Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг).

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 117.29 Кб (Скачать)

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность  управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.

Во вторую группу объеденены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильногоразвития предприятия в будущем.

В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление  об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

И в четвёртую  группу - показатели конкурентоспособности  товара: качество товара и его цена.

В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет  разную степень важности для расчета  коэффициента конкурентоспособности  предприятия (ККП), экспертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев.

Расчет критериев  и коэффициента конкурентоспособности  предприятия производится по формуле  средней взвешенной арифметической [16]:

ККП=0,15 ЭП + 0,29 ФП + 0,23 ЭС + 0,33 КТ

где: ККП - коэффициент конкурентоспособности предприятия;

ЭП - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;

ФП - значение критерия финансового положения предприятия;

ЭС - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;

КТ - значение критерия конкурентоспособности товара;

0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты  весомости критериев.

ЭП = 0,31И + 0,19Ф + 0,40РТ + 0,10П

где: ЭП - критерий эффективности производственной деятельности предприятия;

И - относительный  показатель издержек производства на единицу продукции;

Ф - относительный  показатель фондоотдачи;

РТ - относительный показатель рентабельности товара;

П - относительный показатель производительности труда;

0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты  весомости показателей.

ФП = 0,29 КА + 0,20 КП 0,36 КЛ + 0,15 КО

где: ФП - критерий финансового положения предприятия ;

КА - относительный показатель автономии предприятия;

КП - относительный показатель платежеспособности предприятия;

КЛ - относительный показатель ликвидности предприятия;

КО - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;

0,29; 0,20; 0,36; 0,15 - коэффициенты  весомости показателей.

ЭС = 0,37РП + 0,29КЗ + 0,21КМ + 0,14КР

где: ЭС - критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара;

РП - относительный показатель рентабельности продаж;

КЗ - относительный показатель затоваренности готовой продукцией;

КМ - относительный показатель загрузки производственных мощностей;

КР - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;

0,37; 0,29; 0,21; 0,14 - коэффициенты  весомости показателей.

Расчёт критерия конкурентоспособности товара проводится по формуле, представленной в первом методе.

В общем виде алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности  промышленного предприятия предусматривает  три последовательных этапа:

Этап 1-й. Расчет единичных  показателей конкурентоспособности  предприятия 1.1-4.2 (табл.) и перевод  показателей 1.1-3.4 в относительные  величины (баллы).

Для перевода показателей 1.1-3.4 в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей (базы для сравнения) могут выступать:

  • среднеотраслевые показатели;
  • показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке;
  • показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.

В целях перевода показателей в относительные  величины используется 15-ти балловая шкала. При этом 5-ю баллами оценивается  показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; 10-ю баллами - на уровне базового; 15-ю баллами - лучше, чем базовый.

Этап 2-й. Расчёт критериев  конкурентоспособности предприятия  по представленным выше формулам.

Этап 3-й. Расчет коэффициента конкурентоспособности предпрития (ККП).

Данная оценка конкурентоспособности предприятия  охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного  предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.  

Методы, основанные на оценке конкурентоспособности  продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Суть подхода заключается в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.

Комплексные методы. Оценка конкурентоспособности предприятия в рамках подобных методов ведется на основании выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная - по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции. 

Важнейшей характеристикой  продукции является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции  можно по коэффициенту,  учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских свойств) и цен реализации по формуле:

Kij=Ti/Tj : Цi/Цj

Где Кij-коэффициент конкурентоспособности;

Ti и Tj-основные качественные характеристики продукции соответственно I-й и J-й фирм;

Цi и Цj –цены реализации продукции i-й и j-й фирм.

Рассмотрим оценку конкурентоспособности продукции  четырех фирм-производителей строительного  кирпича.В качестве значений j принимаются стандарты по ГОСТ 530-95 для марок кирпича 100,125,150. 

    Показатели Марки
    100 125 150
    Прочность, Мпа(1) 10,0 12,5 15,0
    Водопоглощение, %(2) Должно быть меньше 6%
    Масса, кг(3) Должно быть не более 4,3 кг.
    Средняя рыночная цен, р/1000 шт. 2500,0  2600,0 2700,0
    Фирмы Показатели
    Цена,р/1000 шт Прочность,МПа Водопоглащение,% Масса,кг
    Марка 100 Марка 125 Марка 150 Марка 100 Марка 125 Марка 150
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    1.ОАО «Стройкерамика» 2503 2623 2723 9.9 12.4 15.0 6.1 4.3
    2.ОАО «ЗСМ-7» 2508 2608 2733 9.8 12.6 14.8 5.8 4.2
    3.ЗАО «Кирпичный  завод р.п. Маслянино» 2518 2633 2713 10.0 12.2 14.7 5.9 4.4
    4.ОАО «Черепановский ЗСМ» 2523 2613 2715 9.7 12.4 15.1 6.0 4.3
 
  Прочность Водопоглащение Масса
М 100 К11=9.9/10.0:2503/2500=0.98 K12=6.0/6.1:2503/2500=0.98 K13=4.3/4.3:2503/2500==0.98
М 125 К21=12.4/12/5:2623/2600=0.98 K22=6.0/6.1:2623/2600=0.99 K23=4.3/4.3:2623/2600=0.99
М 150 K31=15.0/15.0:2723/2700=0.99 K32=6.0/6.1:2723/2700=0.99 K33=4.3/4.5:2723/2700=0.99

Рассчитаем коэффициент  конкурентоспособности четырех предприятий по каждой марке кирпича. 
 
 

  Прочность Водопоглащение Масса
М 100 K41=9.8/10:2508/2500=0.98 K42=6.0/5.8:2508/2500=1.03 K43=4.3/4.2:2508/2500=1.02
М 125 K51=12.6/12.5:2608/2600=1 K52=6.0/5.8:2608/2600=1.03 K53=4.3/4.2:2608/2600=1.02
М 150 K61=14.8/15.0:2733/2700=0.97 K62=6.0/5.8:2733/2700=1.01 K63=4.3/4.2:2733/2700=1

 

  Прочность Водопоглащение Масса
М 100 K71=10/10:2518/2500=1 K72=6.0/5.9:2518/2500=1 K73=4.3/4.4:2518/2500=0.98
М 125 K81=12.2/12.5:2633/2600=0.96 K82=6.0/5.9:2633/2600=1 K83=4.3/4.4:2633/2600=0.98
М 150 K91=14.7//15.0:2713/2700=0.98 K92=6.0/5.9:2713/2700=1 K93=4.3/4.4:2713/2700=0.98
 
 
  Прочность Водопоглащение Масса
М 100 K101=9.7/10:2523/2500=0.97 K102=6.0/6.0:2523/2500=1 K103=4.3/4.3:2523/2500=1
М 125 K111=12.4/12.5:2633/2600=0.98 K112=6.0/6.0:2633/2600=1 K113=4.3/4.3:2633/2600=1
М 150 K121=15.1/15.0:2715/2700=1 K122=6.0/6.0:2715/2700=1 K123=4.3/4.3:2715/2700=1
 

Результаты расчетов объединим в общую таблицу. 

Фирма Марка Прочность Водопоглощение Масса
ОАО «Стройкерамика» Марка 100 0.98 0.98 0.99
Марка 125 0.98 0.99 0.99
Марка 150 0.99 0.99 0.99
ОАО «ЗСМ-7» Марка 100 0.98 1.03 1.02
Марка 125 1 1.03 1.02
Марка 150 0.97 1.03 1
ЗАО «Кирпич. завод Маслянино» Марка 100 1 1 0.98
Марка 125 0.96 1 0.98
Марка 150 0.98 1 0.98
ОАО «Черепановский ЗСМ» Марка 100 0.97 1 1
Марка 125 0.98 1 1
Марка 150 1 1 1
 

По данным таблицы  можно сделать следующие выводы:

1.Больше всего  показателей со значением больше  единицы, а, следовательно, продукция более конкурентоспособна, у ОАО «ЗСМ-7» (7 показателей по всем маркам,5 значений больше единицы);

2. Так как ОАО «Черепановский ЗСМ» имеет также 7 показателей равных единице, то продукция этой фирмы также более конкурентоспособна;

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы