Маркетинговые исследования ОАО «Осташковское АТП»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является освоение и закрепление знаний по составляющим маркетинга (маркетинговой деятельности) на предприятии, изучение основ маркетинговых исследований для выбранной организации при учете специфики ее деятельности.
В качестве исходных данных в работе я выбрала фирму ОАО "Осташковское АТП" деятельность, которой основана на перевозке пассажиров в пригородом и междугороднем сообщении.

Оглавление

Введение 3
1.Исследование деятельности предприятия 6
2. Исследование внешней среды предприятия 11
2.1 Изучение рынка 11
2.1.1 Характеристики спроса 12
2.1.2 Основы сегментирования рынка 13
2.1.3 Отбор целевых сегментов (расчет по КОС) 16
2.2 Оценка посредников и системы товародвижения 19
2.3 Исследование конкурентов 20
3. Исследование товаров и услуг 22
3.1. Виды товаров и услуг (ассортимент, номенклатура; оценка по методу АВС и по методике совместных покупок) 22
3.1.1. Оценка по методу АВС. 22
3.1.2. Метод совместных покупок 24
3.2. Жизненный цикл товара или услуги 26
3.3. Аспекты и конкурентоспособность товаров и услуг (расчет интегрального показателя конкурентоспособности) 27
4. Ценовая политика АТП 30
5. ФОССТИС 32
5.1 Формирование спроса 32
5.1.1 Планирование рекламной компании 32
5.1.2. Обоснование выбора средств рекламы и её осуществление 34
5.2 Стимулирование сбыта 35
5.2.1 Выбор средств стимулирования сбыта 36
5.2.2. Разработка программы стимулирования сбыта 37
6. Планирование бюджета маркетинговых исследований 38
7.Выводы по организации комплекса маркетинга 40
Заключение 41
Библиографический список 42

Файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ№1.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования 

 

«Тверской государственный  технический университет»

________________________________________________________________

Кафедра «Автомобильный транспорт»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе

по дисциплине:

«Маркетинг»

на тему:

«Маркетинговые исследования ОАО «Осташковское АТП»»

 

 

 

 

 

Автор работы                                                            студент О.В. Нечаева

Специальность                                                                            190701 – ОПУТ

Обозначение работы                                                              КР – ОПУТ – 0909

Руководитель работы                                          доцент, к.т.н.     Б.А. Федоров

Работа защищена          ____________      __________       ________________

                                            (Оценка)                 (Дата)                    (Подпись)

 

 

 

 

 

Тверь, 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В сегодняшнем сложном  мире все мы должны разбираться в  маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нём действует, как он функционирует, каковы его запросы.

Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких как коммивояжёры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, управляющие по новым и марочным товарам. Им нужно знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался доступным и хорошо представленным; как рекламировать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.

Следует также помнить, что маркетинг предполагает в  первую очередь получение максимальной прибыли не за счёт наращивания объёмов производства при максимальном использовании мощностей предприятия, а получение этого максимума за счёт удовлетворения спроса на рынке.

В современном понимании  маркетинг «представляет собой  процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение  и реализацию идей, товаров и услуг  посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций». В этот процесс входит комплексный анализ рынка и определение спроса потребителей, изучение конкурентов и сбалансированности спроса и предложения, прогнозирование и планирование предстоящих объемов производства и реализации товаров и услуг.

Главное в концепции  современного маркетинга – ориентация на потребителя и конечный результат. Это означает, что производители должны изучать, прежде всего, потребности рынка, а затем уже свои мощности, а не наоборот. Т.е. необходимо «производить то, что можно продать, а не продавать то, что можешь производить». Эта кажущаяся очевидной истина далеко не всегда является истиной для некоторых производителей. Конечным результатом в коммерческом маркетинге является нормальная прибыль предприятия. При этом главное – не промежуточные результаты (например, рост затрат на повышение качества продукции), а конечные (рост объемов продаж и прибыль предприятия). Рынок следует рассматривать как средство (а не цель), способствующее получению прибыли. Причем конкурентная среда объективно должна вести к снижению цен и повышению качества и эффективности товаров и услуг. Обеспечить это можно умелой организацией производства, оптимальным планированием его потенциала, соблюдением необходимого режима экономии и наилучшим удовлетворением требований и запросов потребителей. В конечном счете, философия маркетинга – это улучшение качества жизни.

Очевидно, что общие  принципы и функции маркетинга вполне могут быть использованы и на транспорте. Однако конкретное его использование требует учета специфики каждого вида транспорта (а не только транспорта вообще), особенностей технологических процессов и условий реализации (потребления) основной продукции – транспортных услуг. Так, комплексы маркетинговых мероприятий автотранспортного предприятия при их общей направленности должны существенно различаться методами реализации, емкостью рынка и условиями организации производственной деятельности.

Маркетинг на транспорте обычно называют транспортным маркетингом, отмечая не столько сферу его применения, сколько особенности, отличающие его от маркетинга других видов услуг и маркетинга промышленных и потребительских товаров. Эти отличия определяются особенностями «производства и реализации» транспортной услуги (перевозки) и транспортного рынка вообще. 

Курсовая работа посвящена проведению маркетинговых исследований деятельности АТП для всех составляющих компонентов маркетинга.

Целью курсовой работы является освоение и закрепление знаний по составляющим маркетинга (маркетинговой  деятельности) на предприятии, изучение основ маркетинговых исследований для выбранной организации при учете специфики ее деятельности.

В качестве исходных данных в работе я выбрала фирму                              ОАО "Осташковское АТП" деятельность, которой основана на перевозке пассажиров в пригородом и междугороднем сообщении.

 

1.ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДППРИРЯТИЯ

 

Необходимым условием для  организации пассажирских автобусных  и грузовых автомобильных перевозок является информация о пассажиропотоке, пассажировместимости автобуса для пассажирских перевозок и об объеме груза на входе и выходе, грузоподъемности автомобилей, объема и размеров кузова, удельного веса перевозимого груза, расстояния на которые необходимо перевозить грузы и пассажиров, холостых и порожних пробегах, особенностей погрузо-разгрузочных работ для грузовых перевозок. Динамических и других параметров подвижного состава, состояния дорожного покрытия, условия и состав движения на городских дорогах и улицах по которым предполагается движения транспорта фирмы, психологических и профессиональных качеств водителей, тарифе на перевозку и других показателей.

Предприятие ОАО «Осташковское АТП» перевозит пассажиров в пригородном и междугороднем сообщении. На первом этапе организации перевозок строится агрегативная модель транспортной сети города Твери и Тверской области, где указывается расположение самой фирмы, клиентов, а также кратчайшие расстояния между этими точками, которые определяются методом "метлы". На втором этапе строится первоначальная  схема  грузопотоков,  которая  впоследствии оптимизируется, например, методом "Моди". Т.е. составляется экономико-математическая модель, в результате решения которой рассчитывается минимальная транспортная работа, а значит, экономятся денежные средства фирмы. Третий этап – расчет необходимого количества автомобилей и автобусов на каждом маршруте.

Организационная структура фирмы

Во главе фирмы ОАО «Осташковское АТП» стоит директор, на которого возложено множество функций, в том числе: исследование рынка, качества продукции, каналов сбыта, его стимулирование и реклама. В обязанности директора также входит составление маркетингового бюджета и его исполнения, маркетинговые планы и программы. Всю работу по организации пассажирских перевозок выполняют отделы перевозок.

Экономический отдел  занимается экономикой и планированием, вычисляет расходы и прибыль, а также начисляет заработную плату. Отдел перевозок занимается планированием маршрутов, оценкой загрузки автомобильных дорог.

В отделе  маркетинга осуществляют следующие функции: исследование рынка, качества услуг, каналов сбыта, стимулирование потребления услуг; разработка эффективной  рекламы, маркетинговых планов и программ, а также составление маркетингового бюджета и его исполнение.

Организационная структура предприятия построена на основе штатного расписания в соответствии с целями и задачами общества с выделением основных функциональных подразделений: отдел кадров, отдел эксплуатации, транспортный отдел, финансово-расчетный отдел и отдел материально-технического снабжения (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие ОАО «Осташковское АТП» находится на конкурентном рынке, следовательно, чтобы добиться рыночного успеха в бизнесе, необходимо организовать высококачественный сервис. К основным задачам системы сервиса можно отнести:

1. Деловые беседы с  клиентами, на которые возлагаются  такие вопросы, как обсуждение  потребностей покупателя и услуг  нашей фирмы. При этом мы  указываем имеющийся ассортимент, условия поставки и цену.

2. Сбор и систематизация  информации о том, как ведут сервисную работу наши конкуренты, какие новшества сервиса они предлагают клиентам;

3. На пассажирских  перевозках служба эксплуатации  должна вести регулярный контроль  за выполнением расписаний движения  автобусов по маршрутам, анализировать  причины отклонений и устранять их;

4. Информировать пассажиров  об изменениях в расписании  заблаговременно. 

На основе анализа  организационной структуры АТП  проведем исследование  маркетинговой  ориентации предприятия:

                                

Таблица 1

Определение ориентации деятельности АТП

Объект

Деятельность предприятия

Маркетинговый подход

Традиционный подход

Рынок

Постоянно изучается  и прогнозируется его развитие на основе анализа факторов внешней  среды

Воспринимается таким  как есть

Клиентура

Активный поиск новых клиентов с использованием инструментов маркетинга. Поддержка имеющейся клиентуры

Формируется спонтанно

Конкуренты

Активно и плавно изучаются, на основе чего прогнозируется их дальнейшее поведение

Не представляют особого  интереса, за исключением цен на товары

Сбытовые сети

Формируются эффективные маркетинговые  сбытовые сети, согласованные с выбранной  стратегией развития. Систематический  поиск и реализация адекватных мотивационных  механизмов

Сбыт через центральный офис и штатную службу сбыта

Продолжение табл. 1

Формы оплаты заказов  клиентурой

В соответствии с ценовой  политикой в рамках выбранной  стратегии развития

Твердые цены, часто полные предоплаты и бартер

Сотрудничество со службами снабжения и финансовой

На постоянной основе. Совместный поиск наиболее эффективных решений на рынке. Гибкое варьирование дебиторской и кредиторской задолженности

Эпизодическое. Службы стараются  «не лезть в дела друг друга»

Оплата труда сотрудников, связанных со сбытом

Сильно привязана к  реальным объемам сбыта, показателям сохранения и расширения клиентуры. Прозрачный мотивационный механизм

Твердые оклады и небольшие  премии

Статус подразделений  маркетинга и сбыта

Маркетинг и сбыт фигурируют как ведущии подразделения предприятия. Директор по маркетингу (сбыту) – второе лицо в руководстве

Маркетинг и сбыт имеют  статус ординарной (равной среди прочих) службы. Начальник отдела сбыта –  на уровне других руководителей отделов

Взаимодействие производства и сбыта

Активное прогнозирование  объемов производства с учетом анализа сбыта.

Совершенствование товара идет с учетом требований сбытовых сетей

Позиция производства: «Наша  задача – произвести товар с наименьшими  издержками и с заданным уровнем  качества, ваша задача (сбыта) – продать  его». Сбыт заказывает производство под заключенные договора, когда обнаруживает, что запасы на складе исчерпываются


 

 

Таблица 2

Соответствие балов  и степени маркетинговой ориентации

Сумма баллов

Степень маркетинговой  ориентации

Менее 15

Фирма в большей степени  работает по «традиционной» схеме

15-35

Фирма, применяющая маркетинговый  подход

Более 35

Полностью маркетинговая  фирма 


 

 

Таблица 3

Оценка характеристик  подходов ОАО «Осташковское АТП»

Объект

Деятельность предприятия

Оценка

Рынок

Постоянно изучается и прогнозируется его развитие на основе анализа факторов внешней среды

2

Клиентура

Формируется спонтанно

Поддержка имеющейся клиентуры

2

Конкуренты

Активно и плавно изучаются, на основе чего прогнозируется их дальнейшее поведение

1

Сбытовые сети

Сбыт через строительные комбинаты  и штатную службу сбыта

2

Продолжение табл.3

Формы оплаты заказов клиентурой

В соответствии с ценовой политикой в рамках выбранной стратегии развития

4

Сотрудничество со службой снабжения и финансовой

На постоянной основе. Совместный поиск наиболее эффективных решений на рынке. Гибкое варьирование дебиторской и кредиторской задолженности

3

Оплата труда сотрудников, связанных со сбытом

Твердые оклады с доплатой привязанной к реальным объемам услуг.

0

Статус подразделений маркетинга и сбыта

Специализированные подразделения отсутствуют.

0

Взаимоотношение производства и сбыта

Позиция: "Наша задача — оказать  услугу с наименьшими издержками и с заданным уровнем качества ".

2

ИТОГО

-

16

Информация о работе Маркетинговые исследования ОАО «Осташковское АТП»