Лекции по "Маркетингу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:48, курс лекций

Краткое описание

Тема 1 Основные понятия маркетинга. Предмет, цели и задачи дисциплины
Тема 2 Концепции рыночной экономики
Тема 3 Структура маркетинговой деятельности
Тема 4 Сегментирование рынка
Тема 5 Объекты маркетинговой деятельности

Файлы: 1 файл

Лекции по дисциплине маркетинг.doc

— 521.50 Кб (Скачать)

Рисунок 3 – Критерии сегментирования рынка

 

4 Выбор целевого  рынка. Стратегии охвата рынка

 

После проведения сегментирования  рынка предприятие должно оценить  привлекательность и выбрать  один или несколько сегментов  для освоения. Возможны три варианта стратегии охвата рынка, представленные на рисунке 4.

Рисунок 4 – Стратегии охвата рынка

 

 

5  Позиционирование  товара на рынке

 

Позиционирование  товара – это определение его места на рынке в ряду других аналогичных ему товаров с точки зрения самого потребителя.

Пример позиционирования производителей грузовых автомобилей представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 – Схема позиционирования грузовых автомобилей

 

С учетом позиций, занимаемых конкурентами, предприятие может использовать два варианта определения своей позиции:

1) занять место рядом с одним из конкурентов и вести борьбу за долю рынка;

2) создание продукта, которого еще нет на рынке.

 

 

Тема 5  Объекты  маркетинговой деятельности

 

План:

1 Основные объекты  маркетинга

2 Классификация (матрица)  потребностей

3 Виды спроса и типы  маркетинга в зависимости от состояния спроса

 

1 Основные  объекты маркетинга

 

Объектами маркетинга являются нужды, потребности, спрос (определения  понятий рассмотрены в теме 1).

 

2 Классификация  (матрица) потребностей

 

По А. Маслоу, потребности  можно классифицировать по степени их значимости (рисунок 1).

Рисунок 1 – Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

Классификация потребностей рассмотрена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Классификация (матрица) потребностей

Признак  
классификации

Характеристика признака

Пример потребности  в образовании

1 Место в иерархии  потребностей

а) физиологические

б) потребность в самозащите

в) социальные потребности

г) потребность в самоутверждении

д) потребность в самовыражении

потребность в самоутверждении

2 Что влияет на потребность

а) национальность

б) география

в) природа

г) пол

д) возраст

е) социальное положение

национальность,

возраст

3 Историческое место  потребности

а) прошлое

б) настоящее

в) будущее

прошлое, настоящее, будущее

4 Уровень удовлетворения  потребности

а) полностью удовлетворено

б) частично удовлетворено

в) не удовлетворено

зависит от личности индивида

5 Частота удовлетворения

а) единично удовлетворяемые

б) периодически удовлетворяемые

в) непрерывно удовлетворяемые

периодически удовлетворяемые

6 Отношение общества

а) отрицательное

б) нейтральное

в) положительное

положительное

7 Способ удовлетворения

а) индивидуальный

б) групповой

в) общественный

возможны все способы


 

 

3 Виды спроса  и типы маркетинга в зависимости  от состояния спроса

 

Виды спроса и типы маркетинга в зависимости от состояния спроса рассмотрены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Классификация  маркетинга в зависимости от состояния  спроса

Состояние спроса

Пример

Тип маркетинга

Задачи  
маркетинга

1

2

3

4

Негативный спрос –  большинство отвергают данный товар или услугу

вегетарианцы – на мясо;

на прививки

Конверсионный маркетинг

Создание спроса

Отсутствующий спрос  – большинство не проявляют интереса к конкретному предложению

отсутствие информации о товаре;

товары, вышедшие из моды

Стимулирующий маркетинг

Стимулирование спроса

Потенциальный спрос  – имеется потребность, однако еще  не существует товара, удовлетворяющего данную потребность

сигареты без никотина;

непромокаемая обувь

Развивающий маркетинг

Развитие спроса

Снижение спроса –  спрос ниже, чем в предыдущем периоде

любой товар, постепенно уходящий с рынка

Ремаркетинг

Повысить спрос

Колеблющийся спрос  – сезонные или другие колебания спроса

пассажирский транспорт  в «час пик»;

зимняя, летняя одежда;

услуги развлекательных  учреждений

Синхромаркетинг

Сбалансировать спрос

Полноценный спрос –  спрос и предложение сбалансированы

 

Поддерживающий маркетинг

Поддерживать спрос

Чрезмерный спрос –  спрос превышает уровень производственных возможностей

Высокая популярность товара

Демаркетинг

Снизить спрос

Нерациональный спрос 

Алкоголь, табачные изделия и т.д.

Противодействующий маркетинг

Ликвидировать спрос


Тема 6  Субъекты маркетинговой деятельности

 

План:

1 Основные группы субъектов  маркетинга

2 Организационная структура  управления маркетингом

3 Потребители как субъект  маркетинговой деятельности

4 Модель покупательского  поведения

 

1 Основные  группы субъектов маркетинга

 

Основные субъекты маркетинга представлены на рисунке 1.

Рисунок 1  - Основные субъекты маркетинга

 

2 Организационная  структура управления маркетингом

 

Основными видами организационной  структуры службы маркетинга являются:

  1. функциональная - отделы формируются исходя из тех функций маркетинга, которые он выполняет;
  2. товарная – весь маркетинг разделен по отдельным товарам и товарным группам;
  3. географическая (региональная) – позволяет специализироваться на определенных территориальных зонах и хорошо знать потребителя;
  4. рыночная – маркетинг разделен по отдельным рынкам или по отдельным сегментам рынка.
  5. товарно-функциональная, рыночно-функциональная и другие

 

3 Потребители  как субъект маркетинговой деятельности

 

На совершаемые потребителем покупки большое влияние оказывают факторы, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Факторы, влияющие на поведение потребителей

Классификация потребителей

 

Все покупатели делятся  на две категории:

  1. покупатели – конечные потребители;
  2. организации-потребители.

Типология потребителей по поведенческому принципу представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Типология  потребителей по поведенческому принципу

Покупатели

Характеристика

1 индивидуальные потребители

приобретают товар для  личного использования

2 семьи или домохозяйства

основной тип потребителя  продуктов питания и непродовольственных  товаров, за исключением одежды и личных вещей

3 посредники

закупки осуществляются в целях перепродажи

4 снабженцы

осуществляют закупку  товаров промышленного назначения

5 чиновники, представители государственных и общественных учреждений

особенность: чиновники  расходуют не собственные, а государственные  и общественные средства


 

В таблице 2 представлена классификация потребителей по готовности воспринимать новый товар.

 

Таблица 2 - Классификация потребителей по готовности воспринимать новый товар

Тип покупателей

Структура потребителей, %

Характеристика

1

2

3

1 Новаторы – «искатели  приключений»

2-5

первые требуют новинку

2 Ранние последователи  – «активисты»

10-15

лидеры мнений в своей среде, делают товар известным и модным


 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

3 Раннее большинство  – «прогрессисты»

25-35

обеспечивают массовый сбыт на стадии роста

4 Запоздалое большинство  – «материалисты»

35-45

обеспечивают сбыт на стадии насыщения

5 «Консерваторы»

12-18

потребляют новинку  только тогда, когда она становится «традиционным» товаром


 

Покупатели товаров  массового спроса подразделяются на следующие группы:

1) этичные – готовые пожертвовать ценой, но поддержать отечественного производителя;

2) экономные;

3) персонифицированные – приверженцы товарам конкретного производителя;

4) апатичные - безразличные.

 

4 Модель покупательского  поведения

 

Для исследования зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей разработана простая модель покупательского поведения:


 

 

 

На рисунке 3 эта же модель представлена в развернутом виде.

 

Рисунок 3 – Развернутая  модель покупательского поведения

 

Процесс принятия решения о покупке товара состоит из следующих этапов:

    1. Осознание потребности
    2. Поиск информации. Источниками информации могут быть  
      - реклама; 
      - личный опыт; 
      - мнение друзей и знакомых; 
      - сведения, полученные от продавцов
    3. Оценка информации
    4. Решение о покупке
    5. Покупка
    6. Реакция на покупку.

 

Тема 7  Окружающая среда маркетинга

 

План:

1 Понятие среды маркетинга

2 Внутренняя среда  маркетинга

3 Внешняя среда маркетинга

 

1 Понятие среды  маркетинга

 

С точки зрения маркетинга, факторы окружающей среды, создающие совокупность условий существования предприятия, могут зависеть в той или иной мере (контролируемые) или быть полностью независимыми от самого предприятия (неконтролируемые). В первом случае говорят о внутренней среде, во втором внешней среде. Факторы внешней среды подразделяются на микросреду и макросреду.

 

2 Внутренняя  среда маркетинга

 

Воздействие на внутреннюю среду оказывает высшее руководство  предприятия, служба маркетинга и другие службы предприятия.

Высшее руководство, определяет цели предприятия, его общие стратегические установки и текущую политику, роль маркетинга в структуре управления.

Управляющие по маркетингу должны принимать решения, не противоречащие планам высшего руководства. Служба маркетинга должна работать в тесном сотрудничестве с подразделениями  предприятия.

 

3 Внешняя среда маркетинга

3.1 Состав микросреды  маркетинга

 

Микросреда маркетинга — совокупность субъектов и факторов, имеющих непосредственное отношение к самому предприятию (организации) и влияющих на его возможность обслуживать своих потребителей.

1 Поставщики — это предприятия, фирмы, отдельные лица, обеспечивающие предприятие материальными ресурсами, необходимыми для производства продукции.

2 Маркетинговые  посредники — это предприятия, обеспечивающие продвижение, распространение, сбыт товаров среди клиентов.

  • Торговые посредники – оптовая и розничная торговля.
  • Предприятия – специалисты по организации товародвижения (складирование, транспортировка и т.п.).
  • Агентства по оказанию маркетинговых услуг (исследовательские центры, рекламные агентства и т.п.).
  • Кредитно-финансовые учреждения (страхование, кредитование и т.п.).

3 Клиентурные  рынки

  • Потребительский рынок
  • Рынок товаропроизводителей
  • Рынок промежуточных продавцов
  • Рынок государственных учреждений
  • Международный рынок

4 Конкуренты (с точки зрения маркетинга) - это:

  • желания-конкуренты (желание утолить жажду — выпить воды, сок, чай, съесть яблоко);
  • товарно-родовые конкуренты, т. е. другие основные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания (желание выпить воды — минеральной, из-под крана, кипяченой...);
  • товарно-видовые конкуренты (желание выпить минеральной воды — столовой, лечебной, газированной, негазированной);
  • марки-конкуренты — разные марки одного и того же товара (желание выпить минеральной воды — столовой «Баржоми», «Нарзан»...).

5 Контактная  аудитория

  • Средства массовой информации;
  • Государственные учреждения;
  • Гражданские групповые действия (общества по защите прав потребителей, защитников окружающей среды и т.п.);
  • Местные контактные аудитории (окрестные жители);
  • Широкая публика (имидж);
  • Внутренние контактные аудитории (работники фирмы);
  • Финансовые круги (банки, инвестиционные компании).

Информация о работе Лекции по "Маркетингу"