Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятий «конкурентоспособность» и «качество», выявление взаимосвязи и взаимозависимости между этими понятиями, а также определение места этих понятий в системе маркетинга. Также в данной курсовой работе будет проведен анализ состояния маркетинга на предприятии ОАО Воркутауголь и предложены конкретные мероприятия по улучшению работы как этого отдела, так и предприятия в целом.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1.Теоретические основы обеспечения качества и конкурентоспособности товара……………4
1.1. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга…………………………………………………………………………4
1.2. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях………………………………………………..8
Глава 2. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара за рубежом и в России……………………………………………………………...10
2.1. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара за рубежом…………………………………………………………………………..10
2.2. Опыт обеспечения качества и конкурентоспособности товара в России…………………………………………………………………………….13
Глава 3. Анализ состояния маркетинга на предприятии ОАО Воркутауголь……………………………………………………………………..17
3.1.Краткая технико-экономическая характеристика предприятия………….17
3.2.Организационная функция маркетинга……………………………………18
3.3.Аналитическая функция маркетинга………………………………………24
3.4.Товарно-производственная функция маркетинга…………………………28
3.5.Сбытовая функция маркетинга……………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………………..31
- Стратегия кооперации. Заключается во взаимовыгодном сотрудничестве с другими фирмами.
В планировании планы обычно подразделяются в зависимости от того, на какой период времени они рассчитаны, например:
долгосрочные планы;
среднесрочные планы;
краткосрочные планы.
В маркетинговый план входит шесть элементов: анализ ситуации, цели, стратегия, тактика, бюджет и контроль.
1. Анализ ситуации. В ходе анализа компания исследует действующие на макроуровне внешние факторы (экономические, политико-юридические, социально-культурные, технологические), а также игроков, или участников ситуации (компанию, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков). Компания производит анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Здесь следует двигаться от внешних факторов к внутренним.
2. Цели. После того, как в ходе анализа ситуации были выявлены наилучшие возможности для компании, эти возможности ранжируются, после чего формулируются цели компании и определяются сроки их достижения. Цели должны устанавливаться с учётом интересов всех участников бизнеса, репутации компании и других существенных факторов.
3. Стратегия. Выбор наилучшего курса для достижения цели — задача стратегии.
4. Тактика. Стратегию следует развить, подробно представив детали, относящиеся к инструментарию маркетинга и конкретным мероприятиям. Для мероприятий выбираются ответственные и сроки выполнения.
5. Бюджет. Запланированные мероприятия и работы связаны с затратами, которые приплюсовываются к бюджету, необходимому для достижения целей компании.
6. Контроль. Компания должна установить периодичность пересмотра плана и контрольные показатели, позволяющие определить, как продвигается работа по достижению цели. Если показатели отстают от плановых, компания должна пересмотреть цели, стратегию или список мероприятий, чтоб исправить положение.
Среди причин неудач в планировании маркетинга на предприятии ОАО Воркутауголь можно выделить такие, как: дисбаланс целей и ресурсов и слабость ориентации в планах на потребителя.
Дефекты содержания планов:
- излишняя централизация и жесткость планов
- отсутствие предвидения перспектив и возможных действий конкурентов.
Дефекты в команде разработчиков маркетинговых планов:
- неучастие в составлении планов тех работников, которым предстоит их выполнение
- низкая заинтересованность в качественном составлении планов.
На ОАО Воркутауголь осуществляется 4 вида маркетингового контроля:
1. Анализ годовых планов включает:
- анализ продаж выражается в объеме фактически реализованной продукции по отношения к запланированному объему, при анализе также обращается внимание на рынки, на которых объем продаж выше, чем на остальных;
- анализ рыночной доли – данный показатель анализируется для обнаружения сильных и слабых сторон компании по отношению к конкурентам.
- анализ отношения продаж к затратам – помогает организации определить эффективность маркетинговых затрат и найти наиболее приемлемую их величину.
- анализ мнений потребителей. Методом данного анализа является наблюдение за мнением клиентов, поставщиков, дилеров о данной организации. С этой целью проводятся опросы, анкетирование, беседы, разбираются устные и письменные жалобы потребителей;
- финансовый анализ – уже давно используется не только с целью создания эффективных отношений в области сбыта, но и для разработки прибыльных стратегий.
2. Контроль прибыльности – осуществляется путем анализа бухгалтерского баланса организации за счет внесения корректировок для обеспечения прибыльности различных видов продукции, улучшения функционирования организации на различных рынках.
3. Контроль эффективности – определяет наиболее благоприятные способы организации работы службы сбыта, проведения рекламных кампаний, деятельности службы логистики. Контроль эффективности маркетинга проводится в разрезе отдельных элементов системы маркетинга. Контроль товарной политики с позиций покупателей оценивает характеристики отдельных видов товаров или их групп, качество их упаковки.
4. Стратегический контроль. Эффективность маркетинговой деятельности характеризуется не только результатами текущей деятельности. Высокая производительность может быть охарактеризована тем, что компания эффективно осуществляет маркетинговую политику в стратегическом масштабе. Как правило, при этом используют анкетирование руководителей и проведение аудита маркетинга. При проведении анкетирования выделяют такие аспекты, как ориентация на потребителей, полнота и своевременность маркетинговой информации, нацеленность на достижение реального результата, эффективность управления маркетинговой деятельностью. Аудит маркетинга представляет собой всеобъемлющую, систематическую, независимую и периодическую проверку внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности для организации в целом или для ее отдельных хозяйственных единиц. Целью аудита является обнаружение сфер деятельности, где есть проблемы или неприменяемые ранее возможности. На основе анализа таких ситуаций аудитор разрабатывает рекомендации по улучшению эффективности маркетинговой деятельности.
3.3.Аналитическая функция маркетинга
Маркетинговые исследования должны проводиться на предприятии ОАО Воркутауголь качественными и контактными методами, с целью выявления побуждений, реакций и поведений потенциальных потребителей. Результаты проведенных на предприятии маркетинговых исследований влияют на эффективность его деятельности, эти процедуры приводят к увеличению спроса на услуги и продукцию предприятия, и прочному укреплению его на рынке.
Основным продуктом, выводимым на рынок ОАО Воркутауголь, является угольное сырье, а также его переработка и доведение до потребителя.
Воркутинский уголь является основной сырьевой базой коксового производства страны. Основным потребителем угля, добываемого компанией «Воркутауголь», является Череповецкий металлургический комбинат ОАО «Северсталь» – одно из крупнейших и самых рентабельных металлургических предприятий России.
Компания «Воркутауголь» – одно из крупнейших в России предприятий по производству коксующегося угля, который является незаменимым компонентом для металлургии. Концентрат коксующегося угля используется как сырье для изготовления кокса, – он служит одним из основных компонентов для производства чугуна на металлургических предприятиях.
В рамках комплексного исследования рынка изучается также деятельность основных предприятий конкурентов.
Сравнительная характеристика параметров ОАО Воркутауголь с аналогичными параметрами конкурентов:
Показатели | ОАО Воркутауголь | ОАО «СУЭК» | ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» |
I. Технические нововведения: | |||
Объем НИОКР | Существенный
| Существенный | Существенный |
Способность разработки новых видов услуг | Способно | Способно | Способно |
Уровень технологии | Высокий
| Высокий | Высокий |
II. Производство: | |||
Структура издержек производства | Большинство затрат осуществляется на оборудование и технику
| Большинство затрат осуществляется на оборудование и технику | Большинство затрат осуществляется на оборудование и технику |
Доступ предприятия к сырью | Свободный | Свободный | Свободный |
Объем добычи угля | 12,6 млн. т
| 89,1 млн. т | 49,3 млн. т |
Характеристика оборудования | Новое
| Новейшее | Новейшее |
III. Финансы: | |||
Чистая прибыль | 5,8 млрд руб в год | 6,9 млрд руб в год | 7,4 млрд руб в год |
Способность и склонность использовать кредит | Высокая | Высокая | Высокая |
IV. Управление: | |||
Качество управления по всем уровням управления | Высокое | Высокое | Высокое |
V. Сбыт: | |||
Качество продукции | Высокое | Высокое | Высокое |
Качество рекламы | Хорошее | Хорошее | Хорошее |
Знание запросов потребителей | В наличии | В наличии | В наличии |
Широта ассортимента предоставляемых услуг и выпускаемой продукции | Средний ассортимент | Широкий ассортимент | Широкий ассортимент |
Услуги по сбыту | Есть | Есть | Есть |
Численность занятых в сбытовой сети | Нет точных данных | Нет точных данных | Нет точных данных |
VI. Потребители: | |||
Размер и рост сегментов рынка, приходящихся на конкурента | Размер и рост сегментов большой | Размер и рост сегментов средний | Размер и рост сегментов средний |
Приверженность потребителей услуг и продукции предприятия-конкурента. |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Проанализировав данные, указанные в Таблице 2, можно сделать вывод о том, что преимуществом ОАО Воркутауголь перед предприятиями–конкурентами является наличие высоких технологий, новейшего оборудования, высокие производственные мощности, весьма широкий ассортимент услуг и их высокое качество. Что же касается слабостей, то это в основном большие затраты на покупку оборудования и техники и небольшой ассортимент выпускаемой продукции.
