Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:48, курс лекций
Тема 1 Основные понятия маркетинга. Предмет, цели и задачи дисциплины
Тема 2 Концепции рыночной экономики
Тема 3 Структура маркетинговой деятельности
Тема 4 Сегментирование рынка
Тема 5 Объекты маркетинговой деятельности
3 Отобранные идеи превращаются
в замысел товара — проработанн
4 Разработка стратегии маркетинга.
5 Анализ возможностей производства и сбыта
6 Разработка товара.
7 Опытное производство
и испытания в рыночных условия
8 Развертывание коммерческого (серийного) производства.
План:
1 Понятие и виды цен
2 Функции цен
3 Факторы ценообразования
4 Этапы ценообразования
5 Определение исходной цены товара
6 Стратегии ценообразования
1 Понятие и виды цен
Цена – денежное выражение стоимости товара
Виды цен представлены на рисунке 1
Рисунок 1 – Классификация цен
2 Функции цен
Функции цен представлены на рисунке 2
Рисунок 2 – Функции цен
3 Факторы ценообразования
Факторы ценообразования представлены на рисунке 3
Рисунок 3 – Факторы ценообразования
4 Этапы ценообразования
Этапы ценообразования представлены в таблице 1
Таблица 1 – Этапы ценообразования
Этап |
Характеристика |
1 Исследование типа рынка |
монополия, олигополия, монополистическая конкуренция свободная конкуренция |
2 Постановка целей и задач ценообразования |
- сохранение существующего положения фирмы; - краткосрочная максимизация прибыли; - максимизация продаж |
3 Определение спроса на товар |
максимальная граница цена |
4 Определение издержек |
минимальная граница цены |
5 Анализ цен конкурентов |
|
6 Выбор метода ценообразования |
определение исходной цены товара |
7 Выбор стратегии ценообразовани |
модификация цен |
8 Установление окончательной цены |
- учет психологических особенностей потребителей; - модификация цен в рамках выбранной ценовой стратегии через систему скидок |
5 Определение исходной цены товара
Методы ценообразования, используемые для определения исходной цены товара, представлены на рисунке 4
Рисунок 4 – Методы ценообразования
Сущность затратного метода ценообразования состоит в определении цены посредством суммирования всех затрат на производство единицы товара и добавления нормы прибыли.
Агрегатный метод – цена определяется суммированием цен отдельных элементов изделия.
Метод структурной аналогии заключается в определении структуры себестоимости. В качестве основополагающих элементов себестоимости при расчете цены выделяют материальные затраты или заработную плату.
Суть методов, основанных на учете качества, заключается в определении количественной зависимости между ценой и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества.
6 Стратегии ценообразования
Стратегии ценообразования представлены на рисунке 5
Рисунок 5 – Стратегии ценообразования
План:
1 Методы сбыта
2 Каналы распределения продукции
3 Оптовая торговля
4 Розничная торговля
1 Методы сбыта
Методы сбыта товаров представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Методы сбыта
Характеристика стратегий сбыта представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Стратегии сбыта
Стратегии сбыта |
Характеристика |
Область применения |
Интенсивное распределение |
производитель стремится обеспечить наличие своего товара в максимально большом количестве торговых точек |
при распространении товаров повседневного спроса |
Выборочное (селективное) распределение |
используется ограниченное число посредников |
если товары требуют специального обслуживания, обеспечения запасными частями, создания ремонтных мастерских |
Исключительное (эксклюзивное) распределение |
выбор ограниченного числа посредников, которые непосредственно работают с товарами производителя |
эксклюзивные, уникальные товары |
2 Каналы распределения продукции
Канал распределения продукции – совокупность фирм, а также отдельных людей, принимающих на себя право собственности или способствующих его передаче другим по пути движения товара от производителя к потребителю.
Уровень канала распределения определяется числом посредников.
Каналы сбыта товаров представлены на рисунке 2.
Задание: составить
«Толковый словарь посредников»
3 Оптовая торговля
Оптовая торговля – любая деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
Виды оптовой торговли представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Виды оптовой торговли
4 Розничная торговля
Розничная торговля – это любая деятельность по продаже товаров конечному потребителю с целью личного некоммерческого использования.
Формы предприятий розничной торговли представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Формы предприятий розничной торговли
План:
1 Классификация методов маркетинга
2 Методы изучения рынка
3 Методы ФОССТИС
4 Стимулирование сбыта
5 Коммерческая пропаганда
6 Метод прямых продаж (личных продаж)
1 Классификация методов маркетинга
1) Методы изучения рынка
2) Методы проведения наблюдений и опросов
3) Методы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС)
2 Методы изучения рынка
Большинство маркетинговых исследований предполагает сбор первичных данных. Для их сбора лучше всего составить план, в котором должны быть учтены следующие факторы, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 - Факторы, учитываемые при планировании сбора первичных данных
Наиболее распространенным способом опроса в маркетинге является анкетирование.
Структурно анкета состоит из трех частей:
Структура анкеты |
Введение – вежливое обращение к опрашиваемому лицу, даются сведения о теме опроса, правила заполнения анкеты, кто проводит опрос |
Основная часть – перечень вопросов, характеризующих объект исследования | |
Сведения об опрашиваемом лице – возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение и т.п. |
Для улучшения качества опросных листов и успешного проведения опроса можно руководствоваться следующими рекомендациями.
1) Формулировка вопроса:
2) Порядок вопросов:
Выделяются два типа вопросов: закрытые и открытые.
3 Методы ФОССТИС
Продвижение (promotion) – это любая форма сообщений, используемых предприятием для информации, убеждения или напоминания людям о своих товарах, услугах, образах, идеях или о самом предприятии.
Цели продвижения указаны на рисунке 1.
Рисунок 1 – Цели продвижения
Продвижение осуществляется посредством коммуникационной политики предприятия.
Виды продвижения товара представлены в таблице 1
Таблица 1 – Виды продвижения
Вид |
Определение |
Реклама |
любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известного спонсора. |
Личная продажа |
устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи. |
Коммерческая пропаганда |
неличное и неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных сведений. |
Стимулирование сбыта |
кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги. |
4 Стимулирование сбыта
Эффект стимулирования сбыта носит обычно кратковременный характер, и для формирования устойчивого предпочтения к марке эти приёмы не годятся.
Три типа адресатов: потребители, посредники, собственный торговый персонал.
Приёмы стимулирования сбыта:
1) Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на потребителя.
2) Воздействие на торговых посредников
3) Стимулирование сбыта по отношению к собственному торговому персоналу.