Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:51, лекция
Лекция по "Маркетингу" на тему: "Социально-экономическая сущность маркетинга"
1. Социально-экономическая сущность маркетинга
1 .1 Причины и предпосылки возникновения маркетинга.
1 .2 Отраслевая и уровневая дифференциация маркетинга.
1 .3 Основные понятия маркетинга.
1 .4 Концепции управления маркетингом
1 .5 Цели и функции маркетинга
1 .6 Роль маркетинга в преобразовании российской экономики
Лекция. 1. Социально-экономическая сущность маркетинга
1 .1 Причины и предпосылки возникновения маркетинга.
1
.2 Отраслевая и уровневая
1 .3 Основные понятия маркетинга.
1
.4 Концепции управления
1 .5 Цели и функции маркетинга
1
.6 Роль маркетинга в
Слово маркетинг происходит от английского «market» рынок и дословно переводится как «рынкоделание», рынковедение. В экономической литературе можно встретить различные определения маркетинга. Классическим служит определение, которое сформулировал Ф. Котлер, автор одной из самых популярных и обстоятельных книг: «Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Он подчеркивает, что наиболее важным элементом маркетинга является вовсе не сбыт. Сбыт, — утверждает Ф. Котлер, — всего лишь верхушка маркетингового айсберга, всего лишь одна из многих его функций, причем нередко, не самая существенная. «Если деятель рынка, — пишет он, — хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко».
Очевидно, что в обеих приведенных определениях социальные аспекты маркетинговой деятельности явно выражены, а предпринимательские цели и интересы носят как бы второстепенный характер. Между тем, получение достойной прибыли — также и цель маркетинга, не менее важная, чем удовлетворение потребностей общества. К тому же обе они взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем больше удовлетворяются потребности людей, чем эффективней реализуется товар, тем выше прибыль и производителя, и продавца данного товара. Тем более, что одна из концепций маркетинга предполагает сбалансирование трех важнейших его факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества. Поэтому, не случайно ряд экономистов, формулируя понятие маркетинга учитывают обе его основные цели. Так, профессор Васильев Г.А. пишет, что «маркетинг — это система организации деятельности предприятия, фирмы, корпорации по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей в целях получения высокой прибыли».
Следует отметить, что позже, в конце XX в., в своем фундаментальном труде «Маркетинг, менеджмент» Ф. Котлер приводит новое определение понятия маркетинга: «маркетинг есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена товаров»3. При этом он полагает, что подобное определение маркетинга воспроизводит такие основные концепции, как нужды, потребности и спрос; продукты (товары, услуги и идеи); ценность, издержки и удовлетворение; обмен и трансакции; отношения между партнерами и система взаимодействия; рынки; активные субъекты рынка и предполагаемый покупатель.
Схематично
это можно представить в
Нужды, потребности, спрос | Товары (продукты, услуги и идеи) | Ценность, издержки и удовлетворение | Обмен и трансакция | |||
Отношения между партнерами и система взаимодействия | Рынки |
Активный субъект рынка и предполагаемый покупатель | ||
Рис.
1 Основные моменты концепции маркетинга
Если обратиться к истории возникновения маркетинга, то надо отметить, что теория маркетинга возникла в США во второй половине XIX в. Уже тогда ученые США установили несоответствие существовавшей системы обращения товаров и услуг возросшим запросам дела по организации сбыта продукции. В условиях экономических кризисов того времени американские ученые были вынуждены поднять вопрос о «хронической проблеме перепроизводства».
В указанный период усиленно развиваются монополии, что происходит под влиянием обострения проблемы реализации продукции. Огромные масштабы производства позволяют монополистам осуществлять в определенных границах прямое и косвенное регулирование рынка. На повестку дня выдвигается задача осмыслить все эти процессы и разработать инструментарий регулирования экономических отношений на рынке. Решить названную задачу и была призвана новая наука — маркетинг.
Как свидетельствуют Н.Д. Эриашвили и др., первые учебные курсы маркетинга были открыты в 1901/02 учебном году в Илли-нойском и Мичиганском университетах США. Они носили в основном описательный характер, и тем не менее были выделены из общей экономической теории и практики в самостоятельную учебную дисциплину. По мере роста популярности курса маркетинга, он становится важной составной частью программы подготовки будущих бизнесменов.
