Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:28, дипломная работа
Целью работы является анализ процесса маркетингового исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы "Алма-Тур", осуществляющая деятельность по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта, как въездного, так и выездного туризма, с постоянным учетом состояния рынка и основываясь на точном знании нужд и потребностей потенциальных потребителей туристского продукта, их оценке и учете возможных изменений в будущем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА …………………………………………………………………..6
1.1. Общая характеристика потребителей туристского продукта………………………………..6
1.2. Цели и задачи маркетинговых исследований потребителей
туристского продукта………………………………………………………………………...18
1.3. Методы маркетинговых исследований потребителей
туристского продукта………………………………………………………………………...26
2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
НА ПРИМЕРЕ ТУРФИРМЫ "АЛМА-ТУР"…………………………………………………33
2.1. Краткий обзор туристского рынка г.Санкт-Петербург… …………………… ……...33
2.2. Характеристика предприятия "Алма-Тур"…………………………………………………40
2.3. Анализ маркетинговых исследований потребителей
туристского продукта для предприятия "Алма-Тур"……………………………………..55
2.4. Мероприятия по совершенствованию туристических
услуг потребителям туристского продукта…………………………………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………70
Итого себестоимость тура
Примечание: Себестоимость каждого тура зависит от имиджа турфирмы, видов услуг, стоимости транспорта, класса отеля и прочих внешних и внутренних социально-политических факторов.
Необходимо отметить, что турфирма «Алма-Тур» политику цен на турпродукт разрабатывает как на длительный срок, так и приспосабливается к меняющимся условиям рынка, например в летний сезон в цену тура закладывается 50 прибыли от его себестоимости. Например, если себестоимость равна 675 долл., то стоимость тура составит:
450 + (450 * 50/ 100) = 675 долл.
Далее рассмотрим баланс турфирмы "Алма-Тур" за 2002 год (таблица 2.15.).
Б А Л А Н С
ООО "Алма-Тур" за 2002 год (тыс.руб)
ПРОДАЖА Эксклюзив-тур Авиабилеты Другие транспортные билеты Страховка Аренда автомобиля ВСЕГО ______________________________ ДОХОД Комиссионные Другие поступления ВСЕГО ______________________________ ЗАТРАТЫ Расходные чеки Коммуникации Реклама Энергия Администрация Ремонт и содержание Издержки размещения Амортизация ВСЕГО ______________________________ ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ |
Как видим чистая прибыль ООО "Алма-Тур" за 2002 год 20 млн. рублей. Однако ООО "Алма-Тур" планирует расширение рыночного сегмента туристических услуг и увеличение объема туристических услуг на международном рынке туризма. Для этих целей необходимо изыскание дополнительных материальных ресурсов и совершенствование технологии обслуживания потребителей туристского продукта.
Несколько слов об охране труда и технике безопасности в ООО "Алма-Тур".
Отправляясь в путешествие, потребители туристского продукта (туристы) сталки-ваются с целым рядом проблем, которые при стечении обстоятельств могут привести к неблагоприятным последствиям для его здоровья и имущества, сделать туристскую поездку невозможной или отрицательно повлиять на туристское впечатление.
Обстоятельства повышенной опасности
Турист постоянно находится под воздействием обстоятельств повышенной опасности и, в общем случае, пребывает в незнакомой среде, отличной от обычной среды его проживания. Он не знает в совершенстве обычаев, языка, традиций, типичных бытовых опасностей, не имеет иммунитета от болезней, распространенных в данной местности, не приспособлен к проживанию и интенсивным нагрузкам в высокогорных районах (так, столица Мексики - Мехико, крупный и интересный туристский центр, расположен на высоте 2000 м. выше уровня моря).
Необходимо отметить что в России разработан и действует ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание, который предусматривает порядок проектирования туристских услуг, включая рассмотрение всевозможных рисков, которые могут вызвать неблагоприятные последствия и нанести ущерб здоровью туриста и его имуществу.