В целом, можно отметить, что описываемое предприятие является стабильно работающим. ОАО Воркутауголь контролирует около 11 % рынка угледобывающей промышленности России.
Коксующийся уголь производства ОАО «Воркутауголь» является наиболее ценным углем по технологическим свойствам в России, и сопоставим по качеству с лучшими мировыми брендами.
Изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка включает в себя анализ состояния угледобывающей отрасти в целом по стране.
2010 год для всей отрасли характеризовался увеличением внутрихолдинговых поставок. Работа компании Воркутауголь в вертикально-интегрированном холдинге «Северсталь» позволила увеличить уровень добычи коксующегося угля в условиях драматического снижения объемов производства горно-металлургического комплекса РФ в четвертом квартале 2009 года и начале 2010 года.
Общий объем потребления концентратов коксующихся углей на рынке России в 2010 г. составил 39,4млн. т (+3 млн. т к 2009 г.). Объем поставок на экспорт: 16,8 млн. т (+7,9 млн. т к 2009 г.). В структуре потребления 72% поставок пришлось на металлургические комбинаты полного цикла, 28% – на коксохимические заводы.
Основным рынком для компании Воркутауголь является российский рынок коксующихся углей спекающей основы шихты. Доля компании Воркутауголь в структуре производства угольных концентратов спекающей основы шихты в 2010 г. составила 20% (+5% к 2009 г.).
В настоящее время на рынке концентратов коксующегося угля спекающей основы шихты действуют 5 крупных участников, большинство из которых представляют собой угледобывающие предприятия, входящие в структуру металлургических холдингов.
ОАО Воркутауголь является единственным поставщиком чистых концентратов марки Ж – наиболее ценной марки жирной группы углей.
Основные тенденции отрасли в 2010 г.:
- увеличение объемов производства концентратов коксующихся углей на фоне восстановления рынков;
- сохранение объемов внутрихолдинговых поставок;
- сохранение дефицита качественных концентратов коксующихся углей спекающей основы шихты на внутреннем рынке.
Финансовый анализ издержек предприятия показал, что полученные средства (прибыль) от выполненных работ и реализации продукции ОАО Воркутауголь будут направлены в основное производство..
Финансовые показатели за 2010 год:
выручка (без НДС и других аналогичных платежей) – 29,6 млрл. руб. в год
чистая прибыль 8,3 млрд. руб. в год.
3.4.Товарно-производственная функция маркетинга.
Уровень конкурентоспособности производимой продукции довольно высокий. В настоящее время на рынке концентратов коксующегося угля спекающей основы шихты действуют 5 крупных участников, большинство из которых представляют собой угледобывающие предприятия, входящие в структуру металлургических холдингов.
ОАО Воркутауголь является единственным поставщиком чистых концентратов марки Ж – наиболее ценной марки жирной группы углей.
3.5.Сбытовая функция маркетинга.
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) является базовым параметром ассортиментной политики предприятия и представляет собой последовательность стадий (фаз), которые проходит продукт от появления на рынке до роста зрелости и упадка.
В данный момент ОАО Воркутауголь находится на втором этапе ЖЦТ – стадии роста - когда прирост продаж носит устойчивый характер, а доля прибыли становится более высокой.
Обеспечение приращения конкурентного статуса предприятия возможно путем решения существующих проблем, таких как: высокая себестоимость добычи, расшивка узких мест, низкая производительность труда, ограниченная производственная мощность, и низкое качество обогащения продукции. Реализация инвестиционного проекта позволит Воркутауголь значительно улучшить свои экономические показатели.
На данный момент на предприятии большое значение придают стимулированию сбыта. Стимулирование сбыта - это кратковременное побуждение, поощряющее покупку или продажу товара или услуги. В то время как реклама приводит доводы в пользу покупки товара или услуги, стимулирование сбыта объясняет, почему это надо сделать немедленно.
Стимулирование сбыта предусматривает широкий набор средств продвижения - скидки, льготные контракты, праздничные мероприятия для потребителей и др.
В систему маркетинговых коммуникаций должна быть включена в основном реклама средствами массовой информации, в том числе и в Интернете.
Заключение
В определенный момент работы на рынке, у каждого предприятия возникает потребность в создании маркетинговой службы, но не так много компаний могут позволить себе содержать отдел для выполнения всего спектра работ. Принимая решение, надо помнить о центральной роли отдела маркетинга на предприятии и обо всем спектре вопросов, которым занимаются его сотрудники. Отдел маркетинга разрабатывает стратегию производства и сбыта продукции, готовит информацию руководству о ситуации на рынке для принятия решений, координирует действия всех остальных подразделений (производство, сбыт, финансы).
Информация о работе Обеспечение качества и конкурентоспособности товара и маркетинг