Первая коммерческая исследовательская фирма по проблемам маркетинга была основана в США в 1908 г. Через три года, в 1911 г., появляются первые специализированные отделы маркетинга в управленческих аппаратах крупных компаний. А в 20-е годы в США создается национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, которая в дальнейшем вошла в состав Американской ассоциации маркетинга, сформированной в 1937 г.
В 60 — 80-е годы XX в. происходит качественно новый виток в развитии маркетинга, когда экономически развитые страны переходят от индустриального к постиндустриальному обществу. Производство перестает быть массовым, крупносерийным, а в значительной мере ориентируется на индивидуализированные запросы потребителей. Рынки все более дифференцируются, возможности снижения издержек производства продукции на предприятиях ограничиваются. Резко возрастает роль научно-технической информации.
В
этих условиях размер прибыли предприятий
становится зависимым не столько
от снижения издержек производства, сколько
от эффективности исследования рынка
и конкурентов, качества выпускаемого
товара, организации его успешного продвижения
на рынок.
1 .2
Отраслевая и уровневая
дифференциация
маркетинга.
Маркетинговая
деятельность может быть представлена
в форме постоянно
Существует
отраслевая дифференциация маркетинга,
которая, сохраняя единство его целей
и принципов, позволяет решать специфические
задачи, присущие каждой отрасли экономики
и сфере социальной жизни. Естественно,
сказываются особенности
Маркетин-
говое исследование |
Стратегическое
и оперативное планирова
ние |
Разработка нового товара | Товародвижение и дистрибьюция | Продвижение товара |
|
|
|
|
Можно назвать следующие отраслевые виды маркетинга:
-
производственный
маркетинг (в том
числе промышленный, строительный,
аграрный),главными целями которого
являются: поиск рынка
сбыта, оценка
его емкости,
обоснование производственно-
- торгово-сбытовой маркетинг, к главным целям которого относятся : дистрибьюция, формирование канала товародвижения, организация сбыта и продажи товаров, перемещение и складирование товаров(логистика), изучение и прогнозирование покупательского спроса, создание системы торгового и поелеторгового сервиса;
- маркетинг сферы услуг, где сочетаются цели производственного и торгового маркетинга (поскольку производство, продажа и потребление услуг концентрируются во времени и в пространстве), но в тоже время имеется своя специфика (нематериальность услуг, неспособность услуг к хранению и т.п.);
- маркетинг интеллектуального продукта (в том числе маркетинг информационного продукта и информационных технологий), когда продукт может иметь нематериальную форму и используются особые формы его реализации и сервиса;
- международный маркетинг, предметом которого является внешнеэкономическая деятельность;
- маркетинг финансово-кредитного продукта и страхового дела» а также маркетинг ценных бумаг, продуктом которого являются различные формы биржевой и финансовой деятельности.
Кроме
того, существует маркетинг некоторых
специфических рынков, в частности
рынка труда и рынка
Различают три уровня маркетинга. Первый - микромаркетинг, т.е. рыночная деятельность отдельного предприятия (фирмы, компании), в том числе внутренний маркетинг - организация деятельности персонала собственной маркетинговой службы и внешний маркетинг - доведение товара до потребителя, организация связей с клиентами и торговыми посредниками, изучение рынка; второй - макромаркетинг, т.е. участие государственных учреждений, отраслевых и региональных структур в управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности в рыночной сфере, третий -глобальный, или международный, маркетинг - деятельность на внешнем, мировом рынке, внешняя торговля (особая форма - мегамаркетинг, т.е. деятельность транснациональных компаний по проникновению на рынок какой - либо страны).
Экономические
и финансовые результаты бизнеса
во многом зависят от того, насколько
хорошо поставлена маркетинговая деятельность,
от уровня квалификации и специального
образования работников, занятых
в маркетинговой деятельности, от
знания приемов и методов маркетинга,
умения пользоваться ими.
1 .3
Основные понятия
маркетинга.
Для
пояснения определения
Нужды. - Исходной идеей, лежащий в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, нужда - это чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Если нужда не удовлетворяется, человек ощущает себя, обездоленным. Несчастным. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух:
1.
Либо займется поиском объекта,
2. Либо попытается заглушить ее.
Потребность: - это вторая исходная идея маркетинга. Это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Все люди испытывают нужду в пище, а потребности, через которые удовлетворяется нужда в пище, могут отличаться у жителей разных регионов, стран, семей.
Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует. Но продавцы часто путают потребности с нуждами.
Потребности людей безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Поэтому человек будет выбирать те товары, которые доставят ему большее у удовлетворение в рамках его финансовых возможностей