Маркетинговые исследования в ОАО" Волковысский мясокомбинат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в осуществлении маркетингового исследования предприятия агропромышленного комплекса.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- сделать обзор литературы по теме «маркетинговые исследования»,
- дать краткую характеристику исследуемого предприятия,
- осуществить маркетинговые исследования предприятия: исследование сегментации рынка, продукции, системы реализации и продвижения товаров, ценовую политику предприятия.
- дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

Оглавление

Введение 3
1. Обзор литературы по теме «Маркетинговые исследования» 5
1.1. Сущность, содержание и классификация маркетингового исследования
5
1.2. Процесс маркетинговых исследований
11
2. Краткая характеристика предприятия 14
3. Маркетинговые исследования ОАО «Волковысский мясокомбинат» 22
3.1. Исследование сегментации рынка
22
3.2. Исследование продукции ОАО «Волковысский мясокомбинат»
26
3.3. Исследование системы реализации и продвижения товаров предприятия
29
3.4. Исследование ценовой политики предприятия
30
4. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии 32
Выводы и предложения 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования в ОАО Волковысский мясокомбинат.doc

— 240.00 Кб (Скачать)
 

      Таким образом, пельмени волковысские значительно  более конкурентоспособны на рынке, чем пельмени гродненские. В основном перевес наблюдается по таким  параметрам, как качество, вкусовые качества, репутация у потребителей и состав.

      Отделом маркетинга ОАО «Волковысский мясокомбинат» было также проведено исследование в г.Гродно предпочтений выбора покупателями той или иной марки пельменей. Выводы следующие.

      Основным  критерием выбора пельменей по-прежнему остается цена и вкусовые качества. Около 30% опрошенных именно эти два качества поставили на первое место:

  • приемлемая цена – 31%;
  • хорошие вкусовые качества – 28,8%.

      Хотя  и со значительным отрывом, но все-таки среди основных критериев оказались  варианты:

  • увидел/услышал рекламу – 12%;
  • удобная упаковка – 9%.

      Конкурентоспособность товаров является сложной категорией, состоящей из ряда элементов, важнейшим  из которых является их качество, поскольку  в  условиях рынка конкурентоспособность  товаров на 70-80% зависит от него. Вся  продукция, производимая на ОАО «Волковысский мясокомбинат», выпускается в соответствии с утвержденной нормативной документацией. Фонд нормативной документации, находящейся в ведении комбината насчитывает более 500 нормативных документов и состоит из государственных стандартов РБ, межгосударственных стандартов, технических условий,  разработанных ОАО «Волковысский мясокомбинат» и технических условий других предприятий и организаций.

      На  ОАО «Волковысский мясокомбинат»  проводится работа по сертификации выпускаемой  продукции. на 42 наименования выпускаемой продукции получены сертификаты соответствия Национальной системы сертификации, из них только 18 наименований подлежат обязательной сертификации, на 24 наименования добровольно получены сертификаты для подтверждения уровня ее качества и конкурентоспособности, 13 видов продукции имеют Российские сертификаты.

      В 2003г. на предприятии были начаты работы по внедрению системы качества, соответствующей  требованиям СТБ ИСО 9001-2001. 

3.3. Исследование системы  реализации и продвижения  товаров предприятия 

      Для эффективной организации движения товаров на предприятии имеется  отдел сбыта, который осуществляет сбор заявок, составление графиков отгрузки, контроль оплаты за реализованную  продукцию. Всего на 2003г. на поставку продукции на рынок РБ заключены  договора с 680 торговыми предприятиями.

      Продуманная технологическая схема работы экспедиции, современное контрольно-весовое  оборудование и слаженная командная  работа персонала позволяет своевременно и четко проводить отгрузку товара торговым предприятиям. Продукция отпускается покупателям как со склада, так и с доставкой на место продажи. Для оперативного и бесперебойного обеспечения продукцией своих покупателей работа на складах готовой продукции организованна в 3-сменном режиме, в 2002-2003гг. закуплено 12 единиц автомобильной техники с холодильным оборудованием, до конца года планировалось приобретение еще 6 единиц.

      Около 10% выпускаемой продукции реализуется  через фирменную розничную сеть предприятия. Для удобства покупателей  в сентябре 2003г. открылось два  склада оптовой торговли в г.Волковыск и г.Минске. Всего сеть фирменных предприятий торговли насчитывает 7 магазинов – 5 в Гродненской области и 2 – в г.Минске.

      ОАО «Волковысский мясокомбинат» успешно  осуществляет свою деятельность как  на внутреннем рынке, так и на внешнем. Основные страны импортеры – Россия, Польша, Италия, Испания, Литва, Латвия и Германия.

      На  экспорт поставляются такие виды продукции, как кожевенное сырье, мясо и мясопродукты.

      Основным  внешнеторговым партнером ОАО «Волковысский  мясокомбинат» является Россия, на долю которой приходится 81,5% всех экспортных поставок. На экспорт поставляются следующие виды продукции:

  • говядина – 48,4%;
  • свинина – 27,9%;
  • шкуры КРС – 16,7%;
  • вырезка говяжья – 3,6%;
  • рубец говяжий – 1,6%;
  • язык говяжий – 1,1%;
  • жир говяжий – 0,4%;
  • трахея говяжья – 0,1%.

      С целью продвижения своих товаров  ОАО «Волковысский мясокомбинат»  ежегодно участвует в выставках-ярмарках. Так, например, участие в выставке-ярмарке  «Еврорегион Неман», на которой было заключено 10 контрактов на поставку готовой продукции предприятия, в том числе 2 контракта с представителями Республики Польша. 

3.4. Исследование ценовой   политики  предприятия 

      В настоящее время на рынке мяса и мясных продуктов действует  значительное количество предприятий, то есть рынок данных продуктов можно характеризовать как конкурентный по всем видам мясных изделий.

      ОАО «Волковысский мясокомбинат» относится  к крупнейшим предприятиям по переработке  и производству мяса и мясных продуктов. Например, на его долю приходится 11% производства сыро-копченой колбасы  в целом по республике..

      На  Гродненском рынке ОАО «Волковысский  мясокомбинат» также имеет конкурентов: «Гродненский мясокомбинат», колхоз «Обухово», «Каптевка» и др. Поэтому, для обеспечения  сбыта продукции предприятие  должно следить за ценами. В целом, можно сказать, отпускные цены на мясо и мясные изделия рознятся не сильно на различных предприятиях, в пределах 200-300 рублей, хотя даже это для некоторых конечных покупателей является сигналом для изменения поставщика продукции. Но, например, на некоторые виды колбас – более значительно – около 2 тыс. рублей (табл. 3.2.).

Таблица 3.2. Отпускные цены на варено-копченые колбасы высшего сорта в 2002г.

Наименование Гродно Волковыск
Московская  в/к в/с 9078 9783
Двинская  в/к в/с 9188 7227
Сервелат  в/к в/с 8958 7198

      При определении цены предприятие использует затратный метод ценообразования, когда к рассчитанной себестоимости 1 единицы продукции добавляются  заданный размер прибыли, косвенные  налоги и отчисления.

      Следует заметить, что данный метод является достаточно популярным не только в нашей стране, но и за рубежом. Это объясняется следующим:

  • предприятие лучше осведомлено о своих затратах, чем о потребительском спросе;
  • данный метод является наиболее справедливым по отношению как к покупателю, так и к продавцу.

      Ценовую политику ОАО «Волковысский мясокомбинат»  можно характеризовать как смешанную, так как предприятие ставит перед  собой цели покрыть издержки, учитывать  спрос покупателей и конкуренцию  с стороны отечественных и  зарубежных производителей.

      При осуществлении взаимоотношений  с иностранными партнерами цена контракта  устанавливается в зависимости  от базисных условий поставки. Например,  цена бокового шпика на условиях EXW-Польша составляет 0,68 долл., а на условиях FCA-Польша – 0,79 долл. 
 
 
 

4. Предложения по  совершенствованию  маркетинговой деятельности  на предприятии 

      В целом по опросам населения продукция  Волковысского мясокомбината пользуется спросом, причем даже большим, чем на продукцию Гродненского мясокомбината  при тех же ценах. Продукцию ОАО «Волковысский мясокомбинат» отличает высокое качество при умеренной цене, отличный вкус.

      Однако, поскольку предприятие желает выйти  и на новые зарубежные рынки, в  том числе и на рынок Западной Европы, на предприятии необходим  переход на международные стандарты производства. Здесь можно предложить внедрить систему менеджмента качества, соответствующей требованиям СТБ ИСО 9001-2001.

      Для увеличения объемов продаж можно  предложить проведение маркетинговых  исследований предпочтений потребителей с целью выявления причин недостаточной продажи продукции. Так, например, в результате исследований Гродненским мясокомбинатом было выявлено, что покупатели реже приобретают  колбасы в фиброусной упаковке, меньшим спросом пользуются колбасы диаметром 45 мм по сравнению с колбасами диаметром 40мм и т.д.

      Несмотря  на то, что продукция АО «Волковысский  мясокомбинат» не нуждается в  рекламе в г.Гродно, рекламные  мероприятия следует проводить, поскольку они стимулируют потребителей на покупку того или иного товара. Кроме того, использование рекламных проспектов, листовок позволяет потребителям узнать о новинках мясокомбината.

      Наиболее  привлекательным продуктом ОАО  «Волковысский мясокомбинат» на рынке Гродненской области является рынок пельменей. Здесь присутствует незначительное количество местных конкурентов по производству данного вида продукции: ОАО «Гродненский мясокомбинат», Гродненское ПО «Химволокно». Хотя на данном рынке присутствует достаточно большое количество российских производителей, они не служат мощным препятствием, поскольку на их продукцию установлены достаточно высокие цены.

      Пельмени  ОАО «Волковысский мясокомбинат»  более конкурентоспособны по сравнению  с пельменями ОАО «Гродненский мясокомбинат»  и примерно одинаковы с пельменями ПО «Химволокно» по качеству и вкусовым качествам, и превосходят по упаковке.

      Для дальнейшего развития и приобретения большего количества потребителей, уверенных  в качестве товаров, на мой взгляд, предприятию следует предпринять  следующие шаги:

  • предложить покупателям новые виды пельменей с различными начинками (с укропом, чесноком  и т.д.), а также  по оригинальным рецептурам, разработанным технологами предприятия (с мясом и овощами, с мясом индейки, курицы и т.д.);
  • использование упаковок различных по весу, а не только по 500гр., а и 750гр. и 1кг – для семей с большим количеством людей.
 
 

Выводы  и предложения 

      По  итогам анализа автором работы сделаны  следующие выводы.

      Маркетинговые исследования являются одним из важнейших  аспектов маркетинга, поскольку дают предприятиям ценную информацию, которая направляет всю маркетинговую деятельность.

      Маркетинговое исследование – это систематический  и объективный поиск, сбор, анализ и распространение информации, которые  предпринимаются для совершенствования  принятия решений, относящихся  к идентификации и решению проблем маркетинга.

      Таким образом, существуют два основных вида маркетинговых исследований: исследования,  направленные на   выявление проблем  и исследования, направленные на решение  проблем.

      Процесс маркетинговых исследований состоит из шести шагов: постановка задачи, разработка подхода к задаче, разработка проекта исследования, проведение полевого исследования или сбор данных, подготовка и анализ данных, подготовка и предоставление отчета.

      Объектом  маркетинговых исследований является Открытое акционерное общество «Волковысский мясокомбинат». Основными целями ОАО «Волковысский мясокомбинат» являются увеличение объема продаж и соответственно увеличение прибыли, выход на новые рынки сбыта. Для реализации данных целей предприятие использует стратегии пенетрации и развития рынка.

      На  предприятии имеется отдел маркетинга, основными задачами которого являются разработка маркетинговой политики, выявление проблем и разработка способов их решения, исследование сетей  сбыта и систем снабжения, организация рекламы и стимулирования сбыта и т.д.

      Качественное  и количественное исследование потребительского рынка показало, что потребители  очень хорошо относятся к предприятию. Марка компании находится в состоянии  нереализованного потенциала, поскольку отсутствует четкое позиционирование на рынке. Наиболее благоприятные перспективы имеет г.Гродно и г. Волковысск.

Информация о работе Маркетинговые исследования в ОАО" Волковысский мясокомбинат"