Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель данной работы – определение места новых индустриальных стран Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать особенности торговли услугами в мире,
- определить характерные черты географической и товарной структуры мировой торговли услугами,
- оценить современное состояние НИС Азии и Латинской Америки на рынке услуг и их положение на рынке услуг в перспективе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика мирового рынка услуг 4
1.1 Особенности мировой торговли услугами 4
1.2 Товарная структура мировой торговли услугами. 7
1.3 Географическая структура мировой торговли услугами. 13
2. Современное состояние рынков услуг НИС Азии и Латинской Америки 17
2.1 Основные черты экономического развития НИС Азии и Латинской Америки 17
2.2 Характеристика развития сферы услуг НИС Азии и Латинской Америки 21
3.Перспективы участия НИС Азии и Латинской Америки в мировой торговле услугами 31
Заключение 35
Список литературы 37
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Международные экономические отношения»
Руководитель
работы
В.В. Боброва
« » 2010 г.
Исполнитель Студент гр. 08МЭк
А.М. Исенов
«
» 2010 г.
Оренбург 2010
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика мирового рынка услуг 4
1.1 Особенности мировой торговли услугами 4
1.2 Товарная структура мировой торговли услугами. 7
1.3 Географическая структура мировой торговли услугами. 13
2. Современное состояние рынков услуг НИС Азии и Латинской Америки 17
2.1 Основные черты экономического развития НИС Азии и Латинской Америки 17
2.2 Характеристика развития сферы услуг НИС Азии и Латинской Америки 21
3.Перспективы участия НИС Азии и Латинской Америки в мировой торговле услугами 31
Заключение 35
Список
литературы 37
Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы.
В настоящее время развитые страны переходят от индустриального развития к постиндустриальному. Другими словами, основной целью экономического развития этих стран является переориентация материало-, ресурсо-, трудоемких производств в наукоемкие. Экономика, в которой ведущие позиции занимает сектор услуг, считается конкурентоспособной, имеющей перспективы роста. Такой тип экономического развития характерен для развитых стран-лидеров мирового сообщества, в которых поступления от торговли услугами являются главной статьей доходов и занимают наибольший удельный вес в ВВП этих стран. В таких странах, как США, Франция, Германия, Япония доля сферы услуг в ВВП составляет от 56% до 65%, что характеризует их как страны с постиндустриальной экономикой. Отсюда следует, что развитие сферы услуг – критерий экономического роста и благосостояния страны. В мире, кроме индустриально развитых и развивающихся стран существует группа стран, занимающая промежуточное положение между ними. Эти страны объединяют в НИС, они показали впечатляющие темпы экономического роста и роста сферы услуг.
Опыт экономического развития НИС актуален для России, так как на данный момент РФ по многим секторам экономики не конкурентоспособна, а развитие сферы услуг дает шанс неценового соперничества отечественных товаропроизводителей с иностранными, повышения экономического потенциала. В настоящее время на международную торговлю услугами приходится 20% всей мировой торговли. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится примерно 70% мирового ВВП, а также 65% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий. Цель данной работы – определение места новых индустриальных стран Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать особенности торговли услугами в мире,
- определить
характерные черты
- оценить
современное состояние НИС
Большой интерес представляет сфера нематериального производства, так как интенсивность развития сферы услуг влияет на экономическое развитие страны. Сфера услуг в мировом экспорте промышленно развитых стран занимает 2/3 и в импорте 50%.
Международная
торговля товарами и международная
торговля услугами тесно связаны между
собой. При поставках за рубеж товаров
оказывается все больше услуг, начиная
с анализа рынков и заканчивая транспортировкой
товаров. Многие виды услуг, поступающих
в международный оборот, или отражаются
не полностью, или включаются в экспорт
и импорт товаров. Международная статистика
предоставляет ограниченные сведения
о структуре мировой торговли услугами.[1]
Становление зрелого международного рынка товаров и его насыщенность превелик увеличению спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международного рынка услуг.
Годовые темпы прироста мирового ВВП, мирового экспорта товаров и услуг
(в %)
Показатели | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
ВВП
Экспорт товаров Экспорт услуг |
0,53
3,94 2,7 |
2,6
2,6 5,0 |
2,9
2,0 1,9 |
Источник :[4]
Так, объем мирового экспорта услуг оценивался в 1980 г. в 364 млрд. долл., что составляло 15,8% всей международной торговли товарами и услугами, а в 1998 в 1317 млрд., что составляло 19.6% соответственно.
Таблиц
Мировой экспорт товаров и услуг (млрд. $ )
Показатели | 1990 г. | 2008г. |
Экспорт
товаров
Экспорт услуг Доля услуг в экспорте товаров и услуг |
1900,8
363,5 15,8 |
5397,3
1316,7 19,5 |
Источник [12]
Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:
• регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);
• услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.
• производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;
• международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;
• не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли.
Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.[1]
Развиваясь, сфера услуг способствует:
1. Снижению общей материало -, ресурсо- и энергоемкости ВВП, так как по этим показателям сфера услуг примерно в 4 раза уступает отраслям материального производства.
2. Поглощению избыточной рабочей силы, высвобождающейся в результате
повышения производительности труда в отраслях материального производства, так как сервисные отрасли в силу своей раздробленности отличаются высокой трудоемкостью и по мере своего развития образуют весьма емкий «резервуар».
3.Решению территориальных проблем развития, которые обостряются по мере снижения ресурсоемкости производства, что превращает целый ряд районов тяжелой и добывающей промышленности в кризисные ареалы. Это относится к ряду портов, которые долгие десятилетия были ориентированы на переработку массовых сырьевых грузов.
4. Решению экологических проблем. Сфера услуг, доля которой в ВВП США
составляет 65%, а в Западной Европе и в Японии 56—62%, значительно более безопасна в экологическом отношении, чем предприятия и целые отрасли в сфере материального производства.
5. Открытости
экономик постиндустриальных
Помимо положительных моментов, связанных с развитием международного рынка услуг, есть у него отрицательные стороны и негативные последствия для стран.
К ним, в частности, можно отнести:
1.
Социально-культурные и
связаны с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что может привести к забвению собственных традиций.
2. Кроме решения экологических проблем, мировой рынок услуг и
порождает их. Так, например, происходит ускоренная индустриализация
естественных ландшафтов, строительство дорог, портов.
3.
Валютные последствия. Хотя