Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:51, курсовая работа
Человеческая деятельность в современном обществе очень разнообразна и многогранна. Одной из главных движущих сил многих видов деятельности служит обмен. В зависимости от характера обмена человеческую деятельность можно разделить на две крупные сферы: коммерческую и некоммерческую.
В первом случае произведенный продукт обменивается на другие товары, услуги или деньги. Такая деятельность осуществляется производителями (продавцами) с целью получения прибыли, которую можно назвать экономическим эффектом.
Введение……………………………………………………3
Глава 1. Роль Маркетинга в некоммерческой сфере……….4
1.1Характеристика некоммерческой сферы………………….4
1.2 Характеристика коммерческой сферы………………….13
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности некоммерческих организаций……………………………………………………...20
2.1 Особенность маркетинга в сфере образования и медицины….20
2.2 Анализ маркетинговой деятельности некоммерческих организаций (Анализ комплекса маркетинга некоммерческой организации)…..37
Список литературы…………………………………………………….45
Введение……………………………………………………3
Глава 1. Роль Маркетинга в некоммерческой сфере……….4
1.1Характеристика некоммерческой сферы………………….4
1.2 Характеристика коммерческой сферы………………….13
Глава 2. Анализ
маркетинговой деятельности
некоммерческих организаций…………………………………………………
2.1 Особенность маркетинга в сфере образования и медицины….20
2.2 Анализ маркетинговой деятельности некоммерческих организаций (Анализ комплекса маркетинга некоммерческой организации)…..37
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Человеческая
деятельность в современном обществе
очень разнообразна и многогранна.
Одной из главных движущих сил
многих видов деятельности служит обмен.
В зависимости от характера обмена
человеческую деятельность можно разделить
на две крупные сферы: коммерческую
и некоммерческую.
В первом случае
произведенный продукт
Во втором случае некий специфический продукт (например, идея, концепция или программа) обменивается на позитивную ответную реакцию потребителя, его время, физические силы, интеллектуальные усилия, необходимые для потребления продукта. Целью такой деятельности является представление пользы, выгоды, создаваемой для общества в целом либо для отдельных групп населения. Эта польза называется социальным эффектом.
Социальный эффект — это результат деятельности субъекта, не связанный с получением прибыли и направленный на благо общества в целом или отдельных групп населения.
Некоммерческий маркетинг представляет собой некоммерческую составляющую маркетинговой деятельности некоммерческих субъектов. Эта деятельность направлена на достижение целей, связанных с созданием и максимизацией социального эффекта.
Предмет исследования: анализ коммерческих и некоммерческих организаций.
Объект исследования: особенности коммерческих и некоммерческих организаций: понятия, принципы и сущность.
Глава 1. Роль Маркетинга в некоммерческой сфере.
1.1Характеристика некоммерческой сферы.
Некоммерческий маркетинг – маркетинг, осуществляемый организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах или выступают за какую-либо идею и не стремятся к получению финансовой прибыли. Некоммерческий маркетинг осуществляется такими организациями, как агентства по оказанию социальной помощи или благотворительные группы, а также участвующими в выборах политиками. При некоммерческом маркетинге может осуществляться пропаганда идей (например, прав человека), товаров и услуг, но чаще всего он проводится в рамках таких социальных программ, как безопасность на дорогах, охрана окружающей среды, ограничение продажи оружия, экономия энергии.
Из-за
не вызывающего сомнения успеха коммерческого
маркетинга в отраслях, приносящих
доход, родилась идея перенести маркетинговую
концепцию на некоммерческие организации.
В литературе об этом много писал
Ф. Котлер. Для него было само собой
разумеющимся, что некоммерческие организации
по аналогии с коммерческими испытывают
потребность в организации
Существует
другая точка зрения, рассматривающая
некоммерческий маркетинг как противовес
коммерческому. Такая трактовка
имеет хождение в тех областях,
где влияние коммерческого
Некоммерческий маркетинг не имеет единого внешнего выражения, его проявления зависят от организации, которая прибегает к нему. Спектр этих организаций обширен. Он включает органы управления и предприятия обслуживания (железная дорога, почта, больницы), а также политические, культурные, общественные организации (партии, музеи, церковь и пр.). Некоммерческие предприятия могут применять философию и инструментарий маркетинга таким же образом, как и коммерческие. Они тоже должны находить и идентифицировать свои рынки, исследовать потребности покупателей, предлагать соответствующие услуги и продукты, создавать каналы распределения, заниматься рекламой и налаживать связи с общественностью. Однако имеются два очень важных различия.
Во-первых, для общественных организаций получение прибыли стоит не на первом месте в иерархии целей. Тем самым ослаблено использование ценовых и коммуникационно-политических стратегий.
Во-вторых,
у этих организаций есть конкуренты
в лице коммерческих организаций. Данное
определение еще раз
Если, к примеру, университеты имеют почти полную монополию на выдачу образовательных сертификатов высшей категории, то библиотеки на рынке развлечения и досуга находятся в прямой конкуренции с другими организациями, которые также могут предоставить гражданам возможности отдыха. Отсутствие у такого рода организаций активных конкурентов, как правило, означает, что они мало заинтересованы в расширении своего сегмента рынка и совершенствовании производимых ими товаров и услуг.
После
того, как маркетинговая концепция
вошла в некоммерческую сферу, она
была уточнена и конкретизирована применительно
к различным типам
Маркетинговая
концепция нашла отражение пока
только в американских и английских
публикациях. Особенно интересна книга
«Процесс планирования для публичных
библиотек»1. Ныне она переработана:
больше соответствует требованиям практики
и содержит дополнительный материал. Опираясь
на идеи планирования, авторы показывают,
как можно воплотить теорию в практику.
Книга написана в форме справочника, по
принципу «делай это – для самого себя».
Большое количество практических указаний
и примеров помогает читателю понять процесс
планирования. Термин «процесс планирования»
в принципе только другое обозначение
понятия «маркетинг». Термин избран по
двум причинам: «планирование» указывает
на действие, целенаправленное, ориентированное
на будущее; «процесс» указывает на постоянную,
непрекращающуюся обработку (переработку)
в отличие от кратковременного или одновременного
использования. Элементы процесса планирования
будут подробно описаны в рамках стратегии
реализации.
Некоммерческая
организация является организация,
не имеющая извлечение прибыли в
качестве основной цели своей деятельности
и не распределяющая полученную прибыль
между участниками. Эти цели могут
быть: социальные, благотворительные,
культурные, образовательные, научные,
управленческие, охрана здоровья граждан,
развитие физической культуры и спорта,
удовлетворение духовных и иных нематериальных
потребностей граждан, защита прав, законных
интересов граждан и
Некоммерческой организации присущи следующие свойства:
наличие юридического лица;
· основной целью деятельности не является извлечение прибыли;
· возможная
прибыль не может быть распределена
между участниками
· Предпринимательская деятельность, осуществляемая некоммерческими организациями, должна, во-первых, служить достижению целей, ради которых они созданы, и, во-вторых, соответствовать этим целям. Кроме того, доходы от предпринимательской деятельности не должны перераспределяться между членами или участниками некоммерческой организации и могут использоваться только для достижения уставных целей (исключение составляют потребительские кооперативы.
Формы некоммерческих организаций:
· Общественные и религиозные организации (объединения)
· Общины коренных
малочисленных народов
· Фонды
· Государственная корпорация
· Некоммерческие партнерства
· Частные учреждения
· Автономная некоммерческая организация
· Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Регистрация: Некоммерческая
организация подлежит государственной
регистрации и принимается
1) заявление,
подписанное уполномоченным
2) учредительные
документы некоммерческой
3) решение о
создании некоммерческой