Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель данной работы – определение места новых индустриальных стран Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать особенности торговли услугами в мире,
- определить характерные черты географической и товарной структуры мировой торговли услугами,
- оценить современное состояние НИС Азии и Латинской Америки на рынке услуг и их положение на рынке услуг в перспективе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика мирового рынка услуг 4
1.1 Особенности мировой торговли услугами 4
1.2 Товарная структура мировой торговли услугами. 7
1.3 Географическая структура мировой торговли услугами. 13
2. Современное состояние рынков услуг НИС Азии и Латинской Америки 17
2.1 Основные черты экономического развития НИС Азии и Латинской Америки 17
2.2 Характеристика развития сферы услуг НИС Азии и Латинской Америки 21
3.Перспективы участия НИС Азии и Латинской Америки в мировой торговле услугами 31
Заключение 35
Список литературы 37
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Испания
Швейцария Мексика Бразилия Индия Китай Респ. Корея Малайзия Таиланд Тунис Филиппины |
6968
3149 5393 1794 1150 617 369 265 867 601 320 |
29737
7815 7897 3678 3124 12602 5890 2456 5934 1557 2413 |
21,7
6,5 23,8 8,2 10,2 3,6 1,9 1,9 10,9 18,4 4,4 |
18,7
6,5 6,1 6,3 6,6 6,1 3,8 3,4 9,0 18,4 6,5 |
Источник :[12]
Примерно 1/5 экспорта туризма дают страны новой индустриализации, особенно азиатского региона.[12] Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних тысячелетий ее объемы более чем в 6 раз.[4] Эта деятельность дает значительные валютные поступления, позволяющие сократить дефицит внешнеторгового баланса.[12]
Расширение
международного туризма в связи
с увеличением доходов
В таких странах, как Япония, США, Швейцария, Малайзия, Финляндия. Дания, Германия каждый житель ежегодно путешествует по одному и более раз.[12]
По количеству въезжающих туристов на 2008 год лидирующие позиции занимают: Франция-70000 тыс., Испания – 47749 тыс., США – 46395 тыс., Италия-34829 тыс., а из НИС: Китай - 25073 тыс., Мексика-19810 тыс., Таиланд – 7843 тыс., Малайзия – 5551 тыс., Бразилия-4818 тыс. человек.[12]
Другим
важным видом трансграничного
Проблема утечки умов, т.е. эмиграция научной и творческой интеллигенции очень остро стояла в Китае, в развивающихся странах, сейчас она коснулась России.[2] Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.
В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Согласно классификация ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм.[3]
Таким образом, можно сделать вывод, что около 25% объема «невидимого» экспорта приходится на транспортные услуги, 20% - на международный туризм. Остальные 55% распределяются между страхованием, коммуникативными услугами, обработкой и передачей информации, рекламой, техническими и инженерно-проектными услугами, кинопрокатом, консультационными услугами.[2]
Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Мирового Банка, экспорт услуг за 1980-1998 гг. вырос в 3,6 раза, увеличиваясь в среднем на 8% в год.[12]
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится свыше половины мирового экспорта и импорта услуг, при
этом на четыре из них - США, Великобританию, Францию и Германию - около 40%.
Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг на их зарубежных филиалах.
Доля стран в мировом экспорте товаров и услуг ( %) [5]
Страны | Экспорт товаров | Экспорт услуг | ||
1980 г. | 1998 г. | 1980 г. | 1998 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего
США Канада Япония Германия Франция Великобритания Италия Нидерланды |
100
11,8 3,6 6,7 10,1 5,8 5,8 4,1 3,9 |
100
12,5 4,0 6,9 10,1 5,6 5,8 4,5 3,2 |
100
10,5 2,0 5,2 7,1 11,6 9,4 5,2 4,6 |
100
18,2 2,2 4,7 6,5 6,4 7,4 5,1 3,9 |
Китай
Республика Корея Мексика Индия Малайзия Таиланд Россия |
-
0,9 0,9 0,4 0,7 0,3 - |
3,4
2,4 2,2 0,6 1,3 1,0 1,4 |
-
0,7 1,2 0,8 0,3 0,4 - |
1,8
1,8 0,9 0,8 0,8 1,0 1,0 |
Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг несколько возросла в 2000г. За счет НИС, и их доля в объеме торговли услугами увеличилась с 3% в 1980г. до более 8% в конце 90-х годов.
Основная торговля услугами происходит на рынках развитых стран.
Распределение экспорта товаров и услуг по группам стран ( в % к итогу)
Группы стран | Экспорт товаров | Экспорт услуг | ||
1990 г. | 2008 г. | 1990 г. | 2008 г. | |
Всего
С низким уровнем доходов Со средним уровнем доходов, в том числе: Ближе к нижней границе Ближе к верхней границе С высоким уровнем доходов |
100
4,7 23,3 9,2 14,1 72,0 |
100
6,4 18,1 6,3 11,8 75,5 |
100
3,2 14,9 8,1 6,8 81,9 |
100
4,0 16,4 6,5 9,9 79,6 |
Источник :[12]
Основываясь на данных таблицы 6 можно сделать вывод, что в мировой торговле услугами лидирующие позиции занимают страны с высоким уровнем доходов, чей удельный вес в экспорте достиг в 1980 г.-81,9%,а в 1998 г. 79.6% . Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна. Наименьший показатель удельного веса экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг был зафиксирован для стран с низким уровнем доходов -4% в 1998 г.. тогда как в странах со средним уровнем доходов он составлял 16,4%.
Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг по мере их экономического развития и притока иностранного капитала повышалась и, прежде всего, за счет азиатских стран и территорий, включая Китай, Республику Корею, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзию. Однако даже достигнутые совокупные показатели для всей группы развивающихся стран остаются несопоставимыми с масштабами экспорта услуг из развитых государств.[12]
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром.[3].
Структура мирового экспорта услуг
Страны | Экспорт
( млрд. $) |
Услуги
транспорта
( % к итогу) |
Поездки
(% к итогу) |
Прочие
( % к итогу) | ||||
1990 | 2008 |
1990 | 2008 | 1990 | 2008 | 1990 | 2008 | |
Мир в целом | 363,5 | 1316, 7 | 39,2 | 25,3 | 27,0 | 30,3 | 33,9 | 44,7 |
США
Канада Япония Германия Франция Великобритания Италия Нидерланды Норвегия |
38,1
7,1 18,8 25,8 42,2 34,3 18,8 16,7 8,5 |
239,9
30,3 61,8 78,9 84,6 97,6 66,6 51,6 14,0 |
37,4
35,7 67,9 34,2 25,0 41,3 24,4 52,9 75,3 |
19,0
19,6 34,4 25,7 24,1 19,5 16,0 39,9 61,2 |
27,8
35,8 3,4 19,4 19,6 20,2 47,6 13,5 8,9 |
34,7
30,9 6,1 20,8 35,4 24,6 44,7 13,2 15,0 |
34,8
28,5 28,7 46,4 55,4 38,5 28,0 33,6 15,8 |
46,3
49,5 59,5 53,4 40,5 55,9 39,3 47,0 23,9 |
Мексика
Бразилия Венесуэла Индия Китай Респ. Корея Индонезия Малайзия Таиланд Россия |
4,4
1,7 0,7 2,9 - 2,4 - 1,0 1,4 - |
11,9
7,1 1,3 11,1 24,0 23,8 4,3 10,7 13,1 12,9 |
10,2
48,6 43,0 15,6 - 64,3 - 45,1 21,9 - |
12,0
26,3 21,4 16,0 10,2 42,8 0 22,0 20,4 24,5 |
73,1
7,5 36,7 54,2 - 15,4 - 30,3 63,5 - |
66,2
18,6 74,1 26,6 52,4 24,9 98,0 22,3 47,2 50,3 |
16,8
43,8 20,4 30,2 - 20,3 - 24,6 14,6 - |
21,8
55,1 4,5 57,3 37,3 32,3 2,0 55,8 32,2 25,2 |