку «хороший-плохой»

Гегель (XIX в. н.э.)

Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество

Китайская версия

Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой»

Шухарт (1931 г.)

Качество имеет два аспекта:

- объективные физические характеристики, 

- субъективная сторона: насколько вещь «хороша»

Исикава К. (1950 г.)

Качество, которое реально удовлетворяет потребителей

Джуран Дж.М. (1974 г.)

Пригодность для использования (соответствие назначению). Качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям

ГОСТ 15467-79

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением

Международный ста­ндарт ИСО 8402-86

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности


Вообще некорректно отождествлять «конкурентоспособность» с «уровнем качества». Согласно ГОСТУ 15.467-79, уровень качества продукции - это относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Сравнение с базой - необходимый элемент оценки уровня качества. Выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является непростым делом. Что касается конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты.

Наконец, отметим еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью товара. Конкурентоспособность товара - важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка - его конкурентность. Качество - категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер.

Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

В силу этого проблемы качества и конкурентоспособности в маркетинге носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на: выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции.

Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой маркетинга - от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.

 

1.2. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях.

В условиях перехода России к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособных товаров. В этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него - на конкурентоспособность продукции.

В условиях достаточности товаров и услуг на рынке, превышения в целом их предложения над спросом покупатель в полной мере реализует свое право выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент.

Иначе обстоит дело в условиях дефицитной экономики. Потребитель довольствуется лишь тем, что ему доступно. Требования к качеству резко снижаются. «Естественный» регулятор и критерий оценки качества - спрос и предпочтение покупателей - перестает «работать», оказывать должное воздействие на производство, поддержание минимально необходимого для реализации продукции качества ее изготовления.

В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает в конечном счете покупатель. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок.

Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость в новых подходах к проблеме качества и конкурентоспособности, требующих: все более полного учета изготовителями рыночного фактора; сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно организационно-экономическим мерам управления качествам; перехода к гибкой системе стандартизации и сертификации, позволяющей производителям оперативнее реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров; организации работы по переходу в перспективе к тотальному обеспечению качества.

В силу своей комплексности и многогранности качество - проблема, требующая на уровне промышленного предприятия, фирмы согласованных усилий всех подразделений и служб для принятия решений. Согласованность усилий - непременное условие поддержания качества продукции на требуемом уровне. Чтобы данное условие соблюдалось в полной мере, необходима четкая программа действий, в которой формулируются цели и задачи, методы и средства решения проблемы качества в течение планируемого периода, приводятся расчеты по соотношению затраты - выпуск для определения экономической эффективности всей работы по поддержанию качества и установлению предельных уровней связанных с этим затрат как в целом, так и по отдельным видам продуктов ассортимента. Наличие такой программы позволяет не только иметь полное представление о состоянии дел на предприятии в целом с решением проблемы качества и наметить соответствующие меры по ее решению, но и определить направления действий служб и подразделений в пределах их функций, области взаимодействия, требующих объединенных усилий.

Информация о работе Обеспечение качества и конкурентоспособности товара и маркетинг