Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг).

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 117.29 Кб (Скачать)

Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических  ресурсов общества. Конкурентные отношения  складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между  агентами спроса и предложения, между  потребителями и производителями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.

    В экономической  литературе существует множество определений  категории «конкуренция». Приведем некоторые из них:

1. Конкуренция  - состязательность хозяйствующих  субъектов, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают  возможность каждого из них  односторонне воздействовать на  общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном  рынке (Закон о конкуренции  на товарных рынках).

Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми  организациями, при которой их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (За кон о конкуренции на финансовых рынках).

Такое определение  конкуренции предполагает, что:

  • участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);
  • конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:
  • важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;
  • наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно "широкой" олигополии.

2. Конкуренция  - борьба фирм за ограниченный  объем платежеспособного спроса  потребителей, ведущаяся фирмами  на доступных им сегментах  рынка.

Это определение  предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую  место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренция  - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства. Продавцы  и покупатели конкурируют между  собой, чтобы добиться каждый  своей цели за счет конкурентов  (продавцы - более высокой прибыли;  покупатели - более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной  борьбы, выполняет функцию регулирования  спроса и предложения. В процессе  соперничества на рынке заключаются  сделки и изменяются доли участия  в рыночной сфере.

По определению  классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого  соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто  весьма жесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сыр и продажи товаров. Это борьба за экономическое выживание в обществе ном производстве.

Наряду с примитивно-бытовыми определениями конкуренции как  борьбы за кошелек покупателя и т.п. в экономической литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

Множество определений  конкуренции отражают сложность  и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.

Рыночная конкуренция  — это объективно необходимая  среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. Рыночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения и в которой в конечном счете реализуются успехи и неудачи в конкурентной борьбе, является результатом взаимодействия множества факторов и механизмов. Она формируется до рынка под влиянием множества факторов, но корректируется на рынке.

Каждым из субъектов  на рынке двигает личный экономический  интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих  субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества.

Еще более полно  и последовательно развивается  действительный рыночный механизм конкуренции у Д. Рикардо и других экономистов классического направления.  

 Заинтересованность  в прибыли в условиях конкуренции  обеспечивает наилучший результат  для всех. По мнению А. Смита,  государство не должно вмешиваться  в процесс развития рыночной  экономики, но оно должно защитить  конкуренцию от самих предпринимателей, не допуская её ограничения,  а также создать общие условия  производства, развивать образование,  строить дороги, мосты, обеспечивать  связь.

·                   Он утверждал, что принятие государством законов только мешает экономической системе. Принцип свободной конкуренции, по мнению А. Смита, наиболее полно реализуется в процессе свободного перемещения рабочей силы, свободной купли-продажи земли, свободной торговли и отмены государственных регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли. 

    Дж. Робинсон в книге «Экономическая теория несовершенной конкуренции» отмечает, что понятие совершенной конкуренции слишком идеализирует реальную экономику. В концепции Д. Робинсон производитель имеет возможность влиять на цены. Эта возможность возникает в результате его исключительного положения. Выход на рынок для других фирм затруднен в результате создания «легальных барьеров» (термин введен Дж. Робинсон) для вступления в отрасль и нечестной конкуренции. Робинсон считает, что монополизация экономики ведет к социальной несправедливости даже к «монополистической эксплуатации». Она отмечает, что фактор производства эксплуатируется, если он оплачивается по цене, меньшей ценности созданного им предельного продукта. Чем больше монополизирована отрасль, тем сильнее эксплуатируются факторы производства. Дж. Робинсон признает полезность монополии, если она обеспечивает экономию в результате массового производства.

    Традиционная неоклассическая доктрина рассматривала конкуренцию и монополию  как взаимоисключающие признаки. Чемберлин полагает, что в чистом виде то и другое встречаются крайне редко: для реальной жизни более типичен синтез этих начал —монополистическая конкуренция. Понятие монополистической конкуренции есть вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия — альтернативные понятия, и отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Чемберлин, напротив, считает, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию и монополию.

    Итак, данная модель монополистической конкуренции  предполагает структуру рынка, в  которой соединены элементы конкуренции (большое число продавцов товара, независимость фирм друг от друга, свободный  доступ в сферу индустрии) с элементами монополии (покупатели отдают явное  предпочтение ряду продуктов, за которые  они согласны платить повышенную цену). 

Cодержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.

В современной  рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:

1) регулирующую;

2) аллокационную;

3) инновационную;

4) адаптационную;

5) распределительную;

6) контролирующую.

Регулирующая  функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства— индивидуальными и общественными потребностями). В конечном I чете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что cумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести .

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation — размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и кfпитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных продлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет нам переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности. Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.

И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных  функций, взятая и их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.

Нельзя не заметить, что функции конкуренции и  функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.

И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.  

Конкуренция обуславливается правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала. Это неизбежно приводит к столкновению между ними, к стремлению достичь своих целей за счет ущемления интересов других. При этом различают 3 типа конкурентного поведения:

• креативный

• приспособленческий

• обеспечивающий

При креативном поведении предприниматель осуществляет мероприятия, направленные на создание новых элементов отношений, которые  обеспечивали бы преимущество над конкурентами. Например, разработка и внедрение  новой продукции, новые технологии, новых способов организации производства и т.д. Главный признак креативной конкуренции – это стремление к изменению существующей структуры  спроса и предложения.

Приспособленческий тип конкуренции состоит в учете инновационных изменений в производстве у конкурентов и мероприятия упреждающих действий конкурентов. Приспособленческое поведение применяется тогда, когда предприниматель не совсем уверен в своих инновационных возможностях и поэтому стремится к копированию, возможно в более короткие сроки достижения конкурентов(пример: промышленный шпионаж).

Обеспечивающее поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счет повышения качества товара, расширения ассортимента, предоставления дополнительных услуг. Этот тип поведения применяется тогда, когдда предприниматель не имеет возможности существенно изменить производственную и сбытовую программы и обладает слабым инновационным потенциалом.

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы