Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель данной работы – определение места новых индустриальных стран Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать особенности торговли услугами в мире,
- определить характерные черты географической и товарной структуры мировой торговли услугами,
- оценить современное состояние НИС Азии и Латинской Америки на рынке услуг и их положение на рынке услуг в перспективе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика мирового рынка услуг 4
1.1 Особенности мировой торговли услугами 4
1.2 Товарная структура мировой торговли услугами. 7
1.3 Географическая структура мировой торговли услугами. 13
2. Современное состояние рынков услуг НИС Азии и Латинской Америки 17
2.1 Основные черты экономического развития НИС Азии и Латинской Америки 17
2.2 Характеристика развития сферы услуг НИС Азии и Латинской Америки 21
3.Перспективы участия НИС Азии и Латинской Америки в мировой торговле услугами 31
Заключение 35
Список литературы 37
В последние годы происходит постоянный рост числа банков и расширяется спектр предоставляемых банковских услуг, что связано с потребностями мировой экономики. Большее развитие эти услуги получили в НИС Азии, хотя НИС Латинской Америки занимают определенную долю в данном виде услуг. Превосходство НИС Азии связано с функционированием оффшорных зон, предоставлением значительных налоговых и финансовых льгот, в частности в оффшорных зонах не взимаются налоги с процентов по вкладам, выплачиваемых нерезидентам. Все это позволило НИС Азии одним из ведущих регионов мира по предоставлению банковских услуг.
В настоящее время в НИС Азии и Латинской Америки быстрее всего развиваются компьютерные услуги, формирующие базовые черты новой экономики и, в конечном счете, определяющие конкурентоспособность стран на мировом рынке.[30] Сейчас информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал. Спрос на информационные технологии, современные компьютеры и офисное
оборудование в последние годы оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой торговли.[31] Сравнивая ситуацию в Латинской Америке с азиатскими «тиграми», можно заметить, что в середине 90-х годов частные фирмы в Южной Корее финансировали до 85% всех расходов на НИОКР, а в Сингапуре — 60%. И даже НИС второго поколения - Малайзия, Таиланд, Индонезия - значительно успешнее, чем Латиноамериканские страны, продвигались в освоении микроэлектроники и
телекоммуникационных технологий. [13] Одними из лидеров по числу пользователей Internet среди НИС Азии сейчас являются Республика Корея (15 млн.), а также КНР (17 млн.), Тайвань, Сингапур, Гонконг; причем в Китае через каждые 6 месяцев происходит удвоение данного показателя; в то же время значительно отстает Таиланд. [14] На Латинскую Америку приходится около 8% населения мира, 3,5% пользователей Интернета и 1% электронной торговли. [13] Лидерами по развитию информационных технологий в Латинской Америке являются Мексика, Аргентина и Бразилия. В период с 1996-2000 гг. число компьютеров, подключенных к Интернету в Бразилии, выросло с 74 до 663 тыс., а число пользователей приближается к 7-8 млн. человек, то есть составляет около 4% населения Бразилии. Если же учесть, что более 70% ресурсов сети активно используют не более 5% бразильцев, то для остальной части населения показатель «Интернет-пользования» (1,2%) опускается ниже среднеазиатского уровня (2,1%). [15]
Лидерство по реализации программ расширения доступа в Интернет в НИС
Латинской Америки принадлежит Аргентине, начавшей создание около тысячи центров телекоммуникаций и переживающей настоящий Интернет-бум. [13]
В НИС Азии и Латинской Америки наблюдается устойчивый рост масштабов электронной торговли. Из новых индустриальных стран Азии наиболее благоприятные перспективы развития торговли через Internet существуют в Республике Корея, Гонконге и Сингапуре. В 2000 г. покупки через Интернет южнокорейскими пользователями составляли 17%. [14]
Электронная торговля в Латинской Америке начинает испытывать острую конкуренцию со стороны мобильной торговли через 40 млн. мобильных телефонов, половина которых оборудована прямым выходом в Интернет. Многие мексиканцы продолжают использовать информацию Интернета в качестве каталога, а затем просто отправляются на улицу и покупают то, что выбрали.[13] В 2000 г. объем сделок по продаже товаров конечным покупателям (В2С) в Латинской Америке составил примерно 580 млн. долл. против 109 млн. в 2009 году.
Однако в Бразилии пока наблюдается лишь незначительный рост объемов электронной торговли, хотя она является бесспорным лидером в электронной торговле в этом регионе. В настоящее время на Бразилию приходится до 60% электронной торговли по схеме бизнес - бизнесу (В2В) и 50% операций бизнес - потребителю (В2С).[13] В штате Сан-Паулу только 3% опрошенных фирм используют Internet для продажи товаров конечным покупателям, а 6% - для межфирменных сделок (В2В).[15]
В 2009 г. из каждых 200 млн. $ прироста розничной электронной торговли в
регионе 121 млн. приходится на Бразилию, 25 млн. — на Мексику, 15 млн. — на Аргентину. Азиатский онлайновый B2C-рынок основан на финансовых брокерских услугах, продажах компьютерных принадлежностей и программного обеспечения, а также на туризме. В 2001 г. онлайновые финансовые брокеры Азии заработали 1.57 млрд. долл., что на 121% превышает показатель 2009 года. Продажи компьютерных принадлежностей и программного обеспечения достигли 1.38 млрд. долл., обеспечив 78%-ый рост по сравнению с 1999 годом, а онлайновые туристические агентства собрали 980 млн. долл., что означает 188% роста за один год.[22]
В Латинской Америке перспективно применять Интернет в банковской сфере, причем наиболее интенсивно этот процесс развивается в Бразилии.[15]
Так к концу 90-х годов Бразилия располагала одной из наиболее развитых систем автоматизации банковского дела, созданной на основе местных
технологий. В 2000 г. крупнейший в стране банк Bradesco по числу клиентов онлайн занимал третье место в мире, уступая только Wells Fargo и Bank of
America[13] В Латинской Америке с 2001 г. реализуется программа развития электронного управления. Уже сейчас через 3500 сайтов Интернета государственные организации предоставляют населению информацию о 650 видах различных услуг. В дальнейшем предполагается полностью перевести государственную сферу услуг на электронную основу, через Интернет осуществлять государственные закупки, сбор налогов и пошлин.[13]
Так, например, в 2000 г. 9 из 10 бразильских налогоплательщиков заполняли налоговые декларации через Internet [15]
К международным услугам можно отнести и средства связи. В текущем десятилетии в Латинской Америке происходит непрерывный рост
спроса на услуги связи, причем острая нехватка стационарных линий связи
способствует расширению продаж мобильных телефонов, особенно в Бразилии. Согласно оценке, сейчас примерно 50% общего числа этих устройств в регионе (около 40 млн.) обеспечивают доступ в Internet.[15]
На основании данных таблицы можно сделать вывод, что в НИС Азии и Латинской Америке существует достаточно устойчивый спрос на средства связи. [16]
Таблица 14
НИС Азии
и Латинской Америки на мировом
рынке услуг связи[16]
Страны | Продажа услуг связи 2009 г. млрд. $ |
НИС Азии | |
Тайвань | 7,0 |
Республика Корея | 11,0 |
Гонконг | 6,6 |
КНР | 20,5 |
НИС Латинской Америки | |
Бразилия | 20,2 |
Мексика | 9,0 |
Аргентина | 6,6 |
Эти страны являются "идеальным" рынком сбыта услуг спутниковой связи, спрос на которые особенно в НИС Азии сейчас возрастает наиболее высокими темпами в мире. [22]
В 2008-2009 г. существовал устойчивый спрос в Южной Корее и Тайване на мобильные сотовые телефоны, Интернет и другие информационные услуги. В перечень стран-лидеров, предоставляющих услуги в сфере телефонной связи вошли: южнокорейская "Korea Telecom Corp.", гонконгская "China Mobile", индонезийская "PT Telekomunicasi",[47]
Из НИС Азии Китай наиболее активно внедряется в сферу услуг связи. С середины 80-х годов Китай соорудил десятки крупных и средних наземных спутниковых станций, обеспечивающих более 27000 каналов международной телефонной связи, охватывающих свыше 180 стран и регионов мира. Китай создал глобальную сеть телевидения, а также образовательную телевизионную сеть, с помощью которой свыше 30 млн. человек получили среднее образование.[19] Также в Южной Корее и Аргентине построены и используются Центры управления космическим и наземным сегментами системы спутниковой связи Globalstar, предназначенной для предоставления недорогих высококачественных услуг подвижной и стационарной спутниковой связи, включая передачу голоса, факсимильную связь, передачу данных и определение местоположения объекта.[28]
В Бразилии ожидается продажа лицензий на услуги мобильной связи с использованием промежуточной технологии 2 поколения ("GPRS"), что приведет к росту объема межфирменных сделок в системе Интернет. Эта новая технология позволит резко увеличить объем межфирменных сделок за счет более высокой скорости передачи данных в режиме Интернет.[15]
Таким образом, выделению НИС в отдельную группу послужили высокие темпы экономического роста, здесь наблюдаются тенденции, присущие зрелой капиталистической экономике. По производству отдельных видов промышленной и наукоемкой продукции они вышли на ведущие позиции в мире. Наиболее зрелым сектором услуг по времени возникновения считаются
транспортные услуги. В НИС Латинской Америки более развит железнодорожный транспорт, а в НИС Азии морской и воздушный.
Кроме того, в НИС Азии более разнообразен и сложился раньше, чем в НИС
Латинской Америки спектр банковских услуг. Превосходство связано с
функционированием оффшорных зон, предоставлением значительных налоговых и финансовых льгот. В последнее время в данную отрасль услуг внедряются информационные услуги.
Новые индустриальные страны Азии и Латинской Америки по развитию сферы услуг и международной торговле ими приближаются к индустриально развитым странам. В тоже время новые индустриальные страны не останавливаются на достигнутом и используют достижения науки для совершенствования предоставляемых услуг, так как это определяет конкурентоспособность стран и способность выжить на международном рынке. Развитие экономики все в большей степени будет нуждаться в развитых информационных услугах, а процесс интернационализации национальных экономик будет способствовать дальнейшему расширению международных информационных услуг. Ожидается, что наибольший прирост пользователей Интернета придется на Азию и Латинскую Америку.
Согласно прогнозу число пользователей Интернета в Азии будет расти со
скоростью 36% в год, что приведет к увеличению их числа с сегодняшних 98
миллионов человек до 245 миллионов в 2004 году. Однако ежегодный прирост числа пользователей в 2005 г. составит менее 20% по сравнению с 40% в 2000 году.
При условии сохранения существующих темпов роста пользователей Internet Китайская Народная Республика в течение ближайших 10 лет займет ведущие позиции в мире по числу пользователей Internet. Предполагается, что быстрее всего будет развиваться беспроводный Интернет. Если в настоящее время беспроводным Интернетом пользуются лишь 10% имеющих
доступ в сеть, то к 2005 г. их число возрастет до 62%. [27] В Сингапуре разрабатывается программа, которая позволит судьям и адвокатам
Верховного суда Сингапура общаться через систему видеоконференции, то есть с использованием Интернета. По традиции, во время судебных заседаний будет необходимо присутствие адвокатов непосредственно в зале суда, но во время предсудебных разбирательств защитники могут появляться перед судьей со своими ходатайствами в оцифрованном виде. Этот проект является частью общесингапурской тенденции перехода к системе
виртуальных судебных заседаний, в которых стороны могут участвовать, находясь в разных частях света. С тех пор как Сингапур стал одним из крупнейших портов мира и региональным финансовым центром, суды очень часто ведут дела с международным составом участников, которым необходимы длительные перелеты для участия в слушаниях.[39]