Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:45, курсовая работа
Цель работы состоит в осуществлении маркетингового исследования предприятия агропромышленного комплекса.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- сделать обзор литературы по теме «маркетинговые исследования»,
- дать краткую характеристику исследуемого предприятия,
- осуществить маркетинговые исследования предприятия: исследование сегментации рынка, продукции, системы реализации и продвижения товаров, ценовую политику предприятия.
- дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Введение 3
1. Обзор литературы по теме «Маркетинговые исследования» 5
1.1. Сущность, содержание и классификация маркетингового исследования
5
1.2. Процесс маркетинговых исследований
11
2. Краткая характеристика предприятия 14
3. Маркетинговые исследования ОАО «Волковысский мясокомбинат» 22
3.1. Исследование сегментации рынка
22
3.2. Исследование продукции ОАО «Волковысский мясокомбинат»
26
3.3. Исследование системы реализации и продвижения товаров предприятия
29
3.4. Исследование ценовой политики предприятия
30
4. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии 32
Выводы и предложения 34
Список использованной литературы 36
Таблица 2.6. Информация по внешнеэкономической деятельности ОАО «Волковысский мясокомбинат», тыс. долл.
2002г. | 2003г. | Темп роста, % | |
Экспорт | 2826,3 | 4021 | 142,3 |
Импорт | 910,2 | 2567 | 282 |
Сальдо | +1916,2 | +1454 | - |
Таким
образом, на предприятии наблюдается
значительный темп роста импорта
по сравнению с экспортом. Нельзя
сказать, что закупается больше импортного
сырья, чем реализуется на внешний
рынок готовой продукции. Такой
темп роста импорта связан с закупками
иностранного оборудования для изготовления
более высококачественных изделий.
3.
Маркетинговые исследования
ОАО «Волковысский
мясокомбинат»
3.1.
Исследование сегментации
рынка
Сегментация рынка - основной метод маркетинга, с помощью которого предприятие делит его с учётом результатов анализа по определенным признакам на некоторые сегменты потребителей. Она осуществляется для последующего выделения целевых сегментов, требующих разного подхода в стратегии разработки новых видов продукции, организации товародвижения, рекламы и стимулирования сбыта.
Стратегия сегментации рынка позволяет предприятию, учитывая свои сильные и слабые стороны при выборе методов маркетинга, выбрать те из них, которые обеспечат концентрацию ресурсов именно в тех сферах деятельности, где предприятие имеет максимальные преимущества или, по крайней мере, минимальные недостатки. При выделении сегментов и выборе целевого из них следует всегда учитывать масштаб рынка и складывающиеся тенденции на нём.
Сегментирование рынков — это деятельность, основанная на проведении исследований и состоящая из нескольких этапов. Приводимая ниже последовательность этапов применяется всегда, независимо от того, какой конкретный метод положен в основу сегментирования — простой демографический принцип или сложный, многофакторный подход [25, c.22].
1. Качественное исследование. Проведение маркетинговых исследований нацелено на поиск потребительских мотиваций, выяснение отношения потребителей к товару (услуге) и понимание потребительского поведения. Типичными методами исследования, применяемыми на этом этапе, являются интервьюирование фокус-групп или анкетирование потребителей. Одновременно исследователь может выявить точку зрения потребителей на товары конкурентов.
2. Количественное исследование. В результате количественного исследования определяются важные количественные соотношения и значения параметров, описывающих рынок. Данные собираются или с помощью рассылаемых по почте анкет, или при проведении личных интервью, для проведения анализа должно исследоваться достаточное количество потребителей. Объем выборки зависит от требуемого уровня точности, от ограничений статистических методов, которые предполагается применять, а также от того, какая информация для каждого сегмента будет расцениваться как необходимая и достаточная.
3. Анализ. Характер данных, которые необходимо собрать, зависит от того, какие конкретные методы анализа предполагаются.
Рынок потребителей продукции ОАО «Волковысский мясокомбинат» представлен тремя сегментами: физические лица с высоким, средним и низким уровнем дохода.
Были проведены качественное и количественное исследование потребителей.
Качественное исследование имело следующие цели:
- Изучить эмоциональное и рациональное отношение потребителей к предприятию с точки зрения привлекательности и соответствия потребностям респондентов.
-
Определить критерии
Задачи исследования:
♦
Изучить спонтанную реакцию на марку
ОАО «Волковысский
♦
Изучить имидж ОАО «
В исследовании был использован качественный метод фокус-групп, основанный на работе с небольшим числом отдельных лиц, через опыт и ощущения которых предлагает ценное понимание поведения и мотиваций потребителей в их повседневной жизни. Качественное исследование используется для выявления проблем и определений гипотез, которые в дальнейшем изучаются с помощью количественного исследования.
Метод
- Групповые дискуссии
Число участников: 7-9 в каждой группе
Количество групп: 4 (18 — 55 лет; муж./жен.)
Целевая
аудитория: Потребители продукции
ОАО «Волковысский
Главные выводы качественного исследования состоят в следующем:
♦
Название ОАО «Волковысский
♦ Название вызывает ассоциации с мясными изделиями и полуфабрикатами.
♦ Название содержит указание на вид деятельности и государственную принадлежность компании.
♦ Производимая продукция предприятия хорошо известна.
♦ Самая потребляемая продукция ассоциируется с пельменями, колбасой и копченостями.
♦ Предприятие не имеет яркой индивидуальности. Рекламные акции не запомнились.
♦
Респонденты позиционируют
♦ Респонденты выделили следующие критерии для определения ценности предприятия по продукции: доступные цены, качественные продукты, предоставление широкого ассортимента продукции, известность.
♦
Имидж ОАО «Волковысский
Персонификация: ассоциации с немолодым человеком, старательным и исполнительным, у которого в настоящее время лучшие годы жизни.
Было проведено количественное исследование отношения состояния торговой марки ОАО «Волковысский мясокомбинат». Цель данного исследования: охарактеризовать состояние марки предприятия по параметрам:
- Уровень развития марки
-Сильные и слабые стороны марки
Метод исследования: анкетирование
Место проведения: Гродненская область.
Метод формирования выборки: случайная
Объем выборки: 3201 человек.
Исходя из полученной информации, можно было сделать следующие выводы:
♦ Общее отношение к компании благоприятное.
♦
Уровень спонтанного
Рис. 3.1. Спонтанное вспоминание (без подсказок) названия организаций
♦
Марка ОАО «Волковысский
♦
Сильными сторонами марки ОАО
«Волковысский мясокомбинат»
3.2.
Исследование продукции
ОАО «Волковысский
мясокомбинат»
Как было уже выше указано ОАО «Волковысский мясокомбинат» производит мясную продукцию: мясо говядины, свинины, конины и субпродукты; полуфабрикаты и колбасные изделия.
Несмотря на то, что мясо остается важнейшим продуктом питания, обеспечивающим людей необходимым белком, в настоящее время пельмени, колбасы и замороженные фабрикаты становятся все более и более популярны. Это не удивительно, такие продукты питания удобны, быстры в приготовлении и, кроме всего прочего, очень вкусны и питательны.
Рассмотрим данный пункт на примере пельменей. Маркетинговые исследования пельменей были проведены методом структурированного опроса, то есть применялись стандартные перечни вопросов, которые задавались всем опрашиваемым без изменений.
Согласно опросам, пельмени, изготовленные Волковысским мясокомбинатом, предпочитают значительное количество потребителей г.Гродно. В силу своей универсальности в потреблении, возможности быстрого приготовления они обладают уникальными потребительскими свойствами и пользуются устойчивым спросом.
Потребители гродненского рынка предпочитают волковысские пельмени по следующим причинам:
Для удовлетворения вкусовых потребностей различных покупателей на предприятии выпускается несколько видов пельменей: «Сочные», «Сытные», «Северные», «Оригинальные».
ОАО
«Волковысский мясокомбинат»
На основе опроса был проведен
сравнительный анализ
Таблица 3.1. Сравнительный анализ конкурентоспособности пельменей.
Параметры сравнения | Коэффициент относительной значимости | Пельмени ОАО «Волковысский мясокомбинат» | Пельмени ОАО «Гродненский мясокомбинат» | ||
Оценка | Итоговая оценка | Оценка | Итоговая оценка | ||
1 | 2 | 3 | 4=2*3 | 5 | 6=2*5 |
Цена | 35 | 10 | 350 | 10 | 350 |
Качество | 20 | 10 | 200 | 7 | 140 |
Состав | 5 | 9 | 45 | 7 | 35 |
Упаковка | 5 | 9 | 45 | 9 | 45 |
Репутация у потребителей | 15 | 10 | 150 | 6 | 90 |
Вкусовые качества | 20 | 10 | 200 | 7 | 140 |
Итого | 100 | 57 | 990 | 49 | 800 |
Информация о работе Маркетинговые исследования в ОАО" Волковысский мясокомбинат"