Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг).

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 117.29 Кб (Скачать)

3. У  ЗАО «Кирпичный завод р. п. Маслянино» 4 показателя больше единицы по всем маркам;

4. ОАО «Стройкерамика»  по прочности и водопоглощению уступает своими характеристиками

 

       
       

Для того чтобы  практически оценить конкурентоспособность  фирмы. Необходимо собрать разнообразную  информацию об имеющихся предприятиях, производящих аналогичную продукцию. При этом вначале следует учитывать максимально возможное количество имеющихся и потенциальных конкурентов, а затем сосредоточить внимание на основных. Если конкуренция очень высока, то типичной ошибкой можно считать попытку внедриться на перенасыщенный рынок.

Всего приводится девять показателей для оценки конкурентоспособности предприятия: цена, имидж или рейтинг предприятия, доля на рынке, размещение, качество продукции, дилерская сеть, маркетинг и реклама, обслуживание потребителей (сервис).

Доля на рынке  может быть рассчитана через натуральные  и стоимостные показатели. Фирма, занимающая наибольшую долю, может  быть лидером на рынке. Таким фирмам легче диктовать свои условия  рынку. Как правило, они более  прибыльны и имеют важные конкурентные преимущества.

Имидж (рейтинг) характеризует  сложившееся общественное мнение о  фирме и ее продукции.

Цена является важнейшим фактором конкурентоспособности, как продукции, так и фирмы в целом. При оценке конкурентоспособности, чем ниже цена, тем больше продаж может осуществить фирма.

Размещение следует  рассматривать как географический фактор расположения производителя  относительно потенциальных потребителей. Этот фактор может стать решающим из-за высоких транспортных расходов. В зависимости от условий продаж, могут резко возрасти цены на продукцию.

Качество характеризует  конкурентоспособность продукции. Его оценка может быть комплексной  и достаточно сложной. В то же время  фирма, имеющая большие объемы продаж, высокий рейтинг, но уступающая в  качестве продукции, утрачивает свои конкурентные преимущества.

Маркетинговая деятельность и реклама представляют собой  бюджет маркетинга, в том числе  расходы на рекламу. Реклама - составной элемент коммуникационной стратегии фирмы. Бюджет маркетинговой деятельности фирмы предусматривает расходы на рекламную деятельность, которые носят коммерческий характер, и включается в полную себестоимость продукции. Неоправданно высокие расходы на рекламу приводят к удорожанию продукции. Инициативность и активность на рынке невозможны без регулярной подачи сведений о фирме и ее продукции для широкой контактной аудитории.

Дилерская сеть, или  система сбыта, отражает сложившуюся  систему распределения продукции  фирмы. При этом сбыт может быть самостоятельным, через собственных агентов продаж, или через посредников, т.е. с передачей  прав собственности на товар. Эффективная  система сбыта должна по мере возможности  удешевлять продвижение продукции  и обеспечивать полную полезность для  потребителей.

Обслуживание  потребителей, или послепродажный сервис, особенно важно для технически сложной  продукции. Высокий уровень обслуживания может привлечь дополнительных покупателей. Значение этого фактора в современной экономике растет.

Имеются следующие  исходные данные:

Показатели   Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3
Объем продаж, тыс. руб. 25528 29828 10528
Прибыль, тыс. руб. 3808 6328 1048
Имидж,% 10 5 1
Реклама, тыс. руб. 728 528 110
Размещение 0.8 0.8 0.8
Качество  продукции 0.8 0.9 0.9
собственный капитал, тыс. руб. 70028 90028 19028
Оборотные средства, тыс. руб. 68028 69028 23428
Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 61078 49528 21528
Цена  за ед-цу продаж, руб. 2618 2638 2658
 
 

 

При использовании  матричного подхода составляется матрица  показателей по ряду конкурирующих  фирм: 

Показатели  Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3
Доля  фирмы на рынке, % 0.387 0.453 0.159
Имидж, % 10 5 1
Маркетинговая деятельность и реклама, тыс. руб. 728 528 110
Размещение  0.8 0.8 0.8
Качество  продукции  0.8 0.9 0.9
Цена  за ед-цу продаж, руб. 2618 2638 2658
Обслуживание  потребителей (послепродажный сервис) 3 3 4
Дилерская сеть 2 4 4
 

Каждый показатель имеет свою единицу измерения. Для  получения комплексной оценки необходимо привести все показатели в размерный  вид. Все последующие расчеты  удобней осуществлять в рамках единицы. Таким образом, получаем матрицу  показателей в относительных  показателях. 

