Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг).

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 117.29 Кб (Скачать)

Конкуренцию можно классифицировать и по методам  ее ведения. Таким образом различают честную (добросовестную), ценовую и неценовую, нечестную (недобросовестную) конкуренцию.

Особенность конкуренции состоит в том, что  отдельный продавец сам по себе не может устанавливать цену выше рыночной, поскольку покупатели могут приобрести необходимое количество этой продукции  у других продавцов по рыночной цене. Предприниматель, в свою очередь, обязан заботиться о снижении себестоимости  продукта и в то же время об улучшении  его качества или других потребительских  свойств. Такая конкуренция называется честной (добросовестной) .

Ценовая конкуренция означает, что основным методом конкурентной борьбы является цена. Побеждает тот, кто достигает  себестоимости товара ниже рыночной цены. Это, в сущности, борьба за сокращение расходов на производство благодаря  использованию достижений научно-технического прогресса, рациональной организации  и повышению производительности труда.

Фирмы, которые используют более эффективные  методы производства, имеют возможность  несколько снизить цены. Последнее  привлекает покупателей, способствует быстрой реализации товара.

Неценовая конкуренция - это соперничество  между конкурентами за покупателя, придание товарам новых особенностей - качественных, технических, дизайнерских и т.п

Широкое использование рекламы также  рассчитано на то, чтобы привлечь внимание покупателей, соответственно проинформировать их о свойствах товара, вызвать  у них желание сделать покупку, напомнить о наличии того или  иного товара. С помощью рекламы  формируется мнение об особых отличиях этого товара. В рекламе акцентируется  внимание на торговых знаках и марках фирм, а также на их имидже.

Условия, связанные с продажей товара, тоже являются средством конкуренции. Например, уверенная в высоком качестве своих изделий фирма обязуется  осуществлять ремонт изделия на протяжении более длительного срока, чем  другие производители, предоставлять  запасные части, проводить бесплатные консультации относительно использования  предложенного товара.

Нечестная конкуренцияНечестная (недобросовестная) конкуренция направлена на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке посредством обмана потребителей, партнеров, других хозяйственных субъектов и государственных органов. Нечестная конкуренция - это, во-первых, дезинформация производителя о товарах и услугах. Она проявляется и в неправильных сведениях о потребительских свойствах товара (класс, сорт, качество и т.п) и о совершенстве услуг

Во-вторых, использование товарного знака, фирменного наименования или маркирования товара без разрешения хозяйственного субъекта, на имя которого они зарегистрированы.

В-третьих, распространение компрометирующей информации о товарах своих конкурентов. Такая информация вредит деловой  репутации конкурентов и сказывается  на результатах их коммерческой деятельности.

В-четвертых, некоторые фирмы прибегают к  любым мерам давления на поставщиков  ресурсов и банки с тем, чтобы  они отвечали отказом конкурентам  в снабжении сырья, материалов и  предоставлении кредитов.

В-пятых, отдельные фирмы путем подкупа, установления более высоких окладов  и льгот переманивают ведущий  персонал фирм-конкурентов.

К нечестной  конкуренции можно отнести нарушение  соответствующих законов страны. Например, в ряде стран установлено, что продавец не имеет права предлагать товар по цене ниже себестоимости. Это  защищает мелких производителей и торговцев  от крупных промышленных и торговых предприятий.

Конкурентные  условия на различных рынках никогда  не бывают одинаковыми, а

процессы  конкуренции на них аналогичны. Это  продемонстрировал профессор Майкл

Портер  из Гарвардской школы бизнеса: - состояние  конкуренции в отрасли является

результатом действия пяти конкурентных сил.

1.     Соперничество между конкурирующими  продавцами в отрасли.

2.     Рыночные попытки компаний из  других отраслей завоевать потребителей  с

помощью своих товаров-заменителей.

3.     Потенциальное появление новых  конкурентов.

4.     Рыночная власть и средства  воздействия используемая поставщиками  сырья.

5.     Рыночная власть и средства  воздействия, используемые потребителями

продукции.

Портеровская модель пяти сил показанная на рисунке 1 представляет мощный

инструмент  диагностики конкурентных условий  рынка и оценки насколько важной и

эффективной является каждая из них. Это самый  популярный метод анализа

конкуренции, который легко применить на практике.

Рис.1 Силы управляющие  конкуренцией в отрасли. 

Используя пять составляющих структуры конкуренции  можно описать предпосылки

долгосрочной  прибыльности отрасли и способы с помощью которых копании могут

держать ее под  контролем.

До сих пор  встречается узкий и пессимистический взгляд на конкуренцию, хотя

руководители  некоторых компаний высказывают  противоположные утверждения.

     1. Новые участники. Их появление в отрасли могут предупредить следующие

входные барьеры:

·        экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в

отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который

недоступен потенциальным конкурентам;

·        дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки,

подчеркивающие  уникальность товара и признание его покупателями (например,

трудно конкурировать  с уникальными свойствами изделий  народных промыслов -

Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает

практическую  непревзойденность этих торговых марок);

·        потребность в капитале. Очень  часто эффективная конкуренция требует

крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании  с экономией на

опыте и масштабе создает, в частности, серьезные препятствия для новых

инвестиций в российскую автомобильную отрасль; • издержки переориентации,

связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и

проектными разработками нового продукта и т.д.;

·         необходимость создания новой системы  каналов распределения. Так,

из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения  фирма "Эпл" не

смогла широко внедриться со своими персональными  компьютерами на российский

рынок;

    

  • политика государства      (правительства), не способствующая
  • проникновению на рынок, например      установление высоких таможенных пошлин
  • для иностранных конкурентов или отсутствие      льготных государственных
  • субсидий для новичков.

 

     2. Продукты-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров,

эффективно удовлетворяющих  те же потребности, но несколько иным способом. Так,

конкуренцию производителям сливочного масла могут составить  предприятия,

выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это

диетический продукт  с низким уровнем холестерина.

Препятствиями на пути товаров-заменителей могут  быть:

·        проведение ценовой конкуренции, которая  переключает внимание

покупателя с  проблемы качества на снижение цены;

·        рекламные атаки на потребителей;

·        производство новых, привлекательных  продуктов. Например, ощущая

конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра

начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;

·        улучшение качества обслуживания при  продаже и распространении товара.

     3. Внутриотраслевая  конкуренция  и   ее интенсивность. Интенсивность

конкуренции может  колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых

способов выживания  из отрасли. Наиболее сильно проявляет  себя конкуренция в

отраслях, для  которых характерны:

·        большое число конкурентов;

·        однородность выпускаемых товаров;

·        наличие барьеров снижения издержек, например,  стабильно    высокие

постоянные затраты;

·        высокие выходные барьеры (когда  фирма не может выйти        из

отрасли, не понеся при этом значительных убытков);

·        зрелость, насыщенность рынков (эта  ситуация сегодня характерна для

мирового компьютерного  рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей

покупателей).

Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является

использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.

Один из вариантов  предложен российским экономистом  А. Юдановьм. Он разделил

все многообразие конкурентных стратегий фирм, действующих на одном рынке, на

четыре типа, различающихся характером своей конкурентной стратегии:

коммутантов, патиентов, виолентов, эксплерентов. Каждый из них приведен к

определенному типу биологического поведения и  имеет соответственную

аналогию.

     Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к

изменению рыночного  спроса. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки.

Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются

из одного рынка  на другой. Обладают низкой устойчивостью. Гибкость и

приспособляемость составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень

характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя

рекламную кампанию в средствах массовой информации, даже не называют характер

своей деятельности (что, впрочем, встречается все реже), поскольку готовы

использовать  любую новую возможность получения  прибыли.

     Патиенты (хитрые лисы) - узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие

одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень

крупные организации, в течение ряда лет выпускающие  продукцию определенного

профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие

издержки и  высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным

типом за счет приватизированных  предприятий.

     Виоленты (слоны, львы - в зависимости от мобильности) -гиганты, мощь

которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его

значительной  долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии

на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских

условиях уязвимы  от появления иностранных конкурентов. Протекционистская

политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет

стимулы для повышения качества, снижения издержек российских

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы