Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель данной работы – определение места новых индустриальных стран Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать особенности торговли услугами в мире,
- определить характерные черты географической и товарной структуры мировой торговли услугами,
- оценить современное состояние НИС Азии и Латинской Америки на рынке услуг и их положение на рынке услуг в перспективе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика мирового рынка услуг 4
1.1 Особенности мировой торговли услугами 4
1.2 Товарная структура мировой торговли услугами. 7
1.3 Географическая структура мировой торговли услугами. 13
2. Современное состояние рынков услуг НИС Азии и Латинской Америки 17
2.1 Основные черты экономического развития НИС Азии и Латинской Америки 17
2.2 Характеристика развития сферы услуг НИС Азии и Латинской Америки 21
3.Перспективы участия НИС Азии и Латинской Америки в мировой торговле услугами 31
Заключение 35
Список литературы 37
Источник : [21]
Сфера услуг стран Азии развивается более динамично, чем в странах Латинской Америки. Так, в 2000 году доход от экспорта услуг и средства, потраченные на импорт услуг в Азию, превышают аналогичные показатели в Латинской Америке в 5 и 4,9 раз соответственно. Экспорт услуг в одном только Гонконге превышает экспорт услуг Мексики в 3,3 , а импорт в 1,5 раза.
Самым первым по времени возникновения считается рынок транспортных услуг. Связано это с тем, что транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами.
Между НИС Латинской Америки и Азии существуют различия в развитии рынка транспортных услуг. Наиболее развитым видом транспорта в Латинской Америке является железнодорожный, причем необходимо отметить, что Мексика, Аргентина и Бразилия относятся к группе стран, обладающих относительно старой и развитой железнодорожной сетью.
Аргентина и Бразилия входят в “первую десятку” стран по общей протяженности железных дорог, в Бразилии она составляет 33 тыс. км. Но большая часть железных дорог служит лишь для перевозок внутри страны.[37] Исключение составляет Мексика, где большее число железнодорожных путей связано с промышленно-развитым соседом США, а также на территории Латинской Америки расположены железнодорожные магистрали, которые соединяют между собой Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию.[37] Следует отметить, что в НИС Латинской Америки исторически железнодорожный и автомобильный транспорт развивались с учетом вывоза природных ресурсов, а, следовательно, в большинстве своем они соединяют места добычи полезных ископаемых с морскими портами, с этим фактором связано и то, что густота сети железных дорог весьма неравномерна. Наибольшей плотностью характеризуются восточные прибрежные районы Бразилии и Аргентины, что связано с обменом
портов, причем ряд из них мирового значения.[37] В Аргентине во внешних перевозках ведущее место занимает морской и воздушный транспорт. Крупнейший морской и аэропорт Аргентины - Буэнос-Айрес. Через него
осуществляется
большая часть внешней
Для НИС Азии характерно более интенсивное развитие морского и воздушного видов транспорта. Например, Гонконг – крупнейший в мире морской контейнерный порт, через который проходит ежегодно в среднем 15 млн. стандартных морских контейнеров. Грузы обрабатываются непрерывно круглые сутки, работа на всех этапах автоматизирована. Новый аэропорт Чек Лап Кок, открытый в 1998 году на острове Лаптау – крупнейший в Азии и ведущий в мире по объему грузовых перевозок (около 1,7 млн. тонн в год).
В Сингапуре действуют порты воздушного и морского сообщения свободные от таможенных пошлин и акцизных сборов на многие виды товаров. В стране
находится
региональный узловой аэропорт, через
который проходят рейсы более чем
100 мест назначения.[31] Также, если сравнивать
развитие речного рынка транспортных
услуг, то можно сделать вывод, что в НИС
Азии этот вид услуг более развит, чем
в НИС Латинской Америки.
Таблица 10
Основные показатели работы речного транспорта отдельных НИС
Страна | Длина внутренних водных путей, тыс.км | Объем перевозок грузов, млн. т | Грузооборот, млрд. т км | Средняя дальность перевозки 1 т груза, км |
Китай | 109,4 | 807,5 | 310,0 | 383,9 |
Индия | 14,5 | 18,0 | 1,2 | 66,7 |
Бразилия | 43,6 | 26,5 | 35,5 | 134,0 |
Источник: [24]
Протяженность речных путей Китая в 2,5 раза превышает протяженность Бразильских речных путей, а грузооборот в 8,5 раз. В настоящее время НИС Азии и Латинской Америки становятся все более вовлеченными в международный туризм. Для многих из них туризм стал одним из важнейших источников поступления иностранной валюты.
Таблица 11
Показатели международного туризма (2008 год)
Страны | Прибытия | Доходы | Прирост доходов по сравнению с 2000г. | |||
тыс. чел. | Доля % | млн. $ | Доля % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
НИС Латинской Америки | ||||||
Мексика | 19810 | 3,12 | 7897 | 1,8 | 1,5 | |
Бразилия | 4818 | 0,76 | 3678 | 0,86 | 2,05 | |
НИС Азии | ||||||
Р. Корея | 4250 | 0,67 | 5890 | 1,34 | 15,96 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Малайзия | 5551 | 0,87 | 2456 | 0,56 | 9,3 | |
Таиланд | 7843 | 1,24 | 5934 | 1,35 | 6,8 | |
Китай | 25073 | 3,95 | 12602 | 2,86 | 20,42 | |
Мир в целом | 634659 | 100 | 439969 | 100 | 4,4 | |
Источник:[12]
В 2010 г. рост туристического бизнеса наблюдался в первую очередь в НИС
Азии. Традиционным лидером по привлечению туристов остается Китай. Из данных таблицы видно, что сумма доходов от туризма в Китае за 2008 превышала сумму доходов Бразилии и Мексики, вместе взятых за тот же самый период. Определенной сенсацией стало опережение в 2010 году Малайзией Таиланда, которая сумела привлечь 10 млн. туристов, что на 25% больше, чем в 2009г. По данным Всемирной туристической организации за 2010 г. в число стран-лидеров в области иностранного туризма, кроме развитых стран входят: Мексика, Китай, Гонконг.
Таблица 12
НИС-лидеры
в области предоставления туристических
услуг [17]
Страна | Занимаемое место в мировых турист. услугах | Число прибытий
туристов
2010 г. |
Прирост
туристов в
2010 г. | ||
2000 г | 2005 г | 2010 г | |||
Китай | 12 | 8 | 5 | 312000 | 15,5 |
Мексика | 8 | 7 | 9 | 20000 | 5,0 |
Гонконг, Макао (Китай) | 19 | 15 | 14 | 13100 | 15,3 |
Гонконг в 2010 г. посетили 13 млн. туристов (на 11 % больше, чем в 2000). Доход от туристического бизнеса составил 6,5 млрд. $.[26] Развитие туризма дает возможность создания дополнительного количества рабочих мест, снижает уровень безработицы, формирует благоприятные условия для
привлечения капитала из-за рубежа, положительно сказывается на развитии
индустрии туризма в целом и создает дополнительный валютный доход странам.
Например, Китай в 2007 г. занял пятое место в мире по числу посетивших его иностранцев и восьмое - по сумме валютных поступлений от туризма. Основную долю на международном рынке Китая всегда составляли туристы с Тайваня, из Гонконга и Аомыня – около 90%визитеров. [18]
Наиболее
крупной и динамичной в структуре
международной торговли услугами является
развитие коммерческих услуг. Если сравнить
развитие этих услуг в НИС Азии и Латинской
Америки, то можно сделать вывод, что
в НИС Азии эти услуги развиваются более
динамично, чем в НИС Латинской Америки.
Так азиатский экспорт коммерческих услуг
в 2008 году увеличился на 13%. Зарегистрировано
ускорение его роста у Гонконга и КНР.
Среди стран, сумевших увеличить как импорт,
так и экспорт коммерческих услуг более
чем на 10%, следует отметить Китай, Республику
Корея, Сингапур, Тайвань, Мексику.
Таблица 13
Экспорт-импорт
коммерческих услуг
Страны | Млрд.$ | Доля (%) в сфере услуг | Прирост (%) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2009 | 2009 | 2008-2009 | 2008 | 2009 | |
Экспорт | |||||
Гонконг | 43,3 | 3,1 | 9 | 4 | 14 |
Китай | 29,7 | 2,1 | 18 | -1 | 25 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Республика Корея | 29,2 | 2,1 | 12 | 4 | 13 |
Сингапур | 26,6 | 1,9 | 8 | 25 | 13 |
Тайвань | 20,2 | 1,4 | 11 | 3 | 18 |
Индия | 16,4 | 1,2 | 14 | 26 | 18 |
Малайзия | 13,5 | 0,9 | 14 | 4 | 14 |
Мексика | 13,4 | 0,9 | 6 | -3 | 15 |
Таиланд | 12,9 | 0,9 | 7 | 11 | - |
Импорт | |||||
Китай | 34,8 | 2,5 | 24 | 16 | 14 |
Республика Корея | 33,7 | 2,4 | 13 | 11 | 26 |
Тайвань | 25,7 | 1,8 | 6 | 0 | 10 |
Гонконг | 24 | 1,7 | 8 | -1 | 3 |
Сингапур | 21,3 | 1,5 | 10 | 8 | 13 |
Мексика | 16,4 | 1,2 | 5 | 10 | 18 |
Бразилия | 16 | 1.1 | 9 | 14 | 17 |
Малайзия | 15,5 | 1,1 | 11 | 13 | 6 |
Таиланд | 13,4 | 1 | 8 | 13 | - |
Источник:[21]
Банковские услуги входят в состав коммерческих. Основными видами банковских операций, проводимых на международном уровне, являются депозитные и кредитные операции.[30]
Спектр предоставляемых банковских услуг НИС Азии более разнообразен и исторически сложился раньше, чем в НИС Латинской Америки. Одним из ведущих финансовых и коммерческих центров в юго-восточной Азии является Гонконг, который считается третьим в мире финансовым центром после Нью-Йорка и Лондона. Имеется более 160 лицензированных банков, причем 128 иностранных банков из 40 стран, в том числе 85 из 100 крупнейших банков мира имеют представительские офисы в Гонконге и еще 225 офисов, имеющих лицензию на прием вкладов. Финансовые компании играют активную роль в финансировании
международной торговли и коммерции. Имеются отличные возможности по получению разнообразных профессиональных услуг.[33] Также Гонконг остается свободным портом со свободным притоком капитала и свободно конвертируемым гонконгским долларом, который официально привязан к доллару США. В Гонконге нет валютного контроля.[35] Кроме Гонконга ведущим международным финансовым центром НИС Азии является Сингапур. Представители крупнейших международных банков, финансовых институтов, компаний по управлению инвестициями, бухгалтерских и юридических фирм в Сингапуре готовы предоставить широкий спектр услуг оффшорным инвесторам. Имеется превосходная инфраструктура надежных юридических услуг. В Сингапуре находятся офисы большинства крупных бухгалтерских фирм. В Сингапуре также отсутствует валютный контроль.[31] В мире уже давно существуют оффшорные зоны, и так называемые «зоны свободной торговли». Такие зоны характеризуются более мягким режимом регулирования, операции проводятся в валюте стран эмитента, отсутствуют обязательные резервные отчисления.[5] С помощью оффшорных филиалов и отделений в налоговых гаванях и финансовых центрах можно выплачивать прибыль без уплаты подоходного налога, принимать участие в международных соглашениях и помогать своим клиентам в открытии иностранных компаний и трастов.[34] Например, правительство Сингапура активно привлекает иностранных инвесторов
путем предоставления значительных налоговых и финансовых льгот, и именно в Сингапуре не взимают налогов с процентов по вкладам, выплачиваемых нерезидентам. Это и позволило Сингапуру, стране, где ставки налогов высоки, стать одним из ведущих банковских центров Азии и центром азиатского долларового рынка.[31] НИС Азии и Латинской Америки в последнее время оказывают все больший спектр банковских услуг и используют для обслуживания клиентов информационные технологии, электронные деньги. Так банки Бразилии предоставляют своим клиентам бесплатный доступ в Интернет, a Бразильский банк Bradesco начал выпуск собственных электронных денег, которые пока могут обращаться только внутри страны. Когда в начале 2000 г. начались переговоры о создании Глобальной фондовой биржи, среди потенциальных участников только два принадлежали к формирующимся рынкам — биржа Сан-Пауло и Мексиканская фондовая биржа.[13] Кроме Бразилии НИС Латинской Америки на рынке банковских услуг представлены Аргентиной, в которой существует надежная банковская система, и наряду с аргентинскими банками действуют такие как City Bank, The First National Bank of New York, Bank Boston, Bank of Canada, Bank Frances, Italiano и другие. В повседневном денежном обращении в Аргентине ходят такие платежных средств как Visa и Master Card и многие другие. [32] В НИС Азии кроме Сингапура и Гонконга активно развиваются банковские услуги в Индии, где действует более 30 частных банков. Они относятся к группе наиболее быстро растущих банков и располагают 13% всех активов на рынке банковских услуг. У 8 частных банков, основанных в начале 90-х годов, активы росли более чем на 50% в год. «Citibank» инвестировал в Индии 300 млн. долл. и открыл 15 отделений. В 2001 г. Резервный банк Индии предоставил иностранным банкам лицензии на открытие 15 отделений. В январе 2002 г. РВИ одобрил открытие двух частных банков, в одном из которых партнером является голландская банковская компания «Rabobank».[20]