Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:08, курсовая работа
Управление маркетинговой деятельностью некоммерческих организаций имеет большую экономическую и социальную значимость, так как способствует повышению эффективности решения широкого круга первостепенных для общества проблем. Результаты этой деятельности призваны удовлетворять определенные общественные потребности, и могут быть доведены до потребителя посредством передачи и некоммерческого обмена информацией, сотрудничеством, доверием, уважением и поддержкой. Поэтому, маркетинговая деятельность играет определяющую роль в обеспечении связи предприятия с рынком.
Введение…..…………………………………………………………...………… 3
1 Теоретические основы некоммерческого маркетинга………………………
1.1.Природа возникновения некоммерческого маркетинга.............................
1.2.Понятие и особенности некоммерческих организаций………………….
1.3.Сущность некоммерческого маркетинга….……………………………..
1.4.Виды некоммерческого маркетинга……………………………………..
1.5.Процессы обмена в некоммерческом маркетинге………………………
2 Исследование маркетинга некоммерческих организаций на примере
благотворительного фонда «Дети Мира»…….....................................................
2.1.Маркетинговая характеристика благотворительного фонда……………..
2.2.Анализ некоммерческих организаций …………………………….…….
3 Рекомендации по совершенствованию маркетинга в некоммерческих организациях…………………………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
План
Введение…..…………………………………………………
1 Теоретические основы некоммерческого маркетинга………………………
1.1.Природа возникновения
некоммерческого маркетинга....................
1.2.Понятие и особенности некоммерческих организаций………………….
1.3.Сущность некоммерческого маркетинга….……………………………..
1.4.Виды некоммерческого маркетинга……………………………………..
1.5.Процессы обмена
в некоммерческом маркетинге………
2 Исследование
маркетинга некоммерческих
благотворительного
фонда «Дети Мира»…….......................
2.1.Маркетинговая
характеристика
2.2.Анализ некоммерческих организаций …………………………….…….
3 Рекомендации
по совершенствованию маркетинга в некоммерческих
организациях………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список
использованных источников…………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. Управление маркетинговой деятельностью некоммерческих организаций имеет большую экономическую и социальную значимость, так как способствует повышению эффективности решения широкого круга первостепенных для общества проблем. Результаты этой деятельности призваны удовлетворять определенные общественные потребности, и могут быть доведены до потребителя посредством передачи и некоммерческого обмена информацией, сотрудничеством, доверием, уважением и поддержкой. Поэтому, маркетинговая деятельность играет определяющую роль в обеспечении связи предприятия с рынком. Однако вопросам маркетинга в этой области уделяется недостаточно внимания, и лишь отдельные некоммерческие организации определяют необходимость использования маркетингового подхода как одного из важных факторов их эффективной деятельности.
В связи с этим, актуальность проблемы исследования маркетинговой деятельности некоммерческой организации, ее сущности, роли и специфических особенностей является обоснованной.
Цель. Целью данной работы является изучение использования маркетинговых мероприятий для некоммерческой деятельности.
Задачи. В ходе написания курсовой работы решаются следующие задачи:
Предмет. Предметом исследования является
методология маркетинга некоммерческих
организаций и реализация маркетингового
Обьект. Объектом является сам детский
благотворительный фонд «Дети Мира»
1
Теоретические основы
некоммерческого маркетинга
Согласно классической экономической теории человеческая деятельность делится на коммерческую и некоммерческую. Традиционно коммерческой деятельностью занимались коммерческие организации и физические лица с целью получения прибыли. Некоммерческую деятельность осуществляли бюджетные организации и физические лица с целью достижения определенного социального эффекта (не связанного с прибылью).
Первоначально понятие маркетинг применялось только в рамках деятельности коммерческих организаций (коммерческой деятельности). Маркетинг-вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена1.
Инструменты маркетинга воспринимались как средство продвижения товаров и услуг с единственной целью - получение прибыли (коммерческий маркетинг). Основные виды коммерческой маркетинговой деятельности - установление измеримых целей продаж, изучение конъюнктуры рынка, разработка продуктов и услуг на основе существующих потребностей, их продвижение, реализация стратегии ценообразования.
Идея адаптировать методы коммерческого маркетинга к специфике некоммерческого сектора появилась в США в 70-е годы XX века как следствие роста числа некоммерческих организаций и резкого обострения конкуренции между ними. В новых условиях от некоммерческих организаций потребовались такие навыки как умение четко определять позицию организации на рынке и понимать потребности клиентов; способность распространять свои убеждения, находить сторонников и т.д.
Концепция, согласно которой принципы классического маркетинга (маркетинга продажи товаров и услуг) могут быть использованы некоммерческими организациями для продажи идей, отношений и поведения получила название социальный маркетинг (некоммерческий маркетинг; маркетинг некоммерческих организаций, бюджетный маркетинг).
В современных условиях рыночной экономики классическая теория "коммерческая организация - коммерческая деятельность - коммерческий маркетинг" и "некоммерческая организация - некоммерческая деятельность - некоммерческий маркетинг" становится неприемлемой.
Происходят изменения концепции рыночных отношений в деятельности коммерческих субъектов. Если несколько десятилетий назад основной целью организации было совершить продажу (краткосрочные отношения), то сегодня главная цель - создание лояльных потребителей (долгосрочные отношения). Основной целью деятельности коммерческих организаций остается прибыль (экономический эффект). Одновременно, социальный эффект становится средством формирования позитивного имиджа фирмы у общественности.
Расширяется сфера деятельности некоммерческих организаций. По существующему законодательству многих стран некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность с целью получения прибыли. Вместе с тем, социальный эффект выступает в роли главного результата деятельности некоммерческих субъектов, от величины и значимости которого зависит уровень финансирования. Экономический эффект играет в значительной мере роль "вспомогательную" роль - коммерческая деятельность некоммерческих организаций делает возможным развитие основного направления - некоммерческой деятельности. В современных условиях организации любого типа (коммерческие и некоммерческие) гибко используют как коммерческую, так и некоммерческую деятельность, направляя ее одновременно на достижение экономического и социального эффектов. В этой связи, целесообразно выделить коммерческую и некоммерческую составляющие маркетинговой деятельности организаций.
Сегодня социальная составляющая коммерческого маркетинга выходит на первый план в деятельности организаций различных форм собственности и направлений деятельности.
Социальный маркетинг - это видоизмененный и обогащенный термин традиционного коммерческого маркетинга товаров и услуг. Социальный маркетинг выражает социальную направленность классического коммерческого маркетинга любого типа организаций и ориентирован на интересы, нужды и потребности всего общества.
Современная маркетинговая концепция
- это философия бизнеса, согласно которой
удовлетворение нужд и запросов потребителя
является результатом симбиоза коммерческой
и некоммерческой маркетинговой деятельности
(рисунок1). В зависимости от типа организации
превалирует одна из двух составляющих.
Обычно коммерческие субъекты основной
целью ставят получение прибыли, тогда
как некоммерческие организации в первую
очередь нацелены на достижение социального
эффекта.
Рис.1.
Симбиоз коммерческой и некоммерческой
маркетинговой деятельности
1.2.
Понятие и особенности
некоммерческих организаций
Некоммерческая организация – общественная организация, осуществляющая деятельность в целях решения социальных проблем общества и не ставящая своей задачей извлечение прибыли из своей деятельности.
Теория и методология классического маркетинга исторически развивались из практики бизнеса. Аналогично, маркетинг некоммерческих субъектов развивается из практики деятельности в некоммерческой сфере. Однако существенное отличие данной разновидности маркетинга заключается в том, что для формирования его концепции уже имеется не только зрелая теоретико-методологическая база классического маркетинга, но и богатый опыт практического применения его методического инструментария. Это в значительной мере упрощает задачу специалистов, разрабатывающих концепцию маркетинга некоммерческих субъектов.
За последнее десятилетие появилось достаточно много работ как зарубежных, так и отечественных авторов, посвященных маркетинговой деятельности организаций некоммерческой сферы. В разных источниках встречаются следующие различные определения маркетинговой деятельности в некоммерческой организации, которые представлены в таблице 1.
Некоммерческая деятельность осуществляется
в конкурентной среде, которая характеризуется
противоборством интересов некоммерческих
субъектов, связанных с продвижением на
«рынок» услуг, идей, концепций, программ
и др. с целью некоммерческой реализации
потребителю. Наличие конкуренции в некоммерческой
сфере порождает проблему сбыта идентичных
некоммерческих продуктов.
2
Таблица 1 – Сравнительный анализ научных взглядов на определение «маркетинговая деятельность некоммерческой организации»
Авторы | Определение
маркетинговой деятельности некоммерческой организации |
1.Котлер
Ф.
2.Решетников А.В. |
«социальный маркетинг» |
4.Юрьева Т.В. | «маркетинг некоммерческих организаций» |
5.Андреев С.Н. | «маркетинг некоммерческих субъектов» |
6.Котлер Ф. и Армстронг Г. | «маркетинг
неприбыльных организаций»
(англ. Nonprofit-Marketing) |
7.Киннел М. и Макдугл Дж. | «маркетинг неприбыльной сферы» |
8.Зентес Дж. | «недоходный маркетинг»
(англ.Non-Business-marketing) |
9.Багиев Г.Л., | «бесприбыльный
(некоммерческий) маркетинг»; «маркетинг неприбыльных образований и организаций» |
10. Энциклопедия маркетинга http://www.marketing.spb.ru | «метомаркетинг» |
Специфика российской
Маркетинг некоммерческих субъектов представляет
собой результирующую некоммерческой
и коммерческой маркетинговой деятельности
некоммерческих образований и физических
лиц, нацеленную на максимизацию социального
эффекта от произведенных ими продуктов.
Схема деятельности маркетинга некоммерческих
субъектов показана на рисунке 2 .
Маркетинг некоммерческих субъектов | ||||
Коммерческая составляющая | Некоммерческая составляющая | |||
|
||||
Создание и максимизация экономического эффекта | Увеличение социального эффекта | Создание и максимизация социального эффекта | ||
|
||||
Внутренний потенциал неэкономических субъектов | Спрос потребителей некоммерческих продуктов |
Рис.2.
Маркетинговая деятельность некоммерческих
объектов