Показатели  Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3
Доля  фирмы 0.854 1.0 0.351
Имидж 1.0 0.5 0.1
Маркетинговая деятельность и реклама 1.0 0.73 0.15
Размещение  1.0 1.0 1.0
Качество  продукции  0.89 1.0 1.0
Цена  за ед-цу продаж 0.98 0.99 1.0
Обслуживание  потребителей (сервис) 0.75 0.75 1.0
Дилерская сеть 0.5 1.0 1.0
1.43 0.87 0.69
 

Полученное среднеарифметическое максимальное значение показывает наиболее конкурентоспособное предприятие. По данным расчетам фирмы без учета  веса их показателей распределились следующим образом:

      1. Фирма 1 (показатель 1.43);
      2. Фирма 2 (показатель 0.87);
      3. Фирма 3 (показатель 0.69).
 

Такой расчет приемлем, если все сравниваемые показатели равноценны по значимости. Но на разных этапах жизненного цикла любого предприятия значимость отдельных показателей может быть весьма различной. Значимость можно установить относительно единицы. 

Показатели  Весовое значение Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3
Доля  фирмы 0.15 0.13 0.15 0.05
Имидж 0.05 0.05 0.025 0.05
Маркетинговая деятельность и реклама 0.05 0.05 0.04 0.0075
Размещение 0.1 0.1 0.1 0.1
Качество  продукции  0.2 0.18 0.2 0.2
Цена  за единицу продаж 0.15 0.147 0.148 0.15
Обслуживание  потребителей 0.1 0.075 0.075 0.1
Дилерская сеть 0.2 0.1 0.2 0.2
1.28 0.938 1.76

С учетом совокупности факторов места между фирмами  распределились следующим образом:

    1. Фирма 3 с результатом – 1.76;
    2. Фирма 1 с результатом – 1.28;
    3. Фирма 2 с результатом – 0.938.
 

Производственная  составляющая конкурентоспособности  фирмы.

Наиболее простая  оценка производственной составляющей конкурентоспособности фирмы может быть сделана по показателю эффективности использования производственного потенциала. При этом производственный потенциал необходимо включить:

-трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда,L;

-стоимость израсходованных  материальных ресурсов M;

-годовые амортизационные  отчисления A;

Эффективность (Эi) использования производственного потенциала по каждой фирме может быть определена по формуле:

Э=Q/(L+M+A)

Чем больше значение показателя Эi, т.е. чем больше выручки приходится на единицу (рубль) вложенных средств(производственного потенциала), тем эффективнее фирма использует свои ресурсы и тем более она конкурентоспособна.

Э1=1.25;

Э2=1.36;

Э3=1.17.

Теперь фирмы  ранжируем по местам:

    1. 2фирма, показатель конкурентоспособности=1.36;
    2. 1фирма, показатель конкурентоспособности=1.25;
    3. 3фирма, показатель конкурентоспособности=1.17.

Можно сделать  вывод, что во 2 фирме выручки приходится больше на единицу вложенных средств, фирма эффективнее использует свои ресурсы и более конкурентоспособна. 

Финансовая составляющая конкурентоспособности предприятия.

Оценка финансовой составляющей конкурентоспособности  предприятия может осуществляться по рейтинговой оценке в соответствии с формулой:

Pj = [(1-x1j)2+(1-x2j)2+…+(1-xnj)2]1/2,

Где Pj-рейтинговая оценка финансового состояния организации;

 X1j,x2j,…,xnj- стандартизированные показатели j-й анализируемой организации.

Можно ввести весовые  значения (назначаемые экспертом) показателей  x1j,x2j,…,xnj:

Pj = [k1(1-x1j)2+k2(1-x2j)2+…+kn (1-xnj)2]1/2

Под стандартизированными показателями понимают исходные показатели, приведенные в соразмеренный вид через построение матриц.

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы