Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является анализ процесса маркетингового исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы "Алма-Тур", осуществляющая деятельность по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта, как въездного, так и выездного туризма, с постоянным учетом состояния рынка и основываясь на точном знании нужд и потребностей потенциальных потребителей туристского продукта, их оценке и учете возможных изменений в будущем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА …………………………………………………………………..6
1.1. Общая характеристика потребителей туристского продукта………………………………..6
1.2. Цели и задачи маркетинговых исследований потребителей
туристского продукта………………………………………………………………………...18
1.3. Методы маркетинговых исследований потребителей
туристского продукта………………………………………………………………………...26
2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
НА ПРИМЕРЕ ТУРФИРМЫ "АЛМА-ТУР"…………………………………………………33
2.1. Краткий обзор туристского рынка г.Санкт-Петербург… …………………… ……...33
2.2. Характеристика предприятия "Алма-Тур"…………………………………………………40
2.3. Анализ маркетинговых исследований потребителей
туристского продукта для предприятия "Алма-Тур"……………………………………..55
2.4. Мероприятия по совершенствованию туристических
услуг потребителям туристского продукта…………………………………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

Маркетинг иссле туркомпании.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

 

      Как видно из таблицы  наибольший интерес для туристических фирм составляют покупатели в возрасте 26 - 40 лет, которые заявляют интерес на 6 - 8 видов отдыха из 12, приведенных в таблице.

      В результате опроса потребителей туристского продукта, получены сведения о намерениях посетить ту или иную страну в зависимости от пола и семейного положения туристов приведены в таблицах 2.18. и 2.19.

                                                                                                                                      


Таблица 2.18.

 

Предпочтения стран выезда в зависимости от пола туристов

 

Страна

Соотношение

(муж./жен.)

Образ

 

Великобритания

1:6

Подавляюще женственный

Греция

1:3

Женственный

Италия, Франция, Турция

1:2

Преимущественно женственный

Испания, Канары, Кипр, СНГ

1:1

Нейтральный

Германия, Израиль

2:1

Преимущественно

Мужской

 

      Данные таблицы 2.18 несомненно интересны для дальнейшего использования при проведении рекламных компаний.

                                                                                                                                     Таблица 2.19.

Предпочтения стран выезда

в зависимости от семейного положения туристов

 

Страна

Предпочтения

Великобритания

Преимущественный интерес у состоящих в браке (семейный отдых)

Германия

Равный интерес у семейных пар и холостых людей

Испания (Канарские острова), Италия, Кипр, Франция, СНГ

Страны, интересные для семейных пар, людей ранее состоявших в браке и холостых (соотношение 3:2:1)

Турция

Смешанный интерес. Единственная страна, интересная вдовам и вдовцам

Греция

Интерес у людей, ранее состоявших в браке - 46%, семейных пар - 36%, холостых людей - 18%.

 

      Во внешней среде постоянно протека­ют динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и появляется нечто новое. Одна часть этих про­цессов открывает благоприятные возможности для фир­мы. Другая, наоборот, создает для нее дополнительные трудности и ограничения. Для успешной маркетинговой деятельности фирме необходимо уметь прогнозировать как возможные трудности в будущем, так и появляющие­ся новые возможности. Поэтому маркетинг, исследуя вне­шнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе. Например, хорошие перспективы оказания широкого ком­плекса туристских услуг могут стать нереальными при от­сутствии необходимых финансовых средств. Именно поэто­му сильные и слабые стороны внутренней среды предпри­ятия в такой же мере, как угрозы и возможности, изучают­ся в процессе ситуационного анализа.

 

 

 

Рассмотрим схему определения конкурентных преимуществ на рис.2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.2. Определение конкурентных преимуществ

 

       Как видим, ситуационный анализ основывается на результатах мар­кетинговых исследований. Их проведением до­стигается выявление рыночных возможностей предприятия.

      Ситуационный анализ главным образом направлен на выявление:

      • возможностей и угроз, которые могут возникнуть во внешней маркетинговой среде;

      • сильных и слабых сторон, которые определяются со­стоянием внутренней маркетинговой среды предприятия. После того, как конкретный список возможностей и угроз, сильных и слабых сторон составлен, необходимо уста­новить взаимосвязь между ними. Это позволит выделить мар­кетинговые возможности туристской фирмы.

      Маркетинговые возможности туристского предприятия используются как привлекательные направления маркетинговых уси­лий предприятия, посредством которых предприятие может добиться конку­рентных преимуществ.[30] Это:

-       Конкурентные преимущества - материальные и нематериальные активы, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для туристского предприя­тия и позволяют ему побеждать в конкурентной борьбе.

-       Материальные (осязаемые) активы - это физические и финансовые ресурсы предприятия (основные фонды, де­нежные средства и т. д.).

-       Нематериальные (неосязаемые) активы - это, как пра­вило, качественные характеристики предприятия  - такие, как престиж, имидж предприятия, квалификация персо­нала и т. д.

      Для определения конкурентных преимуществ доволь­но широко применяется метод SWOT (аббревиатура со­ставлена из первых букв английских слов Strengt, Weaknesses, Орроrtunies, Тheats - сила, слабость, возмож­ности, угрозы). Метод предусматривает использование матрицы, которая имеет следующий вид (таблица 2.20.).

      Слева выделяются два раздела (сильные стороны, сла­бые стороны), в которые соответственно вносятся все вы­явленные на первом этапе анализа сильные и слабые сто­роны предприятия. В верхней части матрицы также выде­ляется два раздела (возможности и угрозы), в которые вно­сятся все выявленные возможности и угрозы.                          

                                                                                                                                  Таблица 2.20.

Матрица SWOT

 

Возможности

1.

2.

3.

Угрозы

1.

2.

3.

Сильные стороны

1.

2.

3.

 

Поле

«Сила и возможности»

 

Поле

« Сила и угрозы»

Слабые стороны

1.

2.

3.

 

Поле

« Слабость и возможности»

 

Поле

«Слабость и успехи»

 

 

        На пересечении разделов образуется четыре поля: поле "СИВ" (сила и возможности); поле "СИУ" (сила и угро­зы);  поле "СЛВ" (слабость и возможности); поле "СЛУ" (слабость и угрозы). На каждом из данных полей маркетологи  рассматривают все необходимые   парные комбинации и выделяют те, которые должны быть учтены в первую очередь.

       Наиболее благоприятные маркетинговые возможнос­ти открывает поле "СИВ", которое позволяет использовать сильные стороны предприятия для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Поле "СЛВ" позволяет за счет появившихся возмож­ностей попытаться преодолеть имеющиеся у предприятия слабости. Возможность использования сил предприятия для устранения угроз предполагает поле "СИУ". И, нако­нец, чрезвычайно непривлекательно и даже опасно поле "СЛУ", для которого характерны слабость позиций пред­приятия  надвигающиеся угрозы. [31]

              Конкурентными преимуществами ООО "Алма-Тур" в сфере туристических услуг являются:

     - известное имя;

     - высокое качество оказываемых услуг;

     - индивидуальный контакт с клиентами;

    - ориентация на потребителя, его запросы и поже­лания;

     - устойчивая клиентура;

    - действенная реклама;

    - благоприятные условия для продажи услуг;

    - квалификация персонала, грамотный менеджмент;

    - опыт работы и т. д.

      Одна из основных целей маркетинга  в ООО "Алма-Тур" - установление максимально возможной планомерности и пропорциональ­ности в деятельности туристского предприятия. Главная задача состоит в том, чтобы уменьшить степень неопреде­ленности и риска, а также обеспечить концентрацию ре­сурсов на выбранных приоритетных направлениях разви­тия.

      Для оценки своих сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам, в ООО "Алма-Тур" используется метод сегментации рынка по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию. Удобно эту информацию предоставить в виде следующей таблицы 2.21.

                                                                                                                                         Таблица 2.21.

 

Динамика сравнительных преимуществ туристических фирм

в реальном секторе туризма

 

Факторы конкуренто-способности

"АлмазТур"

"Интур-Тревэл

"Аврора-Тур"

"Нева"

1

Наружная реклама и информация

10

7

8

9

2

Интерьер офиса

8

8

6

6

3

Внешний вид менеджеров

10

8

7

7

4

Энтузиазм и отзывчивость

10

8

7

8

5

Профессионализм

7

10

10

10

6

Знание направлений

8

9

7

7

7

Предложение альтернатив

10

7

6

7

8

Предложение дополнительных услуг

10

10

6

8

9

Объяснения страхования, визовых требований

9

9

9

9

10

Предоставление каталогов

10

10

6

10

11

Предоставление калькуляции тура

10

7

4

10

12

Условия оплаты

5

5

5

5

13

Использование компьютера

10

10

9

7

14

Использование каталогов

10

10

8

10

15

Объяснение деталей туров

10

10

10

10

16

Соответствие запросу клиента

10

9

8

6

 

Общий бал:

147

145

116

129

Информация о работе Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта