Метод SWOT-анализа в исследовании систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является проведение комплексного исследования внутренней и внешней среды компании «Доктор Борменталь» на основе применения методики SWOT-анализа. Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «маркетинговая среда организации» как совокупности внутренней и внешней среды организации, обосновать необходимость ее анализа;
- описать цели, задачи и инструментарий SWOT-анализа при исследовании систем управления;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………...….................................................................3
1. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ SWOT-АНАЛИЗА ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ……………………………...5
1.1 Понятие маркетинговой среды организации как совокупности внутренней и внешней среды и необходимость ее анализа………………..5
1.2 SWOT-анализ как инструмент комплексного исследования внешней и внутренней среды……………………………………………………………..8
1.3 Методика SWOT-анализа ………………………………………………...9
2. SWOT-АНАЛИЗ КОМПАНИИ «ДОКТОР БОРМЕНТАЛЬ»…....……..26
2.1. Характеристика компании «Доктор Борменталь»………….................26
2.2 SWOT-анализ компании «Доктор Борменталь»……………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..…………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ИСУ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)
 

     Анализ  микросреды

     Анализ  микросреды проводится посредством  применения методики «Пять сил Портера».

     Модель  конкурентных сил Портера подразумевает  анализ рыночных сил, которые могут  влиять как позитивно, так и негативно  на предприятие. Анализ ведется по 5 факторам (таблица 10).

     Таблица 10 Анализ факторов макросреды для компании «Доктор Борменталь» (филиал г. Королев)

Фактор Количественная  оценка Критерий оценивания
Потенциальные новички 0 — давления не ощущается, вполне возможно собственное  давление (барьер входа на рынок  достаточно высок, особенно в условиях ограниченности кредитования, высокой стоимости недвижимости и нестабильной экономической ситуации);
Поставщики 0 — давления не ощущается, вполне возможно собственное  давление (налажены устойчивые взаимоотношения  с поставщиками);
Товары-заменители 1 — минимальное  и нерегулярное давление (возможен переход части клиентов в более  низкий ценовой сегмент);
Покупатели 2 — давление есть, следует отслеживать его динамику (потребители очень требовательны  как к качеству услуги, так и  ко всему процессу ее оказания);
Конкуренты 1 — специфика  и уникальность используемой методики обеспечивает компании низкую конкуренцию (узкоспециализированный рынок; но необходимо отслеживать появление новых  конкурентов, анализ их действий; выявление ключевых факторов успеха);
Сумма баллов 4 Выводы:

— нужны  спецпрограммы развития бизнеса;

— постоянный мониторинг потребностей потребителей и анализ действий конкурентов;

— маркетинговые  программы, переход к программам лояльности потребителей;

— использование  технических и дизайнерских инноваций;

— выявление  ключевых факторов успеха;

— отслеживание появления новых конкурентов.

 

     Анализ  внутренней среды  организации 

     Анализ  внутренней среды организации включен в методику SWOT-анализа. 

     SWOT-анализ  организации

     SWOT-анализ  компании «Доктор Борменталь» (филиал г. Королев) проводится относительно цели расширения бизнеса. В результате анализа внешней и внутренней среды были выявлены и проанализированы наиболее важные факторы, влияющие на развитие организации. Проведем их попарный анализ (таблица 11).

     Таблица 11 SWOT-анализ компании «Доктор Борменталь» (филиал г. Королев)

 
 
Возможности

1. Изменение  образа жизни и потребностей  в услугах компании, повышение  их популярности;

2.Совершенствование  правовой среды в коммерческой сфере.

Угрозы

1. Возможное  сокращение спроса в связи  с экономическим кризисом.

2. Повышение  налоговой нагрузки на фонд  оплаты труда;

Сильные стороны

1. Устойчивое  финансовое состояние;

2.Квалифицированные  кадры;

3.Современное  оборудование.

Агрессивная стратегия

«Сила»  для реализации «возможностей»

Консервативная  стратегия

«Сила»  для устранения «угроз»

Слабые  стороны

1. Малый  размер фирмы;

2. Узкоспециализированная  отрасль;

Конкурентная  стратегия 

Минимизация «слабостей» за счет выявления «возможностей»

Парадоксальная  стратегия 

Минимизация «слабостей» и предотвращение «угроз», если это возможно

 

     В данной ситуации предприятию необходимо придерживаться консервативной стратегии: использовать сильные стороны организации для нивелирования или смягчения угроз внешней среды.

     Основные  конкурентные мероприятия стратегии  могут быть следующими:

  • учет затрат и издержек;
  • постоянный мониторинг потребностей потребителей и анализ действий конкурентов;
  • маркетинговые программы, переход к программам лояльности потребителей;
  • использование технических и дизайнерских инноваций;
  • выявление ключевых факторов успеха;
  • развитие существующих услуг в направлении преимуществ перед конкурентами.

     Конечно, данную стратегию следует дополнить  мероприятиями граничных стратегий:

  • оценка возможностей наращивания доли рынка посредством расширения спектра услуг (агрессивная стратегия);
  • умеренная реклама и совершенствование качества услуг (конкурентная стратегия).
 
 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В процессе выполнения курсовой работы « Метод SWOT-анализа в исследовании систем управления», в соответствии с её целью, была собрана и систематизирована информация по теоретическому обоснованию и методике SWOT-анализа. На основе SWOT-анализа компании «Доктор Борменталь» было определено положение организации в маркетинговой среде, выявлены основные факторы, влияющие на деятельность фирмы, определено направление и степень их влияния.

     На  уровне макросреды основные факторы  лежат в экономико-политической сфере. Бизнес организации сильно зависит  от текущей экономической ситуации, уровня жизни населения, а также условий ведения бизнеса. В связи с этим в условиях экономического кризиса возможно сокращение спроса. С другой стороны, в связи с кризисом планируется изменение налоговой системы. Однако планы по увеличению налогообложения фонда оплаты труда могут отрицательно сказаться на прибыльности. Увеличение цен на энергоносители и повышение стоимости аренды помещений вносит существенные коррективы в структуру себестоимости услуг. Кроме того, возможности развития бизнеса ограничены высокой стоимостью кредитования.

     В результате анализа микросреды было выявлено, что организация находится  в секторе сильного действия рыночных сил. Особое давление оказывают:

  • потребители: они очень требовательны как к качеству услуги, так и ко всему процессу ее оказания;
  • конкуренты: узкоспециализированный рынок; но необходимо отслеживать появление новых конкурентов, анализ их действий; выявление ключевых факторов успеха;
  • товары-заменители: возможен переход части клиентов в более низкий ценовой сегмент.

     К сильным сторонам организации следует  отнести устойчивое финансовое состояние, квалифицированные кадры и современное  оборудование. К слабым — недостаточную  известность в городе и узкоспециализированность отрасли.

     Результаты SWOT-анализа показывают, что в текущей ситуации предприятию необходимо придерживаться консервативной стратегии: использовать сильные стороны организации для нивелирования или смягчения угроз внешней среды.

     Основные  конкурентные мероприятия стратегии  могут быть следующими:

  • учет затрат и издержек;
  • постоянный мониторинг потребностей потребителей и анализ действий конкурентов;
  • маркетинговые программы, переход к программам лояльности потребителей;
  • использование технических и дизайнерских инноваций;
  • выявление ключевых факторов успеха;
  • развитие существующих услуг;
  • оценка возможностей наращивания доли рынка посредством расширения спектра услуг (агрессивная стратегия);
  • умеренная реклама и совершенствование качества услуг (конкурентная стратегия).

     В заключение следует отметить, что  реализация схемы оценки маркетинговой среды компании позволяет определить вектор ее развития, так как она показывает приоритеты и способы достижения рыночных целей. Системный и комплексный анализ способствует выработке оптимальных решений как на уровнях гипотезы и планирования (посредством выявления ключевых потребностей), так и на уровне реализации и учета (так стратегия согласуется с внешними факторами и внутренними возможностями предприятия).

 

                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Альтшулер И. Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. / И. Г. Альтшулер. — М.: Вершина, 2009. — 232 с.;

2. Армстронг, Г. Введение в маркетинг. / Г. Армстронг, Ф. Котлер. — М.: Вильямс, 2008. — 824 с.;

3. Бейкер, М. Теория маркетинга. / М. Бейкер. — М.: Питер, 2008. — 464 с.;

4. Гайденко, Т. А. Маркетинговое управление. Принципы управленческих решений и российская практика. / Т. А. Гайдаенко. — М.: Эксмо, 2009. — 496 с.;

5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник. / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. — М.: Экономистъ, 2007. — 416 с.;

6. Итан, М. Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов. / М. Расиел Итан. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. —192 с.;

7. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. / Ф. Котлер. — М.: Питер, 2008. -813с.;

8. Маркетинг: Классика Harvard Business Review. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 174 с.;

9. Мескон, М. Основы менеджмента. / М. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2008. — 672 с.;

10. Портер, М. Конкуренция. / М. Портер. — М.: Вильямс, 2006. — 608 с.;

11. Соловьев, Б. А. Маркетинг: учебник для программы МВА. / Б. А. Соловьев. — М.: Инфра-М, 2008. — 379 с.;

12. Томпсон-мл., А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. / А. А. Томсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. — М.: Вильямс, 2008. — 928 с.;

13. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. / Р. А. Фатхутдинов. — М.: Дело, 2008. — 447 с.;

14. Фомин, Я. А. Диагностика кризисного состояния предприятия: учебное пособие для вузов. / Я. А. Фомин. — М.: Юнити-Дана, 2007. — 349 с.;

15. Ющук, Е. Конкурентная разведка. Маркетинг рисков и возможностей. / Е. Ющук. — М.: Вершина, 2006. — 238 с.

16. Беляев А.А. Системология организации.- М.:ИНФРА-М, 2007. – 184 с.

17. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.: Магистр, 2009. –288 с.

18. Менеджмент: Учебник/Под ред. Р.Л. Дафт – Спб.: Изд-во Питер, 2006.  19. Дэвид В. Кревенс. Стратегический маркетинг. – М.: ИД «Вильямс», 2007. – 752 с.

20. Теория  организации: Учебно-методическое  пособие/Под общ. ред. В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко.- 5-е изд. стер. – М: КНОРУС,2008. – 51 с.

21. Анализ  внешней и внутренней среды  предприятия: Учебник/Под ред.  А.М. Ильина. – М, 2004. – 139-164 с.

22. Стратегия  организации: Учебник/Под ред.  О.С. Виханского, А.И. Наумова. – М.: Стратегическое управление организацией,2003. – 204 с.

23. Основы  менеджмента: Учебно-методическое  пособие/Под общ. ред. Мэскон  М.Х., Альберт М., Жедоури Ф. –  М.: Дело,2005.- 704 с.

24. Стратегический  менеджмент: Учебно-методическое пособие/Под  общ. ред. Зайцев Л.Т., Соколова М.И. – М., 2005.- 215-247 с.

25. Менеджмент: Учебно-методическое пособие/Под  общ. ред. М.М. Максимцова, А.В.  Игнатьева – М. ЮНИТИ, 2006.

Информация о работе Метод SWOT-анализа в исследовании систем управления