Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа
Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг).
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.
Во вторую группу объеденены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильногоразвития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП), экспертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев.
Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической [16]:
ККП=0,15 ЭП + 0,29 ФП + 0,23 ЭС + 0,33 КТ
где: ККП - коэффициент конкурентоспособности предприятия;
ЭП - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;
ФП - значение критерия финансового положения предприятия;
ЭС - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;
КТ - значение критерия конкурентоспособности товара;
0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты весомости критериев.
ЭП = 0,31И + 0,19Ф + 0,40РТ + 0,10П
где: ЭП - критерий эффективности производственной деятельности предприятия;
И - относительный показатель издержек производства на единицу продукции;
Ф - относительный показатель фондоотдачи;
РТ - относительный показатель рентабельности товара;
П - относительный показатель производительности труда;
0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты весомости показателей.
ФП = 0,29 КА + 0,20 КП 0,36 КЛ + 0,15 КО
где: ФП - критерий финансового положения предприятия ;
КА - относительный показатель автономии предприятия;
КП - относительный показатель платежеспособности предприятия;
КЛ - относительный показатель ликвидности предприятия;
КО - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;
0,29; 0,20; 0,36; 0,15 - коэффициенты весомости показателей.
ЭС = 0,37РП + 0,29КЗ + 0,21КМ + 0,14КР
где: ЭС - критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара;
РП - относительный показатель рентабельности продаж;
КЗ - относительный показатель затоваренности готовой продукцией;
КМ - относительный показатель загрузки производственных мощностей;
КР - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;
0,37; 0,29; 0,21; 0,14 - коэффициенты весомости показателей.
Расчёт критерия конкурентоспособности товара проводится по формуле, представленной в первом методе.
В общем виде алгоритм
расчета коэффициента конкурентоспособности
промышленного предприятия
Этап 1-й. Расчет единичных
показателей
Для перевода показателей 1.1-3.4 в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей (базы для сравнения) могут выступать:
В целях перевода показателей в относительные величины используется 15-ти балловая шкала. При этом 5-ю баллами оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; 10-ю баллами - на уровне базового; 15-ю баллами - лучше, чем базовый.
Этап 2-й. Расчёт критериев
конкурентоспособности
Этап 3-й. Расчет коэффициента
конкурентоспособности
Данная оценка
конкурентоспособности
Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Суть подхода заключается в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.
Комплексные
методы. Оценка конкурентоспособности
предприятия в рамках подобных методов
ведется на основании выделения текущей
и потенциальной конкурентоспособности
предприятия. В большинстве случаев текущая
конкурентоспособность определяется
на основании оценки конкурентоспособности
продукции предприятия, потенциальная
- по аналогии с методами, основанными
на теории эффективной конкуренции.
Важнейшей характеристикой
продукции является ее качество. Произвести
оценку конкурентоспособности
Kij=Ti/Tj : Цi/Цj
Где Кij-коэффициент конкурентоспособности;
Ti и Tj-основные качественные характеристики продукции соответственно I-й и J-й фирм;
Цi и Цj –цены реализации продукции i-й и j-й фирм.
Рассмотрим оценку
конкурентоспособности
Показатели | Марки | |||||||||
100 | 125 | 150 | ||||||||
Прочность, Мпа(1) | 10,0 | 12,5 | 15,0 | |||||||
Водопоглощение, %(2) | Должно быть меньше 6% | |||||||||
Масса, кг(3) | Должно быть не более 4,3 кг. | |||||||||
Средняя рыночная цен, р/1000 шт. | 2500,0 | 2600,0 | 2700,0 | |||||||
Фирмы | Показатели | |||||||||
Цена,р/1000 шт | Прочность,МПа | Водопоглащение,% | Масса,кг | |||||||
Марка 100 | Марка 125 | Марка 150 | Марка 100 | Марка 125 | Марка 150 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
1.ОАО «Стройкерамика» | 2503 | 2623 | 2723 | 9.9 | 12.4 | 15.0 | 6.1 | 4.3 | ||
2.ОАО «ЗСМ-7» | 2508 | 2608 | 2733 | 9.8 | 12.6 | 14.8 | 5.8 | 4.2 | ||
3.ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино» | 2518 | 2633 | 2713 | 10.0 | 12.2 | 14.7 | 5.9 | 4.4 | ||
4.ОАО «Черепановский ЗСМ» | 2523 | 2613 | 2715 | 9.7 | 12.4 | 15.1 | 6.0 | 4.3 |
Прочность | Водопоглащение | Масса | |
М 100 | К11=9.9/10.0:2503/2500=0.98 | K12=6.0/6.1:2503/2500=0.98 | K13=4.3/4.3:2503/2500==0.98 |
М 125 | К21=12.4/12/5:2623/2600=0.98 | K22=6.0/6.1:2623/2600=0.99 | K23=4.3/4.3:2623/2600=0.99 |
М 150 | K31=15.0/15.0:2723/2700=0.99 | K32=6.0/6.1:2723/2700=0.99 | K33=4.3/4.5:2723/2700=0.99 |
Рассчитаем коэффициент
конкурентоспособности четырех предприятий
по каждой марке кирпича.
Прочность | Водопоглащение | Масса | |
М 100 | K41=9.8/10:2508/2500=0.98 | K42=6.0/5.8:2508/2500=1.03 | K43=4.3/4.2:2508/2500=1.02 |
М 125 | K51=12.6/12.5:2608/2600=1 | K52=6.0/5.8:2608/2600=1.03 | K53=4.3/4.2:2608/2600=1.02 |
М 150 | K61=14.8/15.0:2733/2700=0.97 | K62=6.0/5.8:2733/2700=1.01 | K63=4.3/4.2:2733/2700=1 |
Прочность | Водопоглащение | Масса | |
М 100 | K71=10/10:2518/2500=1 | K72=6.0/5.9:2518/2500=1 | K73=4.3/4.4:2518/2500=0.98 |
М 125 | K81=12.2/12.5:2633/2600=0.96 | K82=6.0/5.9:2633/2600=1 | K83=4.3/4.4:2633/2600=0.98 |
М 150 | K91=14.7//15.0:2713/2700=0.98 | K92=6.0/5.9:2713/2700=1 | K93=4.3/4.4:2713/2700=0.98 |
Прочность | Водопоглащение | Масса | |
М 100 | K101=9.7/10:2523/2500=0.97 | K102=6.0/6.0:2523/2500=1 | K103=4.3/4.3:2523/2500=1 |
М 125 | K111=12.4/12.5:2633/2600=0.98 | K112=6.0/6.0:2633/2600=1 | K113=4.3/4.3:2633/2600=1 |
М 150 | K121=15.1/15.0:2715/2700=1 | K122=6.0/6.0:2715/2700=1 | K123=4.3/4.3:2715/2700=1 |
Результаты расчетов
объединим в общую таблицу.
Фирма | Марка | Прочность | Водопоглощение | Масса |
ОАО «Стройкерамика» | Марка 100 | 0.98 | 0.98 | 0.99 |
Марка 125 | 0.98 | 0.99 | 0.99 | |
Марка 150 | 0.99 | 0.99 | 0.99 | |
ОАО «ЗСМ-7» | Марка 100 | 0.98 | 1.03 | 1.02 |
Марка 125 | 1 | 1.03 | 1.02 | |
Марка 150 | 0.97 | 1.03 | 1 | |
ЗАО «Кирпич. завод Маслянино» | Марка 100 | 1 | 1 | 0.98 |
Марка 125 | 0.96 | 1 | 0.98 | |
Марка 150 | 0.98 | 1 | 0.98 | |
ОАО «Черепановский ЗСМ» | Марка 100 | 0.97 | 1 | 1 |
Марка 125 | 0.98 | 1 | 1 | |
Марка 150 | 1 | 1 | 1 |
По данным таблицы
можно сделать следующие
1.Больше всего
показателей со значением
2. Так как ОАО «Черепановский ЗСМ» имеет также 7 показателей равных единице, то продукция этой фирмы также более конкурентоспособна;
Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность товара и фирмы