Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель данной работы – определение места новых индустриальных стран Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать особенности торговли услугами в мире,
- определить характерные черты географической и товарной структуры мировой торговли услугами,
- оценить современное состояние НИС Азии и Латинской Америки на рынке услуг и их положение на рынке услуг в перспективе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика мирового рынка услуг 4
1.1 Особенности мировой торговли услугами 4
1.2 Товарная структура мировой торговли услугами. 7
1.3 Географическая структура мировой торговли услугами. 13
2. Современное состояние рынков услуг НИС Азии и Латинской Америки 17
2.1 Основные черты экономического развития НИС Азии и Латинской Америки 17
2.2 Характеристика развития сферы услуг НИС Азии и Латинской Америки 21
3.Перспективы участия НИС Азии и Латинской Америки в мировой торговле услугами 31
Заключение 35
Список литературы 37
международного
рынка услуг для национальных
хозяйства отводится
При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг (транспорт и т.п.) быстро развивается экспорт услуг, связанных с применением научно-технических достижений, с внедрением вычислительной техники, консультационных, торговопосреднических и технических услуг, ноу-хау, услуг в области связи, услуг банков, страховых агентств и т.п. Особо следует отметить быстрый рост торговли патентами и лицензиями, объема строительных работ за рубежом (инжиниринг) и аренды зарубежного оборудования (лизинг).
Наиболее крупной и динамичной в структуре международной торговли услугами является развитие прочих коммерческих услуг. Доля прочих услуг, включающих финансовые услуги и в области страхования, международных телекоммуникаций, почтовой и курьерской связи, компьютерной информации и обмена данными, строительные услуги, роялти и лицензионные платежи, профессиональные, технические, культурно-оздоровительные и другие услуги, увеличилась с 33,9% в 1980 г. до 44,7% в 1998 г.
На сегодняшний день объем мирового рынка прочих услуг составляет порядка 600 млрд. $ по сравнению с немногим более 120 млрд. $ в начале 80-х годов.
Объединяя прогрессивные и эффективные виды услуг, субпозиция «прочие услуги» более широко представлена в экспорте стран с высоким уровнем доходов (48% к итогу, в том числе 60% в Японии, 56% в Великобритании. 53% в Германии), тогда как для стран с низким и средним уровнем доходов она имеет относительно меньшее значение (около 34% в суммарном экспорте услуг).[12]
Разные виды услуг характеризуются разной степенью вовлечения в
международный оборот. Сегодня для успеха компании на внешнем рынке важное значение имеет умело поставленная реклама. Важно вовремя оповестить рынок о положительных качествах, новизне и эффективности выпускаемой продукции, ее привлекательных внешних данных.
Реклама стала одним из главных видов сервисной деятельности: за 15 лет (с 1980 по 1995 гг.) затраты на рекламу выросли в 3 раза - с 65 млрд. до 200 млрд. $, в том числе газетная реклама с 30 до 90 млрд. $, на телевидении с 20 до 60 млрд. $. Особенно активны американские рекламные фирмы на
западноевропейском рынке; число их агентств за последнее десятилетие выросло с 60 до 250.[2]
Удача во внешней торговле обеспечивается также хорошо организованным послепродажным обслуживанием. Современная сложная техника требует своевременного ремонта, наличия запасных частей. Кто сумеет обеспечить это, тот выигрывает на рынке.
Сферу услуг представляют коммуникационные услуги. Их новый этап развития постепенно заменяет (частично) транспортные услуги. Это позволяет сотрудникам фирм «уйти» из крупных городов, сохраняя при этом полный контакт со своим офисом. Получают распространение видеоконференции, которые заменяют личные контакты. Общее число людей, использующих для работы телекоммуникационные сети, насчитывает в Великобритании 1,2 млн. человек, в США - более 4 млн.( почти 4% от общего числа занятых в хозяйстве).[2] Отрасль телекоммуникаций характеризуется следующими факторами: быстрым ростом сегмента мобильных телекоммуникаций, взрывным развитием Интернета,
снижением
цен и усилением конкуренции.[
Сейчас на большей части Азии и некоторых частях Латинской Америки на душу населения приходится менее 10 телефонов. В беднейших странах к Интернету подключено «менее одного человека» на 10 тыс. населения, в то время как в наиболее развитых странах Интернетом охвачено уже более 20% населения.
Однако Китай, Индия и большинство стран Латинской Америки сейчас демонстрируют впечатляющие темпы роста. [4]
Важную роль в обеспечении средствами связи играет внедрение сотовых телефонов. Число абонентов растет на 27% в год и достигло в мире уже 200 млн., в том числе в Северной Америке 60 млн., в Западной Европе – 57 млн., Азиатско-Тихоокеанском регионе (без Японии) – 40 млн.
Если говорить о международной торговле электронными услугами, то объем торговли ими в 1996 г. оценивался в 10 млрд. долл. и в 1999 г. - в 50 млрд. По мнению экспертов, в 2001 - 2002 гг. он может возрасти в несколько раз. Объектами электронной торговли до последнего времени являлись в основном товары и услуги, которые могут переводиться в цифровой формат и доставляться покупателям посредством пересылки в виде файла по компьютерной сети (программное обеспечение, музыкальная и видеопродукция, а также информационно-консультационные услуги, в том числе из области медицины, права, образования и др.). К услугам относят и финансово-кредитную деятельность, которая находит свое выражение в концентрации и переплетении капиталов и в формировании крупных
банковских центров. Процесс глобализации экономики, как считают некоторые экономисты, базируется на развитии НТП, специализации и кооперирования производства, расширении трансграничных финансовых операций. Под действием этих операций постепенно устраняются барьеры между внутренними и мировыми финансовыми рынками. [8]
Так для ускорения заключения финансовых сделок уже создано около 20 компьютерных центров в Нью-Йорке, Торонто, Лондоне, Париже, Франкфурте, Амстердаме, Цюрихе, Токио, Сингапуре, Сянгане и др., являющихся, как правило, мировыми финансовыми центрами.[2]
«Финансовыми гаванями» называют Багамские и Антильские острова, Гонконг, Сингапур и др. Вместе с тем, перспективными секторами сферы услуг являются НИОКР, коммерческие исследования (анализ и прогнозы), развитие электронной торговли через Интернет, сферы телекоммуникации, а также коммерческая деятельность в космосе, в том числе запуски космических аппаратов в коммерческих целях (в 90-е годы запускалось в среднем 120 аппаратов ежегодно, в начале XXI в. прогнозируется увеличение до 160 аппаратов). Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (оффшорных) услугах.[6]
Традиционно наибольшее значение в торговле услугами имеют транспорт и международный туризм. Однако, если доля транспортных услуг в международном обмене товарами неуклонно снижается (с 39,2% в 1980 г. до 25,3% в 1998 г.), то относительная значимость международного туризма за период 80-х-90-х годов даже несколько возросла (соответственно с 27,0% до 30,3%). Транспортные услуги в зависимости от вида транспорта подразделяются на морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные. Существуют оценки, что морской транспорт обслуживает до 60% внешнеторгового оборота, а грузовладельцы платят судовладельцам за транспортное обслуживание порядка 105-110 млрд. долл. ежегодно (на начало 90-х годов). В 1998 г. международные морские грузоперевозки превысили пяти миллиардный рубеж и достигли 5060 млн. т (1980 г. - 3704 млн. т). Доля транспорта (объединяет две субпозиции - перевозку грузов и перевозку пассажиров), в прошлом традиционно наиболее крупная статья в мировом экспорте услуг, систематически снижается. Удельный вес транспортных операций в мировом экспорте услуг снизился с 39,2% в 1980 г. до 25,3% в 1998 г. Уменьшение роли транспорта в экспорте услуг вызвано в основном падением доли перевозки грузов под влиянием сокращения удельного веса сырья, включая энергоносители, в мировой торговле, а также снижением фрахтовых ставок. По этой же причине и в связи с быстрым развитием международного туризма важнейшей субпозицией в транспортных услугах стала перевозка пассажиров.[12]
Таблиц
Мировой экспорт транспортных и туристических услуг в отдельных странах [4]
Отрасли | Объём
(млрд. $) |
Доля
( %) |
Объём (млрд. $) | Доля
( %) |
Объём (млрд. $) | Доля
(%) |
1990 г. | 2000 | 2007 | ||||
Экспорт
услуг в том числе:
Транспортные услуги Туризм Др. частные услуги |
402,0
168,8 112,6 120,6 |
100
42,0 28,0 30,0 |
802,0
232,6 256,6 312,8 |
100
28,8 32,0 39.1 |
1310,8
320,0 430,8 560,0 |
100
24,4 32,8 42,8 |
Для
постиндустриального этапа
Мировой доход от международного туризма в1998 году составил 439969 млн. долл. Его основные фонды по данным 1992 года оценивались в 3,8 трлн. $, годовые капиталовложения — 438 млрд. $, число занятых в нем превысило 130 млн. человек. Таким образом, международный туризм, наряду с автомобильной промышленностью, стал ведущим сектором мировой экономики.[12]
Страны | Доходы от международного туризма | |||
Млн. долл. | В % к экспорту товаров и услуг | |||
1990 г. | 2008 г. | 1990 г. | 2008 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мир в
целом
США Канада Япония Германия Франция Великобритания Нидерланды Италия |
101399
10058 2284 644 6566 8235 6932 1668 8213 |
439969
71250 9393 3742 16429 29931 20987 6803 29809 |
4,6
3,7 3,0 0,4 2,9 5,4 4,7 1,8 8,4 |
6,3
7,6 3,8 0,9 2,6 7,7 5,6 3,0 9,6 |