Маркетинг некоммерческих организаций: формы реализации, зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Человеческая деятельность в современном обществе очень разнообразна и многогранна. Одной из главных движущих сил многих видов деятельности служит обмен. В зависимости от характера обмена человеческую деятельность можно разделить на две крупные сферы: коммерческую и некоммерческую.
В первом случае произведенный продукт обменивается на другие товары, услуги или деньги. Такая деятельность осуществляется производителями (продавцами) с целью получения прибыли, которую можно назвать экономическим эффектом.

Оглавление

1 Маркетинг некоммерческих организаций………………………………..3
2 Задачи, формы реализации и виды некоммерческого маркетинга……..5
3 Зарубежный опыт…………………………………………………………..9
Список используемой литературы……………………………………………...16

Файлы: 1 файл

КР маркетинг некоммерческих организаций.docx

— 39.04 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ  И  УПРАВЛЕНИЯ

ФИЛИАЛ В Г.СУРГУТЕ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Маркетинг»

 

на тему: «Маркетинг некоммерческих организаций:

формы реализации, зарубежный опыт»

 

 

 

 

 

 

                                                                       Студент ОЗО СОП 2обр., 2г.об., 5 гр.

Направление: «Экономика»

Долгих С.С.

Проверила: к.э.н. доцент Зеленцова С.Ю.

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут 2013

 

Регистрационный номер                                                                                                     Дата

________________                                                                                                       _______________2013

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________2013

Содержание:

 

1 Маркетинг некоммерческих организаций………………………………..3

2 Задачи, формы реализации и виды некоммерческого маркетинга……..5

3 Зарубежный опыт…………………………………………………………..9

Список используемой литературы……………………………………………...16

 

 

  1. Маркетинг некоммерческих организаций

Человеческая деятельность в современном  обществе очень разнообразна и многогранна. Одной из главных движущих сил  многих видов деятельности служит обмен. В зависимости от характера обмена человеческую деятельность можно разделить  на две крупные сферы: коммерческую и некоммерческую.

В первом случае произведенный продукт  обменивается на другие товары, услуги или деньги. Такая деятельность осуществляется производителями (продавцами) с целью  получения прибыли, которую можно  назвать экономическим эффектом.

Во втором случае некий специфический  продукт (например, идея, концепция  или программа) обменивается на позитивную ответную реакцию потребителя, его  время, физические силы, интеллектуальные усилия, необходимые для потребления  продукта. Целью такой деятельности является представление пользы, выгоды, создаваемой для общества в целом  либо для отдельных групп населения. Эта польза называется социальным эффектом.

Социальный эффект — это результат  деятельности субъекта, не связанный  с получением прибыли и направленный на благо общества в целом или  отдельных групп населения.

Некоммерческий маркетинг представляет собой некоммерческую составляющую маркетинговой деятельности некоммерческих субъектов. Эта деятельность направлена на достижение целей, связанных с  созданием и максимизацией социального  эффекта.

Маркетинг – это система управленческой регулирующей и исследовательской деятельности, направленной на эффективное продвижение товара из сферы производства в сферу потребления.

Сфера некоммерческой деятельности существует в любой стране. Независимо от государственного устройства, политической системы, организации экономики  в каждой стране действуют институты  государственной власти и управления, силовые структуры, религиозные  концессии, общественные организации и т.д. Все они должны быть заинтересованы в том, чтобы результаты их деятельности находили позитивный отклик в обществе, поскольку только в этом случае они оправдывают свое существование и по праву могут рассчитывать на финансирование из средств государственного бюджета, взносов учредителей, спонсорской помощи, средств меценатов и других жертвователей. В зависимости от институтов гражданского общества, рыночной экономики в том или ином состоянии находится конкуренция в некоммерческой сфере, порождающая проблему сбыта результатов деятельности различных некоммерческих субъектов. Интенсивность такой конкуренции изменяется в пределах от естественно монополистической в области государственной власти и управления до острой в области политики, медицины и образования. Многолетняя практика маркетинговой деятельности убедительно доказывает, что в конкурентной среде только использование концепции маркетинга позволяет субъектам рынка наиболее эффективно решать проблему сбыта их продуктов. Такая концепция необходима не только для коммерческой, но и для некоммерческой сферы деятельности, обладающей весьма существенными особенностями. В частности, они выражаются в своеобразии проявления таких категорий и понятий, как некоммерческий продукт, некоммерческий обмен, некоммерческий субъект, социальный эффект деятельности и др. В отличие от коммерческих компаний некоммерческие организации не стремятся к получению прибыли и имеют нефинансовые цели и задачи. Эффективность некоммерческих организаций определяется общественной выгодой.

Формирование рыночных отношений, пришедших на смену социалистическим плановым, вызвали появление некоммерческих организаций, обладающих сложной и  непрерывно развивающейся структурой. Некоммерческие организации во всем мире представляют собой необходимый атрибутивный признак рыночной экономики и важную составную часть ее инфраструктуры, функционирующей за счет перераспределения доходов, получаемых в производственной и коммерческой сферах. НКО, особенно существующие за счет благотворительных фондов, выступают в качестве одной из форм социально ориентированного предпринимательства, которое берет на, себя удовлетворение значительной части социальных потребностей общества.

 

2.Задачи, формы реализации и виды некоммерческого маркетинга

Опыт зарубежного предпринимательства  показывает, что развитие социально  ориентированной рыночной экономики  предполагает повышение внимания к  человеку не только как к потребителю  предлагаемых рынком товаров и услуг, но и как к личности, обладающей широким спектром как личных, так  и общественных потребностей. Поэтому  предпринимательство должно быть социально  ориентированным, т е. отвечать не только личным, но и общественным целям  и задачам, согласовывать свои действия с интересами  будущего развития не только своей страны, но и всего мирового сообщества в целом. Проблема социальной активности и ответственности бизнеса возникла еще в начале XX века, однако радикальный поворот предпринимательства в сторону решения социальных проблем и признания предпринимателями своей ответственности перед обществом возник лишь в 70-80 годы прошлого века, когда уже нельзя было игнорировать углубляющиеся противоречия между производством, потребителями и обществом. Предприниматели стали понимать, что признание социальной ответственности и социальная активность открывают благоприятные возможности долгосрочной перспективы их деятельности, что, в конечном счете, обеспечивает и коммерческий успех. Такой успех предполагает развитие маркетинга не только как технологии рыночного управления, но и как искусства, связанного с формированием нового потребителя и эффективным удовлетворением его потребностей.

Термин «некоммерческая  организация» охватывает широкий спектр различного рода организаций. Это - клиники, библиотеки, благотворительные и негосударственные пенсионные фонды, религиозные организации, политические партии, профессиональные союзы, ассоциации банкиров, фермеров и т.д.

Ведение основной деятельности — главная функция некоммерческой организации, цель, ради которой она  создается. Именно эта деятельность поддерживается и стимулируется  государством, посредством предоставления льгот при уплате налогов, заказов  и прочего. Некоммерческие организации  получают от государства такого рода льготы в обмен на обязательства  осуществлять основную деятельность, которая сводится в большинстве  случаев к реализации важнейших  социальных программ. 
Следует отметить, что нацеленность некоммерческих организаций на ведение основной деятельности вовсе не означает, что конечные результаты должны представляться потребителям бесплатно или по льготным ценам. В настоящее время многие некоммерческие организации, особенно в сфере здравоохранения, образования, культуры, представляют потребителям по рыночным ценам товары и услуги, которые являются результатом их основной деятельности.

Задачами некоммерческого маркетинга:

  1. деятельностью по привлечению необходимых средств и ресурсов;
  2. использованием привлеченных средств и ресурсов в соответствии с миссией организации.

Нередко организации занимаются маркетингом, чтобы «продавать»  самих себя.

Система продвижения услуг  на рынок - это программа общих  маркетинговых коммуникаций организации. Маркетологи называют четыре главных формы реализации:

  1. реклама - любая оплаченная форма неперсонального представления и продвижения идей, товаров и услуг определенным спонсором;
  2. стимулирование сбыта - краткосрочные стимулы поощрения покупки или продажи товара или услуги;
  3. связь с общественностью - построение хороших отношений компаний с различными слоями общественности;
  4. персональные продажи - устное общение с одним или более предполагаемых покупателями с целью совершения продаж товаров и услуг.

Виды некоммерческого  маркетинга

Некоммерческий маркетинг  можно разделить на три вида:

- маркетинг государственных  некоммерческих субъектов;

- маркетинг негосударственных  некоммерческих субъектов;

- маркетинг физических  лиц, занимающихся некоммерческой  деятельностью.

Некоммерческие образования по формам собственности разделяются  на государственные некоммерческие субъекты и негосударственные некоммерческие субъекты. Отдельную группу составляют физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью (независимые политики, ученые, миссионеры, проповедники, деятели искусства, культуры, спорта и т.д.). Некоммерческие организации в России создаются и функционируют в различных организационно-правовых формах в зависимости от целей их создания, источников финансирования, разнообразия учредителей и правовых отношений между ними.

Наиболее распространенными формами  отечественных некоммерческих организаций  являются: общественная и религиозная  организация (объединение), фонд, учреждение, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, потребительский  кооператив, объединение юридических  лиц (ассоциация и союз).

Формы некоммерческих организаций

В соответствии с законом  «О некоммерческих организациях» установлены  следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации (структурное  подразделение).

Общественные и религиозные  организации (объединения) - добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. К общественным объединениям относят также профессиональные и творческие объединения, торгово-промышленные палаты.

Общины коренных малочисленных  народов Российской Федерации - формы  самоорганизации лиц, относящихся  к коренным малочисленным народам  Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному или территориально-соседскому принципам. Цель создания общины - защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры малочисленных народов.

Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Некоммерческое партнёрство - основанная на членстве некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами для содействия её членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей.

Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим  лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций  некоммерческого характера (например, благотворительное учреждение, образовательное учреждение). Учреждения подразделяются на частные и государственные (муниципальные), при этом последние могут быть двух типов – бюджетные и автономные. Автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием. Её назначение - выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Автономная некоммерческая организация - не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Её цель - предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры (например, негосударственный ВУЗ, спортивный клуб, лечебно-оздоровительное заведение).

Информация о работе Маркетинг некоммерческих организаций: формы реализации, зарубежный опыт