При проектировании тура и туристских услуг менеджеры турфирмы "Алма-Тур" внимательно изучают всевозможные факторы риска и его источники, исследуют возможность и вероятность проявления данного источника на опасном для человеке уровне, подверженность человека воздействию источников опасности и, в конечном итоге, предусмотривают комплекс мер по защите здоровья и жизни туриста и его имущества.
Среди все прочих выделяются главные факторы опасности: травмоопасность, воздействие окружающей среды, в том числе производственные источники - шум, вибрация, пыль, пожароопасность, химические, радиоактивные, биологические, психофизические, природные, личная безопасность в условиях криминогенной обстановки, а также специфический факторы риска, свойственные данному особенному виду туризма.
Травмоопасность
Риск получения травмы туристом может возникнуть в самых разнообразных условиях, однако, наибольшая вероятность события возникает при перемещении механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, снежных лавин, лавин и других), неблагоприятных эргономических характеристик спортивного инвентаря, одежды, обуви, снаряжения, влекущих травмы, а также атмосферных и иных природных явлений.
В целях. снижения травмоопасности используются: защитные устройства, ограды туристских троп и маршрутов, защитные устройства подвижных механизмов, предметов (канатные дороги, подъемники, горнолыжные трассы и т. д.); индивидуальные защитные устройства (страховочные веревки, головные шлемы, ледорубы, специальная обувь; соблюдение специальных эргономических требований к спортивному инвентарю и снаряжению, правил подготовки оборудования и эксплуатации средств перевозки туристов; упреждающее информирование туристов о наличии опасности и правил поведения, мерах по предупреждению травм.
Воздействие окружающей среды
Факторы воздействия окружающей среды - повышенная или пониженная температура воздуха, влажность и подвижность воздушных масс, осадки, перепады барометрического давления.
При проектировании тура учитывается выбор благоприятного времени года, а также и суток для проведения туристского мероприятия, рационально выбирать трассу туристского маршрута, учитывать погодные условия, наличие укрытий от непогоды, оснащение помещений средствами кондиционирования воздуха, обогрева, дезодорации, автоматического контроля и сигнализации, обеспечение надлежащей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты, надлежащее и своевременное информирование туристов о возможных опасностях и мерах спасения. [29]
Как известно из определения туриста, он путешествует в другую местность или страну. Особенно ярко опасные факторы проявляются при перемещении в другой часовой пояс и другие, резко отличающиеся от привычных, климатические условия. Поскольку туристское путешествие кратковременное, то организм туриста не всегда может быстро приспособиться к изменению этих условий. Турист не высыпается и плохо себя чувствует при несоответствии местного времени, плохо воспринимает информацию на экскурсиях, и для него даже есть определение red eyes «красный глаз». Попадая в жаркий климат, организм подвергается повышенному тепловому воздействию и, если, например, в Израиле летом, не потреблять достаточное количество воды (до 5 литров в день), то может наступить обезвоживание организма и серьезные последствия, вплоть до летального исхода.
Поэтому программа тура всегда должна быть тщательно отработана и учитывать физическое состояние туриста, не быть излишне напряженной, давать туристам необходимое время на адаптацию к местным условиям и отдых.
Физические перегрузки и нервно-психические факторы
Покупая путевку за 500 - 1000 USD, турист считает своим долгом отдохнуть весьма интенсивно - адекватно этой сумме. Но в обычной жизни никто из нормальных людей не купается в море пять раз в день, не прыгает и бегает так много, не ходит по жаре на многочасовые экскурсии каждый день, не пляшет и не поет семь дней подряд до утра, не ест разнообразной и непривычной пищи и т. д. То есть организм подвергается перегрузкам (разумеется, если это не оздоровительный тур под наблюдением врачей и с соблюдением особого щадящего режима). Многие экскурсии, например, восхождения в горы, морские и длительные автобусные экскурсии, рассчитаны на физически здоровых людей, способных вынести кратковременные перегрузки. Престарелым, детям, людям с ослабленным организмом, при наличии хронического заболевания, в том числе тем, кто боится высоты или не переносит морскую качку, следует посоветоваться с врачом и, возможно, отказаться от участия в таких походах и турах.
При проектировании маршрута следует учитывать реальную способность людей к восприятию информационных потоков, предоставлять им свободное время для отдыха и самостоятельного ознакомления с туристскими ресурсами. Следует тщательно до минут планировать программу, график перемещения и следования мероприятий. Необходимо тщательно учитывать необходимые и достаточные временные промежутки для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека (сон, прием пищи, гигиенические, бытовые и санитарные потребности). При определении сложности экскурсионной программы надлежит учитывать и подготовку туристов, их интеллектуальный уровень, психофизические особенности данной группы туристов, а также их традиции, обычаи, религию.
Биологические факторы
Главное значение имеет опасность инфекционных заболеваний, пищевых отравлений. В странах тропического пояса для туристов, прибывающих из других климатических зон, организм которых не имеет надлежащего иммунитета к местным опасным инфекционным заболеваниям, вероятна опасность заболевания желтой лихорадкой, малярией, тифом и другими. С этой целью проводятся надлежащие профилактические мероприятия, туристов обязывают сделать прививки и получить медицинский сертификат, без которого в данную страну просто не пустят (а в некоторых случаях даже не продадут авиабилет).
Это требование особенно актуально при посещении стран Африки, Южной Америки и Южной Азии. Впрочем отметим, что на карте инфекционно опасных территорий планеты к странам, опасным в отношении желтой лихорадки отнесена Греция, а к холероопасным регионам отнесены Поволжье и район Одессы.
Личная безопасность и безопасность имущества
Туристы часто подвергаются нападению грабителей, становятся жертвами мошенников, карманных и уличных воров и хулиганов, к тому же туристы излюбленный объект на падения для террористов.
Так, в Испании и в Бразилии полиция издает для туристов проспект, в котором туристам прямо не рекомендуется гулять в одиночку, отдаляться более чем на два квартала от интенсивно охраняемых пляжей и районов, носить украшения (кольца, цепочки, серьги), крупные суммы денег, оставлять деньги в номере отеля, ставить сумки на пол, класть фотоаппараты и видеокамеры на стол и прочее.
С наплывом русских туристов на курорты Средиземноморья там возродился, изжитый было, феномен отельных краж, поскольку эта категория туристов, как правило, не пользуется дорожными чеками или кредитными картами, а везет с собой большое количество наличных денег в валюте.
Даже в центральных городах России туристы не находятся в безопасности. Разумеется, к каждому туристу охранника приставить невозможно, но грамотное предупреждение об опасности, надлежащие рекомендации о поведении в общественных местах, на транспорте, о хранении паспорта, денег и ценных вещей, наличии страховки, порядке действий в случае при-ключившихся обстоятельств позволяют избежать многих неприятностей.
Опасные излучения химические факторы
Наиболее часто встречающиеся факторы - ультрафиолетовое излучение, повышенный уровень радиоактивности.
Туристов также информируют о наличии опасности ультрафиолетового облучения (солнечный ожог, тепловой удар) и рекомендуют как режим нахождения в опасной зоне, так и использование индивидуальных средств защиты (солнечные очки, защитные кремы и мази, одежда). Это также распространяется на маршруты в горах, лыжные и водные маршруты.
Пожароопасность
Туристам рекомендуется неукоснительно соблюдать требования инструкций по обеспечению пожаробезопасности объектов и помещений в целях защиты от воздействия факторов риска данной группы.
Этап перевозки
Перевозка является одним из самых опасных этапов путешествия. Поскольку транспортные средства являются источником повышенной опасности, несмотря на то, что вопросы безопасности одни из центральных во всех вариантах перевозки, значительная часть неблагоприятных событий происходит именно на этапе перевозки.
На каждом виде транспорта действуют свои правила перевозки пассажиров и институт страхования как пассажиров, так и их багажа. Приняты международные Конвенции о воздушных морских, автомобильных и железнодорожных перевозках, в которых правила безопасности занимают центральное место.
Информация о работе Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта