Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:40, курсовая работа
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета.
Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.
Введение 3
1. Маркетинг как инструмент розничной торговли 4
1.1. Общая характеристика сферы розничной торговли 4
1.2. Комплекс маркетинга в розничной торговле 13
1.3. Покупательское поведение 27
2. Определение размера влияния изменения структуры розничного товарооборота на доходы торгового предприятия 33
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Рисунок 3 . Элементы, определяющие торговое обслуживание покупателей
Спрос характеризуется платежеспособной потребностью населения и определяется максимальной возможностью покупателем заплатить за товар. Величина (объем) спроса определяется наибольшим количеством товара, который покупатель готов купить по предложенной цене за некоторый период времени.
Различают следующие виды спроса: макроспрос (спрос на товары определенной товарной группы), микроспрос — спрос на конкретный товар. В зависимости от товарного обеспечения спрос может быть реализованный (завершающийся покупкой), неудовлетворенный (на товары, отсутствующие в продаже), отложенный спрос (возникающий из-за временного отсутствия условий для приобретения товара, например, при отсутствии времени для посещения магазина). По отношению покупателя к товару различают твердосформулированный спрос, не допускающий замену одного товара другим, альтернативный, допускающий такую замену, импульсный, возникающий спонтанно под влиянием увиденного товара или торговом рекламы и формирующийся спрос — спрос на новые и малоизвестные товары.
Основными факторами, формирующими спрос, являются:
– уровень цен на рассматриваемый товар;
–уровень цен на товары, заменяющие данный товар в потреблении;
–уровень цен на товары, дополняющие данный товар в потреблении;
– величина свободного дохода населения;
– традиции потребления;
– интенсивность рекламной деятельности;
– сезон года;
– ожидания потребителей;
–демографические
В условиях кризиса идёт отказ потребителей от дорогих продуктов, товаров и услуг, поиск более дешевых заменителей. Люди начинают экономить на еде и развлечениях: меньше ходят в рестораны, ночные клубы, кафе и т.п. На рисунке ниже приведены данные из интернет-опроса Комкон (см. рис.4):
Рисунок 4: изменение покупательских предпочтений в условиях кризиса
В отношении продовольственных товаров наблюдается снижение покупательской активности в денежном выражении. Анализ продаж показал, средняя сумма чека снизилась на 5-15%. Важно проводить разумную ценовую политику, чтобы чек остался на более-менее на прежнем уровне.
Термин "Промоушен" практически является транскрипцией слова "promotion", которое переводится как стимулирование и, как правило, используется в словосочетании "sales-promotion" (в переводе - стимулирование продаж).
Стимулировать означает «привести в движение».
Стимулирование сбыта – это совокупность приемов, применяемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении трех участников рынка (потребителя, оптового торговца, продавца), для краткосрочного увеличения объема сбыта, а также для увеличения числа новых покупателей.
Основными целями проведения таких мероприятий в магазине являются:
– увеличение числа покупателей (в том числе постоянных) и количества приобретаемых ими товаров;
– ускорение оборачиваемости товаров;
– устранение излишних товарных запасов;
– увеличение розничного товарооборота.
Фирмы-изготовители при этом преследуют другие цели:
– повышение интереса покупателей к самой фирме и представляемым ею торговым маркам;
– знакомство потребителей с новыми товарами или новыми свойствами уже известных товаров;
– увеличение числа
приобретаемых одним
Согласно исследованию потребительских предпочтений, проведенному РБК DAILY, во время кризиса покупатели могут переместиться из гипермакетов, супермаркетов в дискаунтеры и более дешевые магазины. Ожидается снижение инвестиций в открытие новых торгово-развлекательных центров, магазинов, кафе и столовых ввиду ограниченности средств и снижения покупательского спроса.
Нестабильная экономическая ситуация обострила проблемы компаний розничной торговли.
Поскольку потребители
стали более избирательными
и уязвимыми в своих
предпочтениях, возросла конкуренция
за клиентов, а снижение потребительских
расходов лишний раз доказало, как
важно разбираться в этих предпочтениях.
В целом, основными факторами
конкурентоспособности
• уровень цен по сравнению с ценами конкурентов;
• широта ассортимента товаров;
• качество товара;
• наличие и качество дополнительных услуг;
• квалификация персонала;
• местонахождение предприятия и др.
Предприятиям розничной торговли необходимо тонко чувствовать все изменения спроса и ориентироваться на товары, которые сочетают в себе разумное соотношение цены и качества.
Задача
Определить размер влияния изменения структуры розничного товарооборота на доходы торгового предприятия на основании данных, представленных в табл.5. По результатам анализа сделать выводы. Выявить резервы повышения доходности торгового предприятия. Фактический розничный товарооборот составил 33 394млн.руб.
Товарная группа |
Структура товарооборота, % |
Средний уровень валового дохода, % к товарообороту |
Процентное число | |||
Предшествующий год |
Отчетный год |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Предшествующий год |
Отчетный год | |
Продовольственные товары |
52.0 |
52.6 |
15.5 |
15.3 |
8.06 |
7.872 |
Непродовольственные товары |
48.0 |
47.4 |
16.4 |
16.9 |
8.153 |
7,7736 |
Итого |
100.0 |
100.0 |
15.9 |
16.1 |
16,213 |
15,6456 |
Решение
Для расчета необходимо использовать метод процентных чисел.
Продовольственные товары:
Процентное число по предшествующему году
(52,0*15,5)/100=8,06
Процентное число по отчетному году
(52,6*15,5)/100=8,153
Непродовольственные товары:
Процентное число по предшествующему году
(48,0*16,4)/100=7,872
Процентное число по отчетному году
(47,4*16,4)/100=7,7736
Размер влияния изменения структуры товарооборота на доходы:
15,6456-16,213=-0,5674
В денежном выражении это будет составлять:
(-0,5674*33394)/100=-189,
В отчетном году, по сравнению
с предшествующим годом структура
товарооборота производственных товаров
увеличилась на 0,6%, средний уровень
валового дохода наоборот уменьшился
на 0,2%. Структура товарооборота непроизводственных
товаров уменьшилась на 0,6%, а средний уровень
валового дохода увеличился на 0,5%. В связи
с этим процентное число по производственным
товарам в отчетном году, по сравнению
с предшествующим уменьшилось на 0,188, по
непроизводственным товарам уменьшилось
на 0,3794. В общем размер влияния изменения
структуры товарооборота на доходы составил
-0,5674, что в денежном выражении составляет
-189,48 млн.руб.
Итак, на предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров.
Здесь происходят постоянные
количественные и качественные изменения,
вызванные применением
Торговое предприятие,
выходя на потребительский
рынок, где в конкурентной
борьбе осуществляется продажа товаров,
должно соблюдать определенные правила,
основное из которых гласит: чем
лучше будут учитываться
Таким образом, значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя, для этого целесообразно применять маркетинговые инструменты, описанные ранее.
1. Д. Блекуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. Поведение потребителей. Изд. 9-е / Пер. с англ. Под ред. Л.А. Волковой. – СПб.: Питер, 2005. – 624с.
2. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – 6-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательско-торговая коопорация «Дашков и К», 2008. – 148с.
3. ГОСТ Р 51303.99 «Торговля. Термины и определения»
4. Глоссарий.ru
5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М., 2003. – 254с.
6. Канаян К., Канаян Р. Мерчендайзинг, изд-во «РИП-холдинг» 2003, 234 с.
7. Категорийный менеджмент: Курс управления ассортиментом в рознице / Сысоева С.В., Бузукова Е.В.; – СПб.: Питер,2008. – 63с
8. Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности: Учеб. пособие для сред. спец. заведений/ С. А. Каплина. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 414 c.
9. Краснов Р. О.
Изучение модели потребительского
поведения с целью
формирования комплекса
10. Стимулирование сбыта.
Маркетинг: Учебное пособие
для подготовки к итоговому
междисциплинарному экзамену
11. Товароведение и
организация торговли непродовольственными
товарами:Учеб./под ред А.Н.Неверова,
Т.И.Чалых.-М.:ПрофОбрИздат,
12. Общероссийский классификатор услуг населению
13. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. – М .: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 248с.
14. Памбухчиянц В.К. Организация, технология проектирование торговых предприятий. - М.; 2005 - 320 с.Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле: Учебно-практическое пособие/М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.-89 с.
15. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: Учебник.-М.: », 2004.-°Издательско-торговая корпорация «Дашков и К 86с.
16. Петрище Ф.А. Теоретические
основы товароведения и экспертизы
непродовольственных товаров: Учебник.-М.:Издательско-
17. Практикум по коммерческой деятельности. Учеб. пособие/ Ф.Г. Панкратов и др. – М.: Маркетинг, 2002 – 248 с.
18. Розничная торговля: Учебник для студентов вузов / Т.Кент, О.Омар; пер. с англ. – М.:ЮНИТИ-ДАНИ, 2007. – 719с.
19. Розничная торговля: Как открыть собственный магазин / Джим Дион, Тед Топпинг; Пер. с 27англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 211с.
20. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие / кол. Авторов; под ред. А.А. Есютина, Е.В. Карповой. – М.: КНОРУС,2007. - 424с.
21. Ф.Котлер: Маркетинг менеджмент. – СПб.: Изд-во Питер, 2003. – 800с
22. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 528 с.
23. 1001 способ успешного
маркетинга / Рик Кренделл. – Пер. с англ.
К. Ткаченко.–М.:ФАИР-ПРЕСС,2